Особенности строения и жизнедеятельности, типы развития
- 21.08.2024
- 0
Зоология, 7 класс
Тип урока: Изучение нового материала;
Вид урока:
— урок с элементами беседы;
— лекция с элементами презентации.
Форма организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование: учебные книги, презентация, раздаточные материалы, рисунки.
Цель урока:
Образовательная: уточнить и расширить знания учащихся об особенностях внешнего строения и образа жизни насекомого, учить отличать от других насекомых; изучить особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука;
Ожидаемые достижение; извлекать информацию из различных источников, ее результаты: группировать; совершенствовать навыки работы в малой группе.
Ход урока:
Организационный момент (1-2 мин.)
Деятельность учителя: Приветствие. Контролировать посещаемость учеников, желая им позитивного отношения и повышая их интерес к уроку.
Деятельность учеников: Приветствие. Ученики узнают цель урока, готовятся к уроку, желая друг другу хорошего настроения.
Повторение пройденного материала (7-10 мин)
Викторина «Продолжи фразу» (слайд)
Ваши баллы удвоятся, если вы продолжите фразу. В этой игре участвует игрок, имеющий синюю фишку, который в течение 2 минут должен продолжить фразы. Фразы читаются в быстром темпе
- Хитин — это …(органическое вещество, похожее на целлюлозу)
- Органы чувств у ракообразных … (усики, глаза)
- Тело паукообразных состоит из …(головогруди и брюшка)
- Дыхательная система большинства паукообразных состоит из … (легочных мешков и трахеи)
- Питаться паукообразные могут только …(жидкой пищей)
- Очень опасные паразиты человека и животных …. (таежный клещ)
- Это очень мелкие клещи — от 0,2 — 0,5 мм, паразитируют в коже человека и млекопитающих — (чесоточный зудень)
- Самая большая группа животных (насекомые)
- Тело насекомых подразделяется на …(голова, грудь, брюшко)
- От каких животных произошли членистоногие (от многощетинковых кольчатых червей)
- Какое вещество входит в состав хитина паукообразных (белок)
- Чем сопровождается рост членистоногих (линькой)
- Членистоногие, обитающие в воде и дышащие жабрами (ракообразные).
- Чем представлена выделительная система ракообразных (пара зеленых желез)
- Как называются расположенные на головогруди паукообразных когтевидные челюсти (хелицеры)
- Как называются у паукообразных ногощупальца … (педипальпы)
- Роль выделительных органов у паукообразных выполняют … (мальпигиевы сосуды)
- Наука, изучающая паукообразных … (арахнология)
- Предварительное переваривание пищи у пауков называется … (внекишечным)
- Каких членистоногих насчитывается около 1 млн видов (насекомых)
- Количество ходильных ног паука (четыре пары)
- Количество ходильных ног рака
- Количество пар ног насекомых … (три пары)
- Ротовые аппараты разных групп насекомых отличается по строению. У каких насекомых ротовой аппарат колюще — сосущий … (комар)
Изучение нового материала (5-7 мин)
Насекомые — их значительно больше, чем всех остальных животных, да и растений вместе взятых.
Класс: Насекомые отряды.
Жуки 30 тыс.
Бабочки 140 тыс.
Двукрылые 100 тыс.
Перепончатокрылые 250 тыс.
Прямокрылые 20 тыс.
Общая характеристика класса
Обитают в почве, воде, тканях растений, в организме животных и человека.
Плодовитость:
матка пчелы — 1 500 000 яиц за всю свою жизнь (живёт 5 лет).
матка термитов — 10 000 000 яиц за жизнь (живет 10 лет).
Польза:
* опыляют растения; + уничтожают вредителей полей;
садов и огородов.
Вред:
÷ кровососущие (влияют на удои молока);
переносят возбудителей болезней от животных к человеку (вши — сыпной,
возвратный тиф; комары — малярию; мухи — глазные заболевания).
Типы ротовых аппаратов:
- грызущий — жуки, тараканы, кузнечики; сосущий — бабочки;
- колющий — комар;
- лижущий — муха;
- грызущее-лижущий — пчёлы, оводы, осы, шмели, шершни.
Зрение — сложное (фасеточное). Человек различает около 60 отдельных цветов; пчёлы видят жёлтый, сине-зелёный, синий, ультрафиолетовый (красный видят бабочки).
Обоняние — на усиках (бабочка — 2-3 км.).
Орган вкуса на ротовых частях (челюсти, губы, щупики). Так же как и человек различают сладкое, кислое, соленое, горькое.
Органы чувств — хорошо развиты и дают большую информацию насекомым о внешней среде.
Особенности строения и жизнедеятельности майского жука
Насекомые из отряда жесткокрылые отличаются от подобных видов довольно крупными размерами. Одной из таких особей считается майский жук, который относится к членистоногим насекомым, семейству пластинчатоусых, подсемейству хрущи.
Название свое он получил из-за особенности появляться весной, но активную деятельность начинать только в конце апреля или начале мая. В народе таких жуков называют «хрущ».
Среда обитания
Встретить майского жука можно в разных уголках планеты, но чаще всего он живет в Азии и Центральной Европе. Иногда особи обитают в Северной Европе. Насекомые предпочитают населять степи, тайгу, леса и лесополосы.
Закрепление изученного материала (15-25 мин)
Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску.
Выделите отделы тела насекомого, назовите их.
Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики — органы осязания, обоняния, глаза — органы зрения и ротовые органы.
На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару — перепончатые крылья.
Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.
Рассмотрите рисунок, подпишите, что обозначено цифрами 1-11.
Вывод: сделайте вывод о чертах строения насекомых, по которым насекомых относят к типу членистоногие, к классу насекомые.
Ученики делают выводы.
- Рефлексия (2-3 мин)
- Подведение итогов урока (3-5 мин)
- Оценивание учащихся
- Домашнее задание (составить кроссворд)
Молдоказиева Нурзат, ннновационная-гимназия имени Н.Бримкулова г.Токтогул, учитель биологии.
Комментарийлер