НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

  • 17.04.2025
  • 0
НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

Паспорт проекта 

НазваниеТрадиции и обычаи кыргызского народа
ТемаНациональные головные уборы кыргызских женщин на разных этапах жизни
РуководительШайдилдаева А.Т.
ТипПоисково-исследовательский
Основная учебная дисциплинаЯ и мир
Цельизучение особенностей изготовления и художественного  своеобразия кыргызских головных уборов
Задачиизучить виды женских головных уборов
Проблемакаждый вид головного убора имеет свое назначение и соответствует определенному возрасту
Предполагаемый результатрасширение знаний о культуре своего народа

 

Предполагаемый продукткнижки-малышки, поделки, рисунки
Необходимое оборудованиеинтернет-ресурсы, национальные головные уборы
Состав проектной группыучащиеся 3 ”б” класса, родители

Введение

Мы, ученики 3 “б” класса, родились в Кыргызстане, в городе Бишкек. Наша республика многонациональная. Мы живем очень дружно. На уроках по предмету «Я и мир» мы знакомимся с традициями и обычаями народов, живущих в нашей республике. На одном из таких уроков наш учитель рассказывала и показывала нам  фотографии национальных кыргызских костюмов. Особенно сильно бросались в глаза красота вышивки на головном уборе.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

 

Нам стало интересно,  и мы решили провести исследование. Оно состоит в том, что изучение особенностей кыргызского костюма может дать дополнительную, интересную информацию о традициях народа, их быте, взаимоотношениях.

Самым красивым и самым тонким народным искусством считалась рукодельная работа женщин.  У женщин-рукодельниц были только иголка, наперсток, ножницы и нитки.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

А какие узоры они вышивали! Какими были искусницами! Это видно хотя бы из того, как они сами себе кроили и шили различную одежду, и прежде всего – платья и головные уборы, которые  были вышиты золотыми и шелковыми нитками.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

Таким образом, целью работы является: изучение особенностей изготовления и художественного  своеобразия кыргызских головных уборов.

Задачи:

  • сбор информации о многообразии женских головных уборов у представительниц кыргызского народа;
  • познакомиться с литературой и интернет ресурсами, связанными с историей,  особенностями  кыргызского народного костюма;
  • изучить виды головных уборов.
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

Объект исследования – национальные женские головные уборы.

Гипотеза исследования:  каждый вид головного убора имеет свое назначение и соответствует  определенному возрасту.

Актуальность данного исследования состоит в том, что изучение особенностей кыргызских женских головных уборов может дать дополнительную, интересную информацию о  культуре и традициях народа, их быте,  взаимоотношениях.

Мы, совместно с классным руководителем  составили план исследования.

                                План исследования:

  • Встреча с бабушками и расспросить о женских головных уборах.
  • Посещение исторического музея.
  • Встретиться с учителями изобразительно-художественного творчества
  • Проанализировать и сделать выводы о назначении каждого вида головного  убора.
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

Стремление самим научиться изготовлять если не весь костюм, то хотя бы его некоторые детали, дает нам возможность получить серьезные навыки настоящего рукоделия, а также углубить свои знания о народном искусстве кыргызов. Все это послужило мотивом для начала данного исследования.

План проекта

ЭтапНаправление работыСрокиПланируемый результат
1ПодготовительныйФормирование творческой группы. Составление плана работыс 25.09.      по 29.09. Списки и планы
2ДеятельностныйИзучение литературы по теме.

Сбор информации

с 02.10.

по

13.10.

Информация по теме
3Ход исследованияПрактическая работас 16.10.

по

27.10.

Материалы     и приложения
4РефлексивныйАнализ проделанной работы, устранение недочетов.с 30.10

по

03.11.

Черновой вариант проекта
5АналитическийАнализ работы. Подведение итогов.с 13.11

по

24.11

Готовый проект
6ПрезентационныйПодготовка к защите проектас 27.11

по

08.12.

Презентация

 Теоретическая часть проекта

Традиционный женский национальный костюм кыргызского народа состоит из следующих основных компонентов: платье — «кйнк», набедренной  распашной юбки – бельдемчи и головного убора.

— Кыргызские женские головные уборы многое могли рассказать о своей хозяйке: откуда она родом, сколько ей лет, какое у нее социальное положение, замужем ли она. Потому что у каждого головного убора было свое время, свой смысл и значение, и свой этап в жизни женщины.

Тебетей — головной убор девушки

Тебетей считается мужским и девичьим головным убором. Девочки начинали носить тебетей с юных лет. Девичьи тебетеи снаружи отделывали красным бархатом или манатом — в кочевые времена они ценились на вес золота. Их украшали бисерами и вышивками, а также нередко пришивали обереги, чтобы уберечь от сглаза.

Девичьи тебетеи имели опушку из меха выдры, куницы или лисицы. На макушку тебетея часто добавляли пучок перьев филина или совы. Тогда тебетей назывался «үкү-тебетей» или же «үкү-топу». Края «тебетея» полностью покрываются мехом животного, остается только макушка. Он имеет плоскую четырёхклинную тулью и шьют его, как правило, из бархата или сукна, отделывают чаще всего лисьим мехом или куницей, выдрой.

Тебетей девушки могли носить до замужества, а дальше его заменял уже другой головной убор.

Шөкүлө — головной убор невесты

Шөкүлө — это конусовидный головной убор, который невеста надевала в день свадьбы, покидая отчий дом и отправляясь в дом жениха. Каждая ее деталь имела свое значение и этот свадебный головной убор изготавливала для дочери ее мать.

Это конусообразная шапка заострена кверху и на верхушке собрана легкая светлая ткань. Во время свадебной процессии невесте закрывали этой тканью лицо. Высота бывает 22-30 см. В древности его делали из белого войлока, и окаймлялась мехом выдры, лисы и др. животных. Богато украшается орнаментом и вышивкой. «Кыргак» — главный декоративный элемент шөкүлө.

Украшали этот свадебный головной убор перьями журавля-красавки или цапли, драгоценными металлами, камнями и перламутром, вышивкой аппликации из парчи, вышитых орнаментов. Также часто на лобную часть головного убора прикрепляли большую округлую серебряную или позолоченную бляху — калкан. Но такой роскошный головной убор могла позволить себе не каждая невестка. Для девушек из простых и бедных семей это было дорогое удовольствие.

Есть разная информация, сколько потом невестка носила этот головной убор. По некоторым данным, 5-6 дней, по другим — около года. Что случалось с шөкүлө потом? Этот дорогой и красивый головной убор возвращался в дом невесты и передавался ее младшим сестрам.

Затем проводили обряд смены головного убора в доме мужа. Так как девушка вышла замуж и перешла на другой этап своей жизни, головной убор невесты шөкүлө меняли на головной убор замужней женщины — элечек. Была даже примета: если первый элечек невесты наматывался ровно и легко, значит и ее семейная жизнь будет ровной и счастливой.

На этой церемонии элечек заворачивала старшая женщина, обычно старшая невестка. Другие женщины при этом пели песни, содержащие пожелания счастья и процветания невесте. Они также призывали молодую женщину уважать старших.

Элечек носили круглый год, при выполнении любой домашней работы, даже при разведении костра и приготовлении пищи. Выходить из юрты даже за водой без него было недопустимо. Также без элечека нельзя было появляться в присутствии тестя и шуринов.

Элечек — головной убор жены и матери

Элечек носили после замужества. Поэтому замужем ли женщина, можно было узнать по головному убору.

Элечек наматывался на голову из белой хлопчатобумажной ткани и был очень ценен в кочевой жизни. Тканью элечека пеленали новорожденных детей, перевязывали раны и даже использовали как саван для покойного при погребении.

Каких-то определенных стандартов длины ткани для элечека не было. Женщины, у которых не было много ткани, старались намотать элечек хотя бы из 5 метров. А элечек состоятельных женщин мог достигать и 50 метров. Так что если элечек был высоким, это было признаком знатного происхождения женщины.

Элечек имеет несколько составных частей: «баш кеп», «сала коймо», «ээк алмай» «астынкы, үстүнкү тартма», «тумарча», «бадал». «Элечек» как и «шөкүлө» украшается традиционным декоративным элементом «кыргык», опоясывающий головной убор полоска различной ширины, на который наносится узоры вышивкой и декорируются золотом, серебром и другими камнями. В зависимости от декора «кыргак» называется по разному – «күмүш кыргак», «алтын кыргак», «сайма кыргак», «оймо кыргак», «жибек кыргак» и т.д. По его краям прикрепляются серебряные или золотые подвески, что придает элечеку торжественный вид. Элечек бывает только белого цвета за исключением траурного (траурное время покрывает его черным платком). В одевании элечека есть региональные отличия.

— На севере женщины носили белые элечеки с дополнительной белой материей, которая закрывала шею и подбородок от ветра и холода.

— На юге же было жарко, поэтому там женщины укрывались от солнца. Для этого они наматывали оромдор на особый манер так, чтобы прятать лицо от солнца. Также на юге элечеки могли быть красочными с разными вышивками и орнаментами.

Наматывать элечек — сложная и кропотливая работа, поэтому его распускали только в случае необходимости.

С элечеком связан и другой обряд — ырым: элечек носили женщины до конца своих дней. Если хозяйка элечека была долгожительницей, то после ее смерти ее элечек разматывали на саван и часть ткани отрезали и раздавали ее родным и близким, чтобы и они жили также долго.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

 Элечек – кыргызский женский головной убор, внесен в  Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Решение об этом было принято единогласно на 18-й сессии Межправительственного ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия, которая проходила с 4 по 9 декабря 2023 года в городе Касане, Ботсвана

 Художественно-иллюстративный материал

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

 

 Заключение и выводы

Когда смотришь на эти разнообразные красивые головные уборы, со вкусом и мастерством изготовленную одежду  и множество других искусно сшитых из шелка  платьев, когда смотришь на все это глазами современника, всегда поражаешься старинному кыргызскому рукодельному мастерству, дошедшему до нас из далекого времени.

В ходе проведенных исследований мы подробнее ознакомились с прошлым своего народа: традиционным хозяйственным укладом, богатой материальной культурой, величайшей мудростью предков, с теми ценностями, которые бережно хранились и передавались из поколения в поколение.

Сотни лет назад созданное нашими предками искусство бессмертно и сейчас, оно вызывает огромный интерес, заслуживает самого внимательного изучения и дальнейшего развития.

Несомненно, вышивка, отделка и технология изготовления кыргызских головных уборов является настоящим произведением народного искусства. Кроме того,  бесспорен и тот факт, что у кыргызов было особое отношение к головным уборам. Таким образом, в процессе исследования, можно сделать следующие выводы:

— к изготовлению головных уборов кыргызские рукодельницы относились с особой тщательностью;

— женские головные уборы кыргызов классифицировались по  сословию, возрастным особенностям, временам года;

— в зависимости от вышеперечисленной группы, головные уборы отличались по форме, цветовой гамме, материалу, орнаменту.

Сегодня кыргызский народный костюм не теряет свою актуальность, и современные модельеры по новому трактуют его в своих творческих работах, что способствовало появлению столь популярного в последнее время «этно стиля».

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ КЫРГЫЗСКИХ ЖЕНЩИН НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

Аида Шайдилдаева, учительиица начальных классов

 Литература:

  • Султанова Н.Г. Традиции ношения головного убора кыргызских женщин.Вестник КРСУ – 2016. Том 16
  • KG life «Живи Кыргызстаном» [Электронный ресурс] / Ред. Г. Аалиева, Этикет одежды кыргызов — женщин, стр. 2. — Режим доступа: HYPERLINK «https://vk.com/topic
  • Рахимова Ч.Р. Детский кыргызско-русский словарик в картинках.
  • Интернет- ресурсы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бөлүшүү

Комментарийлер