День библиографии
- 22.10.2024
- 0
Гульнара Тыналиева, библиотекарь
«Дети должны жить в мире красоты
игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества».
Василий Сухомлинский.
НЕДЕЛЯ БИБЛИОГРАФИИ
Цель:
- Показать, что библиография – надежный помощник при выборе книг.
- Дать читателю основные знания по библиографии, научить его методике самостоятельного поиска литературы по каталогам, картотекам, энциклопедиям, справочникам.
- Приобщение учащихся к чтению всеми путями.
Задачи:
- Дать понятие о библиографии.
- Познакомить учащихся-читателей со справочным аппаратом школьной библиотеки.
- Научить пользоваться ими.
- Вызвать интерес к чтению книг. Создать среду развития ученика через чтение, книгу и иные виды материалов.
- Использовать активные методы и формы работы, которые заставляют читателя мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения.
- Развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умение сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.
Основными задачами школьной библиотеки являются:
- Помочь ребенку подружиться с книгой, научить его выбирать лучшие книги, думать, размышлять над прочитанным;
- Воспитание у учащихся информационной культуры, любовь к книге, культуры чтения, умения пользоваться библиотекой;
- Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного усвоения школьных программ.
Основные функции библиотеки:
- Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформированные в концепции школы.
- Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
- Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
План:
Первый день библиографии:
- Опрос учащихся с целью определения существующих знаний по теме занятия.
- Изложение теоретической части нового материала:
- дать понятие о библиографии, используя выставку «Тайны библиографии»,
- рассказать о СБА библиотеки, используя демонстрационный материал (каталоги, картотеки, указатели, папки, рекомендательные списки),
- подробно познакомить с энциклопедиями, и научить пользоваться ими,
- представить справочные издания (например: универсальную энциклопедическую серию «Чудо-книга», Словарь В. И. Даля (для школьников) и т.д.
- Используя игру, выполнить практические задания на закрепление нового материала: Брейн – ринг «Твои помощники в учебе».
- Задание Покер «Характеристика в названии произведения».
Второй день.
- Задание Эрудит-лото «Сказка о царе Салтане».
- Задание Омонимы «Во саду ли, в огороде…»
Третий день.
- Задание Аналогии «Пословицы и поговорки».
- Задание переведите пословицы с кыргызского языка на русский язык.
- Задание правильно собрать пословицы и поговорки.
- Значение проводимых мероприятий.
Четвертый день.
- Интеллектуальный ринг.
- Значение.
День пятый. (по свободному выбору)
- «Великий сказочник Г.Х. Андерсен»
- Сказочная викторина по произведениям Г.Х. Андерсена.
День шестой. (по выбору)
Познавательная игра «Великие открытия и изобретения.»
Вначале и в конце мероприятий включаем на 2 минуты песни или музыку о библиотеке, гимн библиографу.
Оборудование:
Телевизор (или экран с проектором), компьютер, конверты, карточки, бумага А4 (белая или цветная), ручки (фломастеры), флажки, клей, и т.д.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Высказывать сое отношение к героям прочитанных произведений;
- С точки зрения общепринятых норм и ценностей оценивать хорошие и плохие поступки героев произведений и жизненные ситуации.
Коммуникативные универсальные:
- Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;
- Учиться работать в группе, в паре.
Познавательные универсальные:
- Ориентироваться в книге (содержание, оглавление и т.д.) в словарях, справочниках; энциклопедиях;
- Обрабатывать информацию через умение делать элементарные виды записей, выписки и т.д.;
- Воспринимать на слух художественный текст;
- Ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки.
Рефлексия:
- Образовательная — выявление знаний;
- Развивающая — развитие творческого мышления, рассуждать;
- Воспитательная — изучение народных культур воспитывает душу каждого ребенка, совершенствуется характер, помогает проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Формировать чувства толерантности, толерантного поведения.
Библиотекарь:
Что такое библиография? Это наука о книге, изучающая произведения печати и обеспечивающая ориентацию в имеющихся ресурсах библиографической информации (указатели литературы). Как найти нужную книгу? И о том, где ее искать? Помогут библиографические указатели, каталоги, библиотекарь. Чтобы получить необходимую вам информацию, вы часто прибегаете к помощи энциклопедии. Это значит, что вы ожидаете увидеть там информацию по всем важным темам. Слово «энциклопедия» появилось в Греции означало «инструкции на все случаи жизни». Впервые это слово ввел в английский язык сэр Томас Элиот в 1538 году и расшифровал его как «книга, объясняющая все известные науки и предметы».
Сегодня слова расположены в энциклопедиях в алфавитном порядке. Так что в них легко найти нужное слово. Бывают однотомные или многотомные. В обобщенном виде по одной или по всем отраслям знаний.
Словарь –это книга, в которой приведены слова с объяснением их значения, там может быть информация о произношении. Истории слова или особенностях его употребления.
Справочник – это книга, имеющее систематическую структуру, и имеет практический характер. Знакомимся с СБА (справочно-библиографическим аппаратом библиотеки) на столах справочники, словари, энциклопедии (перечисляем, показываем) учим ребят, как пользоваться. (сопровождается презентацией об имеющихся энциклопедиях, словарях и справочниками в фонде библиотеки).
Подготовка: сформировать 5 команд. Каждая выбирает себе капитана, девиз, который можно написать на сигнальном флажке. В игре поднятый флажок – готовность к ответу. Отвечает капитан команды или тот, кого он назначит. Нарушители наказываются штрафным вычетом очков (подсчёт очков ведется в отдельном документе – счёт команд – где фиксируются все очки, заработанные командами).
1 тур. Ваши команды будут соревноваться в игре «Брейн- ринг» под названием «Твои помощники в учебе».
Раздать каждой команде – конверты (карточки) с вопросами (в конверте по 6 вопросов, вопросы разные), ответы — записать, где нашли? № тома, страницу, название книги (на задание дается 10 -15 минут).
Например:
Кто написал первую энциклопедию?
Кто такой Леонардо да Винчи?
Кто такой Иса Ахунбаев?
Какая самая большая змея в мире?
Млекопитающие, внесённые в Красную книгу Кыргызстана.
Что такое легенда?
Кто придумал первый календарь?
Когда на Востоке отмечается Новый год?
Какой хребет самый длинный в мире?
Кто такие гунны?
Кто такой Тамерлан?
У кого из животных уши находятся внутри головы?
Кто является классиком новейшей мировой литературы? и т.д.
Вопросы из справочников, словарей и энциклопедий. Проверяем правильность и подводим итоги 1 тура, для оценивания результатов игры выбирается жюри. Очки, заработанные командой, фиксируются в таблице. (Приложение 1).
2 тур
Задание Покер «Характеристика в названии произведения».
Можно использовать карточки, тогда записать эпитет в графу «ответ». Или же продолжить игру с использованием презентации… и по очереди команды отвечают на вопросы. Вспомните, какие они, те «кто или что», которые упомянуты в названии произведения указанного автора.
Пример:
Подведение итогов. Награждение команд.
Второй день. 1 тур. Задание Эрудит-лото «Сказка о царе Салтане». Даны три варианта ответа, необходимо выбрать один единственный правильный ответ.
1. Царь Салтан и царица молодая ждали рождения сына:
а) в мае
б) в сентябре
в) в июле
г) в январе
2. Царевна Лебедь не превращала князя Гвидона:
а) в муху
б) в шершня
в) в комара
г) шмеля
3. Рост князя Гвидона при рождении составлял около:
а) 40 см
б) 51 см
в) 60 см
г) 71 см
4. В качестве тетивы своего первого лука князь Гвидон использовал:
а) шнурок от крестика
б) веревочку от кушака
в) шнурок из кудрей золотых
г) материнскую ленту
5. А стрелу он сделал из:
а) ветки дуба
б) камышинки из болота
в) веточки ивы
г) тонкой тросточки
6. Хрустальный дворец, в котором жила на диво чудесная белочка, стоял:
а) под елью
б) под березой
в) под дубом
г) под сосной
7. Тридцать три богатыря выходили в дозор:
а) шеренгой в ряд
б) колонной за дядькой Черномором
в) колонной по два
г) колонной по три
8. Заморские гости не торговали:
а) донскими жеребцами
б) соболями, чёрно-бурыми лисами
в) булатом и златом
г) яхонтом да жемчугами
9. Князь Гвидон просил царевну Лебедь выполнить его желание:
а) три раза
б) восемь раз
в) шесть раз
г) семь раз
Ответ с комментариями:
1 –Б. «И роди богатыря /Мне к исходу сентября».
2 –Б. «Будь же, князь, ты комаром!», «В муху князь оборотился…», «Шмелем князь оборотился…»
3 – Б. «Сына Бог им дал в аршин». Аршин – 71 см.
4 — А. «Со креста шнурок шелковый / Натянул на лук дубовый…»
5 – Г. «Тонку тросточку сломил, / Стрелкой легкой навострил…»
6 – А. «Ель растет пред дворцом, / А под ней хрустальный дом…»
7 – В. «…идут витязи четами…», то есть попарно.
8 – Г. «Торговали соболями/чёрно-бурыми лисами…», «Торговали мы конями / все донскими жеребцами…» «Торговали мы булатом /Чисты серебром и златом…»
9 – Г. Предоставила возможность трижды побывать в» царстве славного Салтана» и подарила четыре «чуда света», последним была она сама. А быть князем не просил и иметь город не желал. Спасителю женщина готова отдать даже себя.
2 тур. Задание Омонимы «В саду ли, в огороде…»
Ответом на каждый вопрос будет название какого-либо овощного или растения, или его плода.
Подведение итогов и награждение победителей. Третий день.
1 тур. Задание аналогии «Пословицы и поговорки».
У разных народов на одинаковые ситуации сложены свои пословицы. Прислушайтесь к чужим пословицам и поговоркам, догадайтесь, какой дополнительный смысл они имеют, вспомните пословицу, которую вспоминают при аналогичных обстоятельствах. Вот это-то аналог вы и запишите в графу «ответ».
Помните, что это все-таки игра с некоторой долей юмора.
2 тур. Задание переведите пословицы на русский язык:
- Жакшы кеңеш – жарым ырыс
- Ырыс алды – ынтымак.
- Билбеген уу ичет.
- Билим – элге, суу – жерге.
- Билимдүү болмок –оңой, адам болмок – кыйын.
- Билимдүүнүн – билими жугат, билимсиздин – ириңи жугат.
- Билими бар – ар балаадан кутулат, билими жок – миң балаага тутулат.
- Жылуу-жылуу сүйлѳсѳ, жылан ийинден чыгат.
- Илим албай –мактанба, ѳнѳрлүү болбой – баптанба.
3 тур. Задание правильно собрать пословицы и поговорки.
В конвертах пословицы про две, но разрезанные на отдельные слова, собрать и приклеить на лист бумаги.
Например:
- Книга /в счастье/ украшает, / а в несчастье/ утешает.
- Ум/ без книг /-как птица/ без крыл.
- Одна /книга /тысячи /людей учит.
- Книга – /твой друг / без нее /как без рук.
- Кто /много читает /тот много/ в жизни знает.
- Не всякий, /кто читает /в чтении /силу знает.
- Не красна/ книга /письмом /а красна умом.
- Книга – /стол мысли /а за стол /приглашается /каждый.
Подводим итоги и награждение победителей.
Одновременно можно раздать конверты с заданием. Главное, чтобы каждый принимал активное участие в игре.
Заключение:
Все мероприятия сопровождаются презентацией, благодаря красочным слайдам, учащиеся очень активно участвуют в викторинах, живо отвечают на самые сложные вопросы. В конкурсах принимают участие все дети, кто любит книгу и чтение. Мероприятия, проводимые библиотекой, развивают творчество, фантазию, воображение детей, находчивость, сообразительность и воспитывает понятие добра и справедливости. Учащихся заинтересованы посещать библиотеку, и всегда после мероприятий ребята приходят за книгами.
Современный ритм и условия жизни требует новых подходов к обучению и развитию. Образование детей начинается с азбуки и сказок. Нынешние дети, познающие митр по сказкам, завтра будут творить, изменять его, совершенствовать. Опираясь на сказки, энциклопедии. Благодаря книгам формируется мировоззрение ребенка, расширяется кругозор, закладываются основы интеллекта и коммуникабельности. Применение игровой деятельности в библиотеке создает атмосферу здорового соревнования, ученики активизируются, увлекаются поиском ответов, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем же чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памятью», но может с умом пользоваться ее богатствами.
Информационное пространство ХХI века сложное, и изменчивое, крайне разнообразное. Жизнь в электронной среде требует перехода от накопления информации к созданию знания. И научить школьников превращать информацию в знания – наиболее сложная им востребованная сегодня задача образовательных учреждений, которую, несомненно. Решают и школьные библиотеки. Мы любим жизнь! Жизнь яркую, переменчивую, новую, фееричную. Поэтому мы готовы к дальнейшим переменам и новым встречам!
Комментарийлер