День библиографии

  • 22.10.2024
  • 0
День библиографии

Гульнара Тыналиева, библиотекарь

«Дети должны жить в мире красоты

игры, сказки, музыки,

 рисунка, фантазии, творчества».

 Василий Сухомлинский.

НЕДЕЛЯ БИБЛИОГРАФИИ

Цель:

  • Показать, что библиография – надежный помощник при выборе книг.
  • Дать читателю основные знания по библиографии, научить его методике самостоятельного поиска литературы по каталогам, картотекам, энциклопедиям, справочникам.
  • Приобщение учащихся к чтению всеми путями.

Задачи:

  • Дать понятие о библиографии.
  • Познакомить учащихся-читателей со справочным аппаратом школьной библиотеки.
  • Научить пользоваться ими.
  • Вызвать интерес к чтению книг. Создать среду развития ученика через чтение, книгу и иные виды материалов.
  • Использовать активные методы и формы работы, которые заставляют читателя мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения.
  • Развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умение сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.

Основными задачами школьной библиотеки являются:

  • Помочь ребенку подружиться с книгой, научить его выбирать лучшие книги, думать, размышлять над прочитанным;
  • Воспитание у учащихся информационной культуры, любовь к книге, культуры чтения, умения пользоваться библиотекой;
  • Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного усвоения школьных программ.

Основные функции библиотеки:

  • Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформированные в концепции школы.
  • Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
  • Культурная – организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.

План:

Первый день библиографии:

  1. Опрос учащихся с целью определения существующих знаний по теме занятия.
  2. Изложение теоретической части нового материала:
  • дать понятие о библиографии, используя выставку «Тайны библиографии»,
  • рассказать о СБА библиотеки, используя демонстрационный материал (каталоги, картотеки, указатели, папки, рекомендательные списки),
  • подробно познакомить с энциклопедиями, и научить пользоваться ими,
  • представить справочные издания (например: универсальную энциклопедическую серию «Чудо-книга», Словарь В. И. Даля (для школьников) и т.д.
  1. Используя игру, выполнить практические задания на закрепление нового материала: Брейн – ринг «Твои помощники в учебе».
  2. Задание Покер «Характеристика в названии произведения».

Второй день.

  1. Задание Эрудит-лото «Сказка о царе Салтане».
  2. Задание Омонимы «Во саду ли, в огороде…»

Третий день.

  1. Задание Аналогии «Пословицы и поговорки».
  2. Задание переведите пословицы с кыргызского языка на русский язык.
  3. Задание правильно собрать пословицы и поговорки.
  4. Значение проводимых мероприятий.

Четвертый день.

  1. Интеллектуальный ринг.
  2. Значение.

День пятый. (по свободному выбору)

  1. «Великий сказочник Г.Х. Андерсен»
  2. Сказочная викторина по произведениям Г.Х. Андерсена.

День шестой. (по выбору)

Познавательная игра «Великие открытия и изобретения.»

Вначале и в конце мероприятий включаем на 2 минуты песни или музыку о библиотеке, гимн библиографу.

Оборудование:

Телевизор (или экран с проектором), компьютер, конверты, карточки, бумага А4 (белая или цветная), ручки (фломастеры), флажки, клей, и т.д.

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • Высказывать сое отношение к героям прочитанных произведений;
  • С точки зрения общепринятых норм и ценностей оценивать хорошие и плохие поступки героев произведений и жизненные ситуации.

Коммуникативные универсальные:

  • Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;
  • Учиться работать в группе, в паре.

Познавательные универсальные:

  • Ориентироваться в книге (содержание, оглавление и т.д.) в словарях, справочниках; энциклопедиях;
  • Обрабатывать информацию через умение делать элементарные виды записей, выписки и т.д.;
  • Воспринимать на слух художественный текст;
  • Ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки.

Рефлексия:

  1. Образовательная — выявление знаний;
  2. Развивающая — развитие творческого мышления, рассуждать;
  3. Воспитательная — изучение народных культур воспитывает душу каждого ребенка, совершенствуется характер, помогает проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Формировать чувства толерантности, толерантного поведения.

Библиотекарь:

Что такое библиография? Это наука о книге, изучающая произведения печати и обеспечивающая ориентацию в имеющихся ресурсах библиографической информации (указатели литературы). Как найти нужную книгу? И о том, где ее искать? Помогут библиографические указатели, каталоги, библиотекарь. Чтобы получить необходимую вам информацию, вы часто прибегаете к помощи энциклопедии. Это значит, что вы ожидаете увидеть там информацию по всем важным темам. Слово «энциклопедия» появилось в Греции означало «инструкции на все случаи жизни». Впервые это слово ввел в английский язык сэр Томас Элиот в 1538 году и расшифровал его как «книга, объясняющая все известные науки и предметы».

Сегодня слова расположены в энциклопедиях в алфавитном порядке. Так что в них легко найти нужное слово. Бывают однотомные или многотомные. В обобщенном виде по одной или по всем отраслям знаний.

Словарь –это книга, в которой приведены слова с объяснением их значения, там может быть информация о произношении. Истории слова или особенностях его употребления.

Справочник – это книга, имеющее систематическую структуру, и имеет практический характер. Знакомимся с СБА (справочно-библиографическим аппаратом библиотеки) на столах справочники, словари, энциклопедии (перечисляем, показываем) учим ребят, как пользоваться. (сопровождается презентацией об имеющихся энциклопедиях, словарях и справочниками в фонде библиотеки).

Подготовка: сформировать 5 команд. Каждая выбирает себе капитана, девиз, который можно написать на сигнальном флажке. В игре поднятый флажок – готовность к ответу. Отвечает капитан команды или тот, кого он назначит. Нарушители наказываются штрафным вычетом очков (подсчёт очков ведется в отдельном документе – счёт команд – где фиксируются все очки, заработанные командами).

1 тур. Ваши команды будут соревноваться в игре «Брейн- ринг» под названием «Твои помощники в учебе».

Раздать каждой команде – конверты (карточки) с вопросами (в конверте по 6 вопросов, вопросы разные), ответы — записать, где нашли?  № тома, страницу, название книги (на задание дается 10 -15 минут).

Например:

Кто написал первую энциклопедию?

Кто такой Леонардо да Винчи?

Кто такой Иса Ахунбаев?

Какая самая большая змея в мире?

Млекопитающие, внесённые в Красную книгу Кыргызстана.

Что такое легенда?

Кто придумал первый календарь?

Когда на Востоке отмечается Новый год?

Какой хребет самый длинный в мире?

Кто такие гунны?

Кто такой Тамерлан?

У кого из животных уши находятся внутри головы?

Кто является классиком новейшей мировой литературы? и т.д.

Вопросы из справочников, словарей и энциклопедий. Проверяем правильность и подводим итоги 1 тура, для оценивания результатов игры выбирается жюри. Очки, заработанные командой, фиксируются в таблице. (Приложение 1).

День библиографии

2 тур

Задание Покер «Характеристика в названии произведения».

Можно использовать карточки, тогда записать эпитет в графу «ответ». Или же продолжить игру с использованием презентации… и по очереди команды отвечают на вопросы. Вспомните, какие они, те «кто или что», которые упомянуты в названии произведения указанного автора.

Пример:

День библиографии

Подведение итогов. Награждение команд. 

Второй день. 1 тур. Задание Эрудит-лото «Сказка о царе Салтане». Даны три варианта ответа, необходимо выбрать один единственный правильный ответ.

1. Царь Салтан и царица молодая ждали рождения сына:

а) в мае

б) в сентябре

в) в июле

г) в январе

2. Царевна Лебедь не превращала князя Гвидона:

а) в муху

б) в шершня

в) в комара

г) шмеля

3. Рост князя Гвидона при рождении составлял около:

а) 40 см

б) 51 см

в) 60 см

г) 71 см

4. В качестве тетивы своего первого лука князь Гвидон использовал:

а) шнурок от крестика

б) веревочку от кушака

в) шнурок из кудрей золотых

г) материнскую ленту

5. А стрелу он сделал из:

а) ветки дуба

б) камышинки из болота

в) веточки ивы

г) тонкой тросточки

6. Хрустальный дворец, в котором жила на диво чудесная белочка, стоял:

а) под елью

б) под березой

в) под дубом

г) под сосной

7. Тридцать три богатыря выходили в дозор:

а) шеренгой в ряд

б) колонной за дядькой Черномором

в) колонной по два

г) колонной по три

8. Заморские гости не торговали:

а) донскими жеребцами

б) соболями, чёрно-бурыми лисами

в) булатом и златом

г) яхонтом да жемчугами

9. Князь Гвидон просил царевну Лебедь выполнить его желание:

а) три раза

б) восемь раз

в) шесть раз

г) семь раз

День библиографии

Ответ с комментариями:

1 –Б. «И роди богатыря /Мне к исходу сентября».

2 –Б. «Будь же, князь, ты комаром!», «В муху князь оборотился…», «Шмелем князь оборотился…»

3 – Б. «Сына Бог им дал в аршин». Аршин – 71 см.

4 — А.  «Со креста шнурок шелковый / Натянул на лук дубовый…»

5 – Г. «Тонку тросточку сломил, / Стрелкой легкой навострил…»

6 – А. «Ель растет пред дворцом, / А под ней хрустальный дом…»

7 – В. «…идут витязи четами…», то есть попарно.

8 – Г. «Торговали соболями/чёрно-бурыми лисами…», «Торговали мы конями / все донскими жеребцами…» «Торговали мы булатом /Чисты серебром и златом…»

9 – Г. Предоставила возможность трижды побывать в» царстве славного Салтана» и подарила четыре «чуда света», последним была она сама. А быть князем не просил и иметь город не желал. Спасителю женщина готова отдать даже себя.

2 тур. Задание Омонимы «В саду ли, в огороде…»

Ответом на каждый вопрос будет название какого-либо овощного или растения, или его плода.

День библиографии

Подведение итогов и награждение победителей. Третий день.

1 тур. Задание аналогии «Пословицы и поговорки».

У разных народов на одинаковые ситуации сложены свои пословицы. Прислушайтесь к чужим пословицам и поговоркам, догадайтесь, какой дополнительный смысл они имеют, вспомните пословицу, которую вспоминают при аналогичных обстоятельствах. Вот это-то аналог вы и запишите в графу «ответ».

Помните, что это все-таки игра с некоторой долей юмора.

2 тур. Задание переведите пословицы на русский язык:

  1. Жакшы кеңеш – жарым ырыс
  2. Ырыс алды – ынтымак.
  3. Билбеген уу ичет.
  4. Билим – элге, суу – жерге.
  5. Билимдүү болмок –оңой, адам болмок – кыйын.
  6. Билимдүүнүн – билими жугат, билимсиздин – ириңи жугат.
  7. Билими бар – ар балаадан кутулат, билими жок – миң балаага тутулат.
  8. Жылуу-жылуу сүйлѳсѳ, жылан ийинден чыгат.
  9. Илим албай –мактанба, ѳнѳрлүү болбой – баптанба.

3 тур. Задание правильно собрать пословицы и поговорки.

В конвертах пословицы про две, но разрезанные на отдельные слова, собрать и приклеить на лист бумаги.

Например:

  1. Книга /в счастье/ украшает, / а в несчастье/ утешает.
  2. Ум/ без книг /-как птица/ без крыл.
  3. Одна /книга /тысячи /людей учит.
  4. Книга – /твой друг / без нее /как без рук.
  5. Кто /много читает /тот много/ в жизни знает.
  6. Не всякий, /кто читает /в чтении /силу знает.
  7. Не красна/ книга /письмом /а красна умом.
  8. Книга – /стол мысли /а за стол /приглашается /каждый.

Подводим итоги и награждение победителей.

Одновременно можно раздать конверты с заданием. Главное, чтобы каждый принимал активное участие в игре.

Заключение:

Все мероприятия сопровождаются презентацией, благодаря красочным слайдам, учащиеся очень активно участвуют в викторинах, живо отвечают на самые сложные вопросы. В конкурсах принимают участие все дети, кто любит книгу и чтение. Мероприятия, проводимые библиотекой, развивают творчество, фантазию, воображение детей, находчивость, сообразительность и воспитывает понятие добра и справедливости. Учащихся заинтересованы посещать библиотеку, и всегда после мероприятий ребята приходят за книгами.

Современный ритм и условия жизни требует новых подходов к обучению и развитию. Образование детей начинается с азбуки и сказок. Нынешние дети, познающие митр по сказкам, завтра будут творить, изменять его, совершенствовать. Опираясь на сказки, энциклопедии. Благодаря книгам формируется мировоззрение ребенка, расширяется кругозор, закладываются основы интеллекта и коммуникабельности. Применение игровой деятельности в библиотеке создает атмосферу здорового соревнования, ученики активизируются, увлекаются поиском ответов, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем же чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей «кладовой памятью», но может с умом пользоваться ее богатствами.

Информационное пространство ХХI века сложное, и изменчивое, крайне разнообразное. Жизнь в электронной среде требует перехода от накопления информации к созданию знания. И научить школьников превращать информацию в знания – наиболее сложная им востребованная сегодня задача образовательных учреждений, которую, несомненно. Решают и школьные библиотеки.  Мы любим жизнь! Жизнь яркую, переменчивую, новую, фееричную. Поэтому мы готовы к дальнейшим переменам и новым встречам!

Бөлүшүү

Комментарийлер