А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • 07.04.2025
  • 0
А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Мухара Абдрасулова, учитель русского языка и литературы СОШ №3 имени Бейше Урстомбекова Тогуз-Тороуского района.

6 класс, литература

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели урока:

 Обучающая: Проверить знания учащихся о содержании сказки, её героях и моральных уроках через интерактивную викторину.

Развивающая: Развивать аналитическое мышление через обсуждение характеров героев и их поступков.

Воспитывающая: Воспитывать уважение к труду и благодарность, побудить к размышлениям о последствиях человеческих желаний.

Тип урока: урок-викторина.

 Метод урока: работа в группах, словесный, наглядный, интерактивный.

Оборудование: учебник, картинки, аквариум, море, рыбки, проектор и экран, ноутбук, презентация.

Организационный момент.  Проверка готовности класса к уроку.

«Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт.

Из реки выходит сказка!

Сказка-умница и прелесть,

С нами рядышком идёт»

А сейчас разделимся на 2 группы.   «Исполни желание». Ученики тянут бумажки с написанными желаниями.

«Хочу новый телефон» —  I группа «Рыбак»

— «Хочу путешествовать» — II группа «Золотая рыбка». Потом обсуждают, какие желания самые важные.  С помощью телефона во время путешествий можно увидеть многое через видео и фотографий, а если путешествуете по морю, то в самом море тоже есть особенная и интересная жизнь. У моря своя собственная жизнь.

Проверка домашнего задания.      

Закончи предложение по сайту “WORDWALL“ ученики вставляют  пропущенные фразы стихотворения  А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Зимняя дорога».  Каждая группа рассказывают стихотворения наизусть.

Тема: Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, проведем викторину.  Проверим и закрепим знания по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Прочитать цели урока). Условия викторины такие: я задаю вопрос для одной группы. Если ошибается, то на него ответить вторая группа. За каждый правильный ответ вы получаете золотую рыбку, их вы должны помещать в свой аквариум и ухаживать за ними. В конце викторины мы посчитаем рыбки, выясним какая группа лучше знает сказку и достойна приза.

«Кто быстрее?» Учитель задает простые вопросы по содержанию сказки (слайды)

А) Кто написал «Сказку о рыбаке и рыбке?»

Б) Где жили старик со старухой?

В) Сколько раз старик ходил к морю?

Г) Чем закончилась сказка?

Конкурс «Слова-архаизмы». Объясните значение слов и перевод на родной язык.

  1. Земляника-избушка из глины (жер кепе)
  2. Невод — рыболовная сеть (балык кармоочу чоң тор)
  3. Старче – старик (абышка)
  4. Откуп — плата за что-то (төлөм)
  5. Забранила — отругала (урушту)
  6. Простофиля – глуповатый (келесоо)
  7. Кликать — звать (чакыруу)
  8. Пуще — сильнее (ого бетер)

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Конкурс «Откройте поле». Работа по сайту «WORDWALL». Из каждой группы ученики отвечают на вопросы, выбирают правильные ответы.

Конкурс «Ловись рыбка». Сейчас вы будете ловить рыбу удочкой из моря и отвечать на вопросы. Кто правильно ответить на вопросы, сможет загадать желание и получить бонусный балл. Если ответить на оценку 3, то получит бонусный балл и итоговую оценку 4.

Вопросы:

  1. Почему старуха не остановилась на одном желании? Можно ли сказать, что у неё “синдром потребительства”?
  2. Каким современным знаменитостям (блогерам, бизнесменам, политикам) можно сравнить старуху? Почему?
  3. Как вы думаете, если бы у старика был телефон, он бы записал разговор с рыбкой и выложил в Тикток? Какой могла быть реакция подписчиков?
  4. Встречается ли сегодня люди, похожие на старуху? В каких ситуациях?
  5. Какую роль в сказке играет море? Можно ли сравнить его с эмоциональным состоянием старика?
  6. Если бы у рыбки была соцсеть, как бы назывался её блог? О чём бы она там рассказала?
  7. Какое желание вы бы загадали, чтобы улучшить свою жизнь, не теряя здравого смысла?
  8. Кто в наше время ведёт себя как старуха, кто всегда хочет больше и не может остановиться?
  9. Что символизирует разбитое корыто в конце сказки? Можно ли сравнить его с какими-то ситуациями из реальной жизни?
  10. Почему рыбка выполнила все желания старухи, но в конце всё отменила?

Конкурс “Кто сказал”. Ученики определяют, кому принадлежит слова из сказки:

  • “Смилуйся, государыня рыбка” (старик)
  • “Чего тебе надобно, старче?“ (рыбка)

Подведение итогов

  • Подсчёт баллов
  • Награждение победителей

Домашнее задание: Сказка — ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок!

Сегодня у вас творческое задание на дом. Вам надо придумать и записать счастливый конец к сказке.

Бөлүшүү

Комментарийлер