А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- 07.04.2025
- 0

Мухара Абдрасулова, учитель русского языка и литературы СОШ №3 имени Бейше Урстомбекова Тогуз-Тороуского района.
6 класс, литература
Цели урока:
Обучающая: Проверить знания учащихся о содержании сказки, её героях и моральных уроках через интерактивную викторину.
Развивающая: Развивать аналитическое мышление через обсуждение характеров героев и их поступков.
Воспитывающая: Воспитывать уважение к труду и благодарность, побудить к размышлениям о последствиях человеческих желаний.
Тип урока: урок-викторина.
Метод урока: работа в группах, словесный, наглядный, интерактивный.
Оборудование: учебник, картинки, аквариум, море, рыбки, проектор и экран, ноутбук, презентация.
Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
«Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком идёт»
А сейчас разделимся на 2 группы. «Исполни желание». Ученики тянут бумажки с написанными желаниями.
— «Хочу новый телефон» — I группа «Рыбак»
— «Хочу путешествовать» — II группа «Золотая рыбка». Потом обсуждают, какие желания самые важные. С помощью телефона во время путешествий можно увидеть многое через видео и фотографий, а если путешествуете по морю, то в самом море тоже есть особенная и интересная жизнь. У моря своя собственная жизнь.
Проверка домашнего задания.
Закончи предложение по сайту “WORDWALL“ ученики вставляют пропущенные фразы стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Зимняя дорога». Каждая группа рассказывают стихотворения наизусть.
Тема: Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, проведем викторину. Проверим и закрепим знания по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Прочитать цели урока). Условия викторины такие: я задаю вопрос для одной группы. Если ошибается, то на него ответить вторая группа. За каждый правильный ответ вы получаете золотую рыбку, их вы должны помещать в свой аквариум и ухаживать за ними. В конце викторины мы посчитаем рыбки, выясним какая группа лучше знает сказку и достойна приза.
«Кто быстрее?» Учитель задает простые вопросы по содержанию сказки (слайды)
А) Кто написал «Сказку о рыбаке и рыбке?»
Б) Где жили старик со старухой?
В) Сколько раз старик ходил к морю?
Г) Чем закончилась сказка?
Конкурс «Слова-архаизмы». Объясните значение слов и перевод на родной язык.
- Земляника-избушка из глины (жер кепе)
- Невод — рыболовная сеть (балык кармоочу чоң тор)
- Старче – старик (абышка)
- Откуп — плата за что-то (төлөм)
- Забранила — отругала (урушту)
- Простофиля – глуповатый (келесоо)
- Кликать — звать (чакыруу)
- Пуще — сильнее (ого бетер)
Конкурс «Откройте поле». Работа по сайту «WORDWALL». Из каждой группы ученики отвечают на вопросы, выбирают правильные ответы.
Конкурс «Ловись рыбка». Сейчас вы будете ловить рыбу удочкой из моря и отвечать на вопросы. Кто правильно ответить на вопросы, сможет загадать желание и получить бонусный балл. Если ответить на оценку 3, то получит бонусный балл и итоговую оценку 4.
Вопросы:
- Почему старуха не остановилась на одном желании? Можно ли сказать, что у неё “синдром потребительства”?
- Каким современным знаменитостям (блогерам, бизнесменам, политикам) можно сравнить старуху? Почему?
- Как вы думаете, если бы у старика был телефон, он бы записал разговор с рыбкой и выложил в Тикток? Какой могла быть реакция подписчиков?
- Встречается ли сегодня люди, похожие на старуху? В каких ситуациях?
- Какую роль в сказке играет море? Можно ли сравнить его с эмоциональным состоянием старика?
- Если бы у рыбки была соцсеть, как бы назывался её блог? О чём бы она там рассказала?
- Какое желание вы бы загадали, чтобы улучшить свою жизнь, не теряя здравого смысла?
- Кто в наше время ведёт себя как старуха, кто всегда хочет больше и не может остановиться?
- Что символизирует разбитое корыто в конце сказки? Можно ли сравнить его с какими-то ситуациями из реальной жизни?
- Почему рыбка выполнила все желания старухи, но в конце всё отменила?
Конкурс “Кто сказал”. Ученики определяют, кому принадлежит слова из сказки:
- “Смилуйся, государыня рыбка” (старик)
- “Чего тебе надобно, старче?“ (рыбка)
Подведение итогов
- Подсчёт баллов
- Награждение победителей
Домашнее задание: Сказка — ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок!
Сегодня у вас творческое задание на дом. Вам надо придумать и записать счастливый конец к сказке.
Комментарийлер