НАША ЗАБОТА – О КАЖДОМ РЕБЕНКЕ

  • 13.06.2022
  • 0

На днях мы встретились с Айгуль Кудайкуловой – заслуженным работником образования Кыргызской Республики, директором специальной общеобразовательной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей города Ош.НАША ЗАБОТА – О КАЖДОМ РЕБЕНКЕ

– Айгуль Мамажановна, вы работаете руководителем специнтерната со дня основания. Какие задачи стояли перед вами и какие проблемы возникали при организации данной школы?

– Специализированная общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей г. Ош была открыта на основании Постановления Правительства КР №179 от 3 апреля 2003 г., на базе бывшего детского сада №59. Она рассчитана на 100 мест. Главными задачами были: социальная адаптация и интеграция слепых и слабовидящих детей в общество посредством обучения, воспитания, профессионально-трудовой подготовки; формирования общечеловеческих ценностей. Мы работаем с детьми с ОВЗ южного региона Кыргызстана (Ошская, Жалалабадская и Баткенская области).НАША ЗАБОТА – О КАЖДОМ РЕБЕНКЕ

Со дня основания школа реализует образовательные программы трёх уровней – обу-чает, воспитывает и развивает воспитанников с 1 по 11 класс. Обучение ведется на русском языке по методике Брайля. Работает в 1 учебную смену, продолжительность урока составляет 40 минут, учебная нагрузка –
шестидневная неделя для всех классов. В начале пути были проблемы с нехваткой специа-лизированных учебных программ, специализированных кадров, необходимого технического оборудования, приемом детей на основании медзаключения МСЭК, заключения РПМПК и путевки Министерства образования и науки Кыргызской Республики.

НАША ЗАБОТА – О КАЖДОМ РЕБЕНКЕ

Exif_JPEG_420

– Какие сегодня работают
у вас кадры?

– Педагогический коллектив состоит из 34 человека со стажем работы от 2 до 15 лет. Из них: с высшим образованием – 31, средне специальным педагогическим образованием – 3 человека. Их заслуги отмечаются на должном уровне: Почетной грамотой Президента Кыргызской Республики награжден 1 педагог, Почетной грамотой Правительства КР – 1, Почетными грамотами Министерства образования и науки КР –  9. Один из наших коллег имеет звание «Заслуженный работник образования Кыргызской Республики». Девять сотрудников интерната – отличники образования КР. По показателям 2019-2020 учебного года школа была удостоена звания «Лучшая специализированная школа-интернат» в Ошской области.

Коллектив нашей школы принимает активное участие в работе международных программ ЮНИСЕФ, USAID, Сорос-Кыргызстан, FECA по улучшению образования и социальной защите детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме стандартных общеобразовательных программ активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся, в учебный план включены специальные занятия по социально-бытовой ориентировке в пространстве, групповые и индивидуальные занятия по изучению окружающей среды, исправлению недостатков в развитии, коррекция речи, ведутся кружки: английского языка, музыки и танцев. Дети у которых выявлены специальные образовательные потребности, обучаются по общей или индивидуальной программе обучения, с учетом индивидуальных особенностей каждого.

– Каковы возможности вашей школы в материальном плане?

НАША ЗАБОТА – О КАЖДОМ РЕБЕНКЕ

Exif_JPEG_420

– В данной школе на сегодня обучаются и воспитываются 114 детей (62 мальчика и 52 девочки) с нарушением зрения в возрасте от 7 до 18 лет в основном из малообеспеченных семей, укомплектованы 12 классов. В школе-интернате созданы хорошие условия для обучения, проживания ребят и развития их творческих способностей. Оборудованы 14 учебных кабинетов, имеется кабинет информатики, музыкальный зал, зал для занятий ЛФК, спортивный зал и мастерские по производственному и обслуживающему труду, обустроены 6 групповых спальных комнат (для мальчиков и девочек), имеется просторная столовая.

Работают кабинеты психолога и логопеда. Воспитанники школы активно участвуют
и занимают призовые места в различных культурно-массовых, спортивных мероприятиях и конкурсах, проводимых на городском и республиканском уровнях. Выпускники школы имеют возможность обучиться и получить профессии массажиста, повара, программиста, музыканта, юриста, переводчика в средних и высших учебных заведениях города Ош, трудоустроится согласно 5 % квоте.

К примеру, Нематулла уулу Бектемир и Раимбеков Шамурат стали победителями программы FLEX и получили возможность годичной поездки в США. Выпускник школы Осмон уулу Улан стал талантливым певцом и нашел свое место в кыргызской эстраде. По инициативе учеников в школе была сформирована группа MEGA STAR. Кроме того, школа предоставляет дополнительные занятия по английскому языку для 35 старшеклассников по программе AKCESS. В декабре 2020 года 4 студента стали победителями Республиканского конкурса искусств и были удостоены призов Министерства образования и науки Кыргызской Республики.

– На что сегодня направлены усилия вашего коллектива?

– Согласно Концепции развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике с 2019-2023 года коллектив школы работает над проблемой «Использование современных педагогических технологий в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната и развитие доступа инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет». Внедряет эффективные модели инклюзивного образования, систему социального сопровождения семей и детей с ограниченными возможностями здоровья, развивает взаимодействие общего и специального образования.

– Чем отличается работа специнтерната в наши дни от прежних времен?

– Если до принятия концепции развития инклюзивного образования в Кыргызстане дети с особыми возможностями здоровья обучались в специальных школах, интернатах, то теперь у них появилась возможность обучаться в обычных школах наравне со здоровыми детьми. На сегодня специализированные дошкольные и общеобразовательные организации должны сохраниться как одна из форм обучения, согласно выбору учащихся со специальными образовательными потребностями и их родителей, а также могут являться ресурсными центрами для обучения обучающихся со специальными образовательными потребностями, повышения квалификации педагогов и поддержки родителей.

– Как Вы считаете, изменились ли отношения к развитию инклюзивного образования в нашем обществе и что нужно предпринять в этом плане?

– Сложившаяся ситуация в обществе требует увеличения доступа к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и создания им соответствующих условий. Для достижения этой цели необходимо установить партнерские отношения между системой специального и общего образования, усовершенствовать инфраструктуру специальных школ, обеспечить высокий уровень преподавания и консультирования в специальных школах, а также важно предоставлять на их базе специальные услуги (обучающие, специальные образовательные, реабилитационные, адаптированные и другие услуги) обучающимся со специальными образовательными потребностями.

Образовательная организация обязана создать инклюзивную среду для включения каждого ребенка в образовательный процесс, включая вариативные условия (обучение в общем или отдельном классе, на дому, дистанционные формы обучения, при ассистировании тьютором и другие формы).

Органы местного самоуправления, совместно с органами здравоохранения и социальной защиты, при необходимости, предоставляют вспомогательные средства для обеспечения качественного обучения (коляска, аудио– и визуальные вспомогательные средства, организация комфортного физического пространства в классе и школе).

Педагогические кадры, осуществляющие образовательную деятельность в классе, где учится ребенок со специальными образовательными потребностями, должны иметь соответствующую подготовку в области применения инклюзивных подходов в образовании и тесно взаимодействовать со специальным или социальным педагогом в школе, службой психолого-медико-педагогического сопровождения на территориальном уровне, школьным методическим объединением/консилиумом.

Беседу вела Н. Исманова

 

Бөлүшүү

Комментарийлер