ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №33 СТОЛИЦЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ

  • 30.12.2020
  • 0

Айке Сапаралиева,
директор школы-гимназии №33 г.Бишкек, Отличник образования КР

В 2020 году все школы Кыргызстана  в связи с пандемией были вынуждены перейти на дистанционный вид обучения. В период карантинных мероприятий, которые коснулись каждого гражданина нашей страны, интернет стал основной базой в обучении школьников. Не стала исключением и школа-гимназия №33 г.Бишкек. Сегодня, накануне завершения года, хочется поделиться опытом работы нашего коллектива в новых экстремальных условиях.

ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №33  СТОЛИЦЫ  В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ:  ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ

Руководство и педагогический коллектив школы хорошо понимают, что организация образовательного процесса на основе современных технологий оказывает особое влияние на содержание и эффективность обучения. Сейчас происходит смена лидирующих позиций в обучении, требуется более плотное внедрение уже ранее использованных технологий, только теперь исключительно в онлайн-режиме: электронные учебные пособия, мультимедийные технологии, онлайн-конференции с обучающимися становятся обыденным явлением нашей жизни.

Мы со всей серьезностью отнеслись к тому, что три последних 2017-2019 года в Кыргызстане неизменно объявлялись Годами цифровизации. Это обеспечило нам, относительно безболезненный переход к экстремальному виду обучения. Еще в 2019 г. все педагоги школы-гимназии №33  прошли курсы повышения квалификации в Московском городском педагогическом университете по программе «Образовательные технологии формирования у обучающихся цифровой грамотности и навыков 21 века» в объеме от 16 до 40 часов. Они проходили различные курсы повышения профессионализма организуемые в Кыргызстане. В апреле 2020 г. вся школа подключилась к использованию цифрового образовательного ресурса «Якласс», а с октября 2020 г. приобрела лицензии на его использование для всех учащихся и учителей сроком на один год. Во время дистанционного обучения на платформе «Якласс» – 31 педагог получили сертификаты «Апробатор электронных образовательных технологий». Этими опытами они в коллективе обязательно делились.

ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №33  СТОЛИЦЫ  В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ:  ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ

Цифровизации образовательной среды было уделено особое внимание: в дополнение к компьютерной технике (установленной в каждом кабинете в предыдущие годы) был проведен интернет, проведена работа по внедрению системы «Электронный дневник», благодаря которому каждый родитель в режиме реального времени может отслеживать посещаемость уроков своего ребенка, его учебные успехи, получать информацию о домашних заданиях. Завершен переход на ведение электронных журналов, что заметно упрощает систему оценивания. Доступ к оценкам есть у педагога, ученика и родителей. Процесс обучения можно посмотреть на компьютере, планшете или телефоне при наличии интернета. Учитель прямо на уроке вводит отметки в журнал, который внешне выглядит, как бумажный. Также педагог может загружать домашнее задание, план обучения на год и другую информацию.

Особой гордостью является то, что в ТОП самых активных школ ресурса «Якласс» ШГ №33 находится на 1 месте и то, что в Международной Олимпиаде «ЯКласс» по финансовой грамотности, русскому языку и математике школа-гимназия №33 заняла почетное 3 место. Всего в Олимпиаде приняли участие 19 659 школ.

Школы, которые вошли в ТОП-3 по количеству баллов:

  1. МАОУ «СОШ №88» (г.Тюмень) – 156747 баллов;
  2. ГБОУ «Школа №1411» (г.Москва) – 61211 баллов;
  3. «Школа-гимназия №33» (Кыргызская Республика, г.Бишкек) – 52440 баллов.

Эффективность дистанционного обучения будет оправдана в случае высокого качества созданных педагогом инструментов для комфортного образовательного процесса: учебных программ, электронных пособий, интерактивных платформ и т.д. В каждом отдельном случае эти инструменты персональны в зависимости от конкретной области изучаемых знаний. Педагоги школы систематически публикуют методические разработки с использованием ИКТ- технологий на сайтах для учителей, имея возможность представлять для коллег свои методические наработки, а также результаты своей деятельности, тем самым внося свой вклад в развитие образовательного процесса. Постоянно участвуют в мониторингах знаний, проводимых на различных российских педагогических сайтах, – «Мега Талант», «Инфоурок», «Знаника» и др. Все учителя школы зарегистрированы на данных информационных ресурсах, постоянно отслеживают появление новых мониторингов, анализируют их соответствие нашей программе и стандартам и проводят их с учениками. Результат проверочной работы размещается педагогом на сайте, взамен он получает проверенную по критериям работу с развернутым анализом достижений учеников. Этот бесплатный инструмент позволяет без особых затрат провести независимую оценку успешности усвоения учебной программы учениками и дают учителю инструментарий для дальнейшей коррекционной работы по повышению качества знаний и успеваемости.

Использование дистанционного формата в организации теоретических, практических и контрольных занятий стало нашей повседневностью и является важным фактором повышения эффективности процесса исходя из сегодняшней ситуации в мире.

В условиях пандемии Министерством образования КР был предложен формат телеуроков, который в определенной мере был востребован в школах регионов, как наиболее бюджетный способ дистанционного обучения. Большим плюсом являлось то, что уроки размещались на сайте. Но данный формат не решал главной задачи – организации обратной связи и контроля усвоения знаний учащихся, организации проверочной работы.

Самым простым инструментом в решении данных проблем стало внедрение онлайн обучения с использованием сервиса «Zoom». Школа продолжила проведение уроков согласно расписанию, только в онлайн формате. Важным было и то, что в онлайн проводятся все уроки, включая физкультуру и музыку. Очевидным плюсом такого подхода явилось полное выполнение школой государственного образовательного стандарта и освобождение родителей от исполнения функций учителя. Механизм онлайн обучения настолько отлажен в школе, что даже учащиеся предшкольных классов (программа «Наристе») без проблем обучаются в «Zoom». А также на платформах других цифровых образовательных ресурсов (yaklass.ru, Инфоурок, Яндекс. Учебник, Google classroom, uchi.ru и др.).

До начала проведения уроков в дистанционном режиме многие родители выражали беспокойство, но к началу занятий оказалось, что большинство обучающихся были обеспечены всеми нужными техническими средствами для дистанционного формата проведения занятий.

Следует отметить, что несмотря на все объективные трудности, через которые пришлось пройти (и низкая пропускная способность интернета, и неготовность учителей, родителей и детей к формату онлайн обучения и пр.), на сегодняшний день система работы ШГ № 33 доказала свою жизнеспособность. Школа и в дистанционном режиме продолжает выполнять свою главную функцию – учить.

Подтверждением вышесказанному стало и признание вклада ШГ № 33 со стороны Управления образования мэрии г. Бишкек как в формирование дистанционного обучения (по результатам проверки выполнения государственного образовательного стандарта в условиях дистанционного обучения школа была включена в группу образовательных организаций успешно решающих данную проблему и работающих на отличном уровне), так и работы школы в целом (по итогам 2019-2020 уч.г. ШГ № 33 вошла в «Топ -10 лучших школ» и это достижение длится уже три года подряд) так и со стороны международного сообщества.

Не остается за кадром и воспитательный процесс. Конкурсы, соревнования, внешкольные мероприятия, работа школьного психолога осуществляется в онлайн режиме и с немалым успехом. Так, победители внутришкольного конкурса видеороликов ко Дню прав человека приняли участие в международном конкурсе «Права человека нашими глазами», который прошел в международном формате. В данном конкурсе принимали участие школьники и студенты со всей России и из других стран СНГ.

На конкурс принимались видеоработы по социальной тематике.

Видеоролики, продолжительностью предпочтительно 30 секунд, но не более 40 секунд, должны были осветить одну из статей Всеобщей Декларации прав человека.

Участники готовили видеоработу, которая доступно раскрывала суть выбранной статьи и побуждала зрителя к соблюдению и уважению этого права человека.

По итогам конкурса команда учащихся 9-в класса ШГ №33 под руководством классного руководителя Сайфутдиновой О.Б. завоевала специальный приз «За лучшую актерскую игру».

Ученики нашей школы приняли участие в городском конкурсе-акции «Бессмертные письма. Правда о войне», где на камеру читали стихотворения, представляли свои творческие работы в виде фоторяда в конце видео. За активное участие ученикам и зам. директора по ВР Яковлевой С.В. от имени депутата Жогорку Кенеша КР М. Аманкулова были вручены благодарственные письма.

75 летию Великой Победы 5-мая 2020 года на стене школы был торжественно открыт мемориальная плита. В годы войны в этом здании функционировало пехотное училище, а затем здесь был военный госпиталь для лечения раненных воинов.

Конец прошлого учебного года ознаменовался традиционными для ШГ №33 конкурсами исследовательских проектов, которые тоже прошли в онлайн форматах. Но результаты, по-прежнему впечатляющи – 4 призера в городском туре (из 5 участвовавших проектов) и победитель Международного форума «Мы интеллектуалы 21 века» проект Нишанбаева И. ученика 10 класса “Фильтр воздуха как экологическое решение проблемы смога” (руководитель-учитель физики Коновалов С.О.)

Вся работа школы находит свое отражение на сайте ШГ №33, которому уже более 10 лет. Еженедельно там размещаются материалы об учебной и внеурочной жизни школы, результаты деятельности школы регулярно освещаются, размещается оперативная информация, отчеты за прошедшую неделю в виде занимательных видеороликов, подводятся итоги конкурсов и соревнований. Таким образом, сайт позволяет открыть деятельность образовательного учреждения для общественности и контролирующих органов.

Ведется страничка Школьной Республики «Олимп» в социальной сети Instagram, на которой размещаются не только полезные лайфхаки на дистанционном обучении и расписание трансляции видеоуроков (на канале «Илим-Билим» (ЭлТР) и Баластан), но и свежие выпуски школьной газеты «Мектеп убакыты. Школьное время. The school times», проводятся творческие и образовательные конкурсы, викторины и многое другое. Мы по праву считаемся лучшим медиа уголком, так как в этом году мы приняли участие и заняли 3 место в ежегодном конкурсе «Лучший Медиа Уголок» среди школ Кыргызстана, который проводил Фонд «Центр Поддержки СМИ» в рамках проекта по повышению медиа и информационной грамотности в Кыргызстане при поддержке Федерального министерства по экономическому сотрудничеству и развитию и Академией Deutsche Welle.

Программа дистанционного обучения имеет ряд преимуществ. Благодаря дистанционному обучению появился новый формат общения с учениками и родителями. У родителей появился шанс побывать на уроке, что невозможно при классической форме обучения. Для учащихся и родителей было важно каждый день по расписанию общаться с учителем, одноклассниками.

Режим самоизоляции сблизил коллективы классов, объединил всех детей и родителей. Ученики при помощи родителей систематически выпускают видеоролики из серии «Мы на дистанционке». В роликах ребята выполняют зарядку, показывая, что даже дома можно оставаться активными и веселыми, и режим самоизоляции не смог ухудшить их позитивный настрой.

Могу отметить, что стеснительные ученики стали более активно проявлять себя в онлайн-уроках. Также дети, у которых были небольшие проблемы с учебой, улучшили свои показатели. И дело не в том, что дети не могли полноценно освоить материал за классной партой, были проблемы поведенческого нрава – много абстрагировались. Теперь, когда ребенка дома ничего не отвлекает, тот материал, который мы проходили за урок, сам ребенок дома вполне может освоить немного быстрее, что в совокупности экономит время и ребенку, и родителям.

Педагоги школы активно делятся своими наработками и опытом с коллегами, за 2020 г. было проведено три общегородских семинара по обмену опытом, 9 учителей школы задействованы в проекте Министерства образования и науки КР на съемках телеуроков, школа является базовой организацией на съемках телеуроков по курсу «Человек и общество» и истории.

Дистанционное обучение претерпевает огромные изменения и никогда не достигнет максимальной стадии развития, поскольку многое еще предстоит изучить и развить в этой области. Новые и хорошо зарекомендовавшие себя платформы дистанционного и электронного обучения предлагают новейшую обширную базу данных, чтобы обеспечить дистанционное обучение подрастающему поколению, которое хочет хотя бы частично осваивать учебные дисциплины вне традиционных классных занятий.

Несмотря на все сложности текущей ситуации нами делается всё возможное и даже невозможное, чтобы дети могли в полном объеме получить необходимые
знания!

Бөлүшүү

Комментарийлер