Республиканская заочная школа по изобретательству и патентоведению

  • 18.10.2013
  • 1

Уважаемые руководители школ и учителя, работающие в 8-10-ых классах!

Вашему вниманию предлагается Республиканская заочная школа (РЗШ) по изобретательству и патентоведению, которая проводится Республиканской детской инженерно-технической академией (РДИТА) «Алтын туйун». Цель РЗШ – принципиальное ознакомление учащихся с взаимосвязанными дисциплинами — изобретательским творчеством и патентоведением, имеющими непосредственное отношение к техническим специальностям, физике, химии, медицине. Названные дисциплины позволяют ориентироваться в поиске путей, подходов к решению новых, оригинальных задач, приобрести навыки работы с изобретениями и патентными документами.

РЗШ проводится в два этапа. Первый – выполнение контрольного задания, второй – очная сессия в РДИТАс проведением конкурсного итогового задания. На сессию приглашаются учащиеся, успешно выполнившие контрольное задание. Учебно – методические материалы для  выполнения контрольного задания будут опубликованы на web-сайте РДИТА в октябре 2013 г. Выполненное контрольное задание и анкету участника следует высылать до конца февраля 2014 г. по адресу: 720017, г. Бишкек, пр. Манаса, №1, РДИТА «Алтын туйун», РЗШ.  

 

Анкета участника

Фамилия 
Имя 
Отчество 
Класс, школа 

 

Домашний адрес

Индекс, область, город 
Район, село   
Улица, дом, квартира 
Телефон, интернет 

 

Адрес школы

Индекс, область, город 
Район, село   
Улица, дом 
Ф И О директора, телефон 

 

 

По результату проверки контрольных заданий в газете «Кутбилим» и на сайте РДИТА в марте 2014 г. будет помещен список приглашенных на очную сессию и сроки  её проведения. По завершении сессии учащимся вручаются сертификаты об окончании РЗШ.

Желаем успешной учебы Вашим ученикам!

Наш адрес: 720017, г. Бишкек, пр. Манаса, №1, РДИТА «Алтын туйун»

Тел.: (0312) 31-58-47 Факс: (0312) 31-58-47 Web-site: rdita.kloop.kg

Вопросы контрольного задания по РЗШ

 

Тема №1. Обзорное представление

 

1. Приведите понятие изобретения.

Приведите несколько примеров изобретений.

2. Приведите понятие открытия.

Приведите несколько примеров открытий.

3. Перечислите требования, предъявляемые к изобретению.

4. Что называется формулой изобретения?

5. Каким документом удостоверяется признание изобретения?

6. Раскройте понятие метода проб и ошибок (МП и О).

7. Какие основные недостатки МП и О?

8. Что содержит теория решения изобретательских задач?

9. Раскройте понятие методики «мозгового штурма»?

10. Дайте определение технического противоречия (ТП).

11. Назовите пути, которыми может решаться задача, содержащая ТП.

12. Приведите формулировку изобретательской задачи.

13. Что из ниже перечисленных примеров открытие, а что изобретение?

Сверлильный станок, упругость тел, выплавка стали из чугуна, клеточное строение растений, маятник часов, зависимость колебаний маятника часов от его длины.

14. Что из ниже перечисленных примеров является изобретением?

 Новый метод дрессировки животных; велосипед с несколькими седлами; соединение карандаша и ластика; новый счетчик, занижающий расход электроэнергии.

 

Тема №2. Технические системы. Технические и физические противоречия

 

1. Приведите формулировку технической системы (ТС).

2. Раскройте понятие нового системного свойства в ТС.

3. Раскройте понятие особой совокупности взаимосвязанных элементов.

4. Что необходимо для преобразования ТС на изобретательском уровне?

5. Раскройте понятие «формула системы»?

6. Дайте описание принципиальной схемы ТС.Выберете любую ТС и приведите её описание.

7. Как образуется минимальная ТС и какое она получила название? Дайте её описание.

8. Приведите формулировку технического противоречия (ТП).

9. Приведите формулировку физического противоречия (ФП).

10. Опишите крепежное соединение «болт-гайка» как минимальную ТС.

11. В военной авиации с начала 20-го столетия возникла парадоксальная ситуация – броня жизненно необходима для самолета во время боя и, в тоже время, она является мертвым грузом, увеличивающим вес самолета. Здесь ТП формулируется следующее: броневой щит должен быть, чтобы защитить экипаж и самолет от поражения, и его не должно быть, чтобы не увеличивать вес самолета, не уменьшать его скорость и маневренность. Авиаконструктор С.В. Ильюшин блестяще разрешил это ТП. Знаменитый штурмовик ИЛ-2, в котором была воплощена идея Ильюшина, стал «летающим танком», лучшей боевой машиной в своем классе самолетов. Как Ильюшин решил эту изобретательскую задачу? Попытайтесь найти предложенное им решение.

12. Решение архитектурной задачи на изобретательском уровне. Проектируя правительственное здание в Кувейте, финский архитектор Пиэтиле захотел «выразить финскую душу в этой земле», но финская архитектура – прямые линии, четкие геометрические фигуры – никак не сочеталась с типичным арабским стилем – закругленным, извилистым. Как вышел из создавшегося положения архитектор?

 

Тема №3. Тенденции развития техники. Методы решения изобретательских задач

 

1. Приведите определение идеальной ТС.

2. Опишите принцип динамизации ТС.

3. Раскройте понятие метода «маленьких человечков».

4. Приведите формулировку основной тенденции развития техники.

5. Раскройте понятие главной (основной) полезной функции ТС?

6. Охарактеризуйте процесс развития ТС.

7. Дайте формулировку идеального конечного результата (ИКР).

8. Приведите определение вещественно-полевых ресурсов?

9. Перечислите методы решения изобретательских задач и кратко их охарактеризуйте.

10. Судовые краны отличаются от наземных тем, что не имеют твердой опоры и при выносе тяжелого груза за борт могут опрокинуться вместе с судном. Нужна система противовеса – стрела крана поворачивается за борт и груз все дальше отходит от центра тяжести судна, но одновременно должна возрастать масса противовеса на противоположном борту судна. При обратном движении стрелы противовес должен уменьшаться, т.е. противовес не должен быть постоянным – он должен то увеличиваться, то уменьшаться. Решение задачи предложено в одном авторском свидетельстве СССР – с противоположного борта подвешена емкость с водой и ……. Эта изобретательская задача была решена с использованием внешней среды (вещественно-полевых ресурсов). Как эта система действует? Попытайтесь найти решение, предложенное в авторском свидетельстве.

11. Изобретательский уровень решения социально-технической задачи. Зимой 1919 г. студенты Московского авиатехникума соорудили печку прямо в аудитории (Гражданская война – не до отопления). На печку поставили бак с водой в качестве теплового аккумулятора. Аккумулятор работал, но изрядно парил, а сырость, как известно, хуже холода. Тогда преподаватель Жуковский предложил ……… Что сделать с поверхностью воды?

 

Тема №4. Понятия патентного права. Документы заявления на изобретение

 

1. Раскройте понятие патентного права.

2. Приведите условия патентоспособности изобретения.

3. Раскройте понятия новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости изобретения.

4. Раскройте понятие полезной модели.

5. Раскройте понятие охранного документа.

6. Что понимают под заявлением на изобретение, полезную модель и какие документы оно включает?

7. Приведите содержание документов заявления на изобретение и полезную модель.

8. Опишите порядок проведения экспертизы заявления.

9. Изобретатель подал в патентное ведомство заявление на полезную модель 15 ноября 2011г. А 5 декабря 2011г. другой изобретатель подал заявление аналогичного содержания. Кому в этом случае будет выдан патент на полезную модель? Дайте краткое обоснование ответа.

Из-за отсутствия средств изобретатель не может запатентовать свое изобретение, но собирается опубликовать его как статью в научном журнале. Отразится ли публикация на новизне изобретения, если изобретатель, «разбогатев», решит его запатентовать? Кратко поясните ответ.    

Поделиться

Комментарии

Надежда Волкова / 08.11.2013 13:12
Контрольную ученик должен готовить по всем темам или выборочно по одной из тем?