Несколько факторов для развития науки в Кыргызстане
- 05.07.2013
- 0
В современной мировой экономике акцент делается не столько на материальные ценности, сколько на интеллектуальный потенциал. Наука стала мощной производительной силой, а научно-технический потенциал – решающим фактором конкурентоспособности стран на внутреннем и внешнем рынках. Сфера науки – это такой же сектор экономики, обладающий всеми особенностями, правилами и механизмами регулирования, которые являются общими для других секторов. Поэтому научно-техническая политика государства должна являться важнейшим фактором устойчивого развития страны. К настоящему времени наука Кыргызстана поддерживается государством, тогда как в процессе разгосударствления почти 70-80% экономики находятся в частном секторе. В условиях, когда более 70% экономики находится в частном секторе, принципы регулирования сферы науки требует совершенства.
Эффективность развития и управления науки во многом будет зависеть от решения следующих задач:
Необходимость совершенствования системы управления научно-технической сферой путем образования уполномоченного государственного органа.
Этот орган занимается формированием политики определения национальных приоритетов, согласно которой вырабатываются целевые комплексные научно-технические программы на определенный срок (до трех лет), ориентированные на конечный результат, а также производит единое администрирование научных программ: координация, мониторинг и экспертиза результатов научных программ; организация выставок научных достижений в целях коммерциализации их. Такой подход необходим, когда бюджетные средства на науку очень ограничены, и требуют переориентации, концентрации научных исследований на приоритетные научные направления, одобренные Правительством Кыргызской Республики. В данное время научные исследования и разработки ведутся по многочисленным направлениям, которые не обеспечены необходимыми кадрами.
Недостаточное финансовое обеспечение сферы науки.
Общий объем финансирования сферы науки в Кыргызской Республике составляет около 0,1% от ВВП. Для сравнения в Швеции — 3,8%, Финляндии – 3,5%, Японии — 3,04%, Швейцарии — 2,73%, США — 2,84 %, Германии — 2,44%, РФ — 1,7% , Китай – 4%, Индия около 10%. В настоящее время наука финансируется только по защищенным статьям, таким как заработная плата и отчисление в социальный фонд. Многие прикладные и технические проекты для получения конечного результата требуют приобретения химикатов, приборов, агрегатов, проведения опытов и т.д. В итоге результаты прикладных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР) остаются на бумаге в виде формул, чертежей и не вносят вклад в развитие научно-технического потенциала республики. В целях эффективности и результативности научных исследований рекомендуется разделить объем финансирования науки по видам исследований: на фундаментальные исследования — 20%, на прикладные исследования — 40%, на опытно-конструкторские разработки — 40% . При этом предусматривается развитие софинансирования исследований путем привлечение самих научных организаций, вузов и частного предпринимательства к развитию науки как одной из действенных мер инновационного развития страны. Условия и критерии софинансирования должны учитывать реальный спрос и направляться на исследования и разработки, ориентированные на результаты. Для этого необходимо создание правовых условий для привлечения инвестиций частного сектора и координации НИОКР.
Крайне недостаточное материально-техническое обеспечение науки.
Материально-техническая база проведения научных исследований (экспериментальные лаборатории, сейсмологические станции, ботанические сады, оборудования и т.д.) морально устарели и не отвечают современным требованиям мировой науки и техники. Обновление материально-технической базы во всех научных учреждениях невозможно в условиях дефицита бюджета. Одним из вариантов обновления материально-технической базы является возможность создания научных лабораторий коллективного пользования в одном из ведущих научных учреждений и вузов, в которых могут работать все ученые. Создание университетских лабораторий инженерного профиля позволит повысить уровень и качество вузовской науки, а также обеспечить соответствие вузов высоким квалификационным требованиям при их международной аккредитации. В вузах будет проводиться работа по созданию и развитию: центров по консультированию частного и предпринимательского секторов (научно-образовательные центры), центров передовых исследований, отделов передачи технологий, студенческих конструкторских бюро, малых инновационных предприятий, обеспечивающих разработку и выпуск новых видов продукции.
Дефицит и подготовка высококвалифицированных научных кадров.
Особенно остро ощущается недостаток в высококвалифицированных научных кадрах в области приоритетных направлений науки. Необходимо отметить наличие негативных тенденций в подготовке научных кадров: увеличение доли защищающих диссертации соискателей, не работающих в научной сфере и не по приоритетным направлениям науки; недостаточная гибкость системы подготовки кадров; отсутствие мотивации работников научно-образовательной сферы к дальнейшему профессиональному росту. Все это привело к снижению качества экспертизы научных исследований и, как следствие, к интенсивному росту числа обладателей ученых степеней с низкой квалификацией; к несоответствию имеющегося научного и инновационного потенциала и потребностей производства в использовании перспективных технологий, что привело к разрыву связей между наукой и производством; к утечке высококвалифицированных кадров в коммерческую сферу и научные организации зарубежных государств; к снижению притока новых научно-педагогических кадров и недостатку молодых специалистов в научно-технической сфере и разрыву преемственности кадров.
Решение этой задачи возможно путем: модернизации системы аттестации научных кадров высшей квалификации; перехода на целевую подготовку научных кадров по приоритетным направлениям науки по программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры с участием университетов и научных организаций; организации стажировок молодых и перспективных ученых за рубежом и приглашений всемирно признанных ученых в научно-образовательные учреждения и лаборатории; установление повышающих коэффициентов к заработной плате за высокие уровни рейтинга научного сотрудника; повышения статуса государственной премии в сфере науки и техники, а также увеличение размера и количества именных премий и стипендий для выдающихся молодых ученых и аспирантов.
Отсутствие должной интеграции науки, образования и производства.
Интеграция науки и образования является важнейшим фактором повышения эффективности подготовки научных кадров, использования научно-экспериментальной базы в образовательном процессе. В целях обеспечения интеграции науки с академическими, отраслевыми научно-исследовательскими институтами, вузами, проектными и конструкторскими организациями необходимо поддержать организации научно-образовательных консорциумов и на базе которых надо готовить магистров, докторов по приоритетным направлениям науки; практиковать открытие филиалов кафедр вузов на академических, отраслевых НИИ и на производствах любой формы собственности; практиковать назначение руководителей научных структур или заведующих лабораторий НИИ заведующими филиалами кафедр вузов по совмещению.
Все эти вопросы разрешимы и не требуют ощутимых дополнительных финансовых средств.
Комментарии