«КЫРГЫЗ ПОЧТАСЫ» НА ПУТИ РЕФОРМ

  • 28.12.2022
  • 0

Из года в год ОАО «Кыргыз почтасы» по-прежнему является востребованным почтовым оператором для отправки и получения сообщений, посылок или других услуг — как в городе, так и в сельской местности. В этом году ОАО «Кыргыз почтасы» поднялось с 98 места в рейтинге почтового развития стран-членов Всемирного почтового союза (ВПС) на 65 место. Что на это повлияло? Что изменилось за этот год и что планируется на следующий, расскажет нам в интервью Председатель правления ОАО «Кыргыз почтасы» Марат Черикчиев.

«КЫРГЫЗ ПОЧТАСЫ» НА ПУТИ РЕФОРМ

Подписание соглашения с Почтой Эстонии

— Насколько известно в этом году Государственное предприятие «Кыргыз почтасы» стало акционерным. Можете рассказать об этом? Для чего это было сделано?

— Одним из важнейших событий за прошедший год стало приобретение «Кыргыз почтасы» статуса Открытого акционерного общества. Сначала «Кыргыз почтасы» было реорганизовано в Открытое акционерное общество «Кыргыз почтасы» с сохранением 100% акций в государственной собственности в лице Фонда управления государственным имуществом, позднее все акции были переданы Министерству цифрового развития Кыргызской Республики.

Для ОАО «Кыргыз почтасы», в первую очередь, такая реформа — это возможность конкурировать с почтовыми, курьерскими службами на внутреннем и внешнем рынке посредством обновления структуры. Во-вторых, позволяет почтовой службе привлечь инвесторов для ведения совместных проектов, так как все годы существования в независимом Кыргызстане Государственное предприятие находилось на самофинансировании на 100% хозрасчетной основе. Что касается налаживания международных связей, то для «Кыргыз почтасы» это стало возможностью выхода на международную арену, путем открытия представительств и дочерних компаний.

— Есть ли стратегический план развития у ОАО «Кыргыз почтасы»?

— У ОАО «Кыргыз почтасы» есть стратегический план развития на 2022-2026 гг. Ознакомиться с планом можно в открытом доступе на нашем официальном сайте.

Он включает в себя 4 основных направления:

  1. Почтовая деятельность и международная логистика.

В рамках данного пункта подразумевается открытие и запуск МОЗГР (место обмена за границей). Это позволит собирать и консолидировать почтовые отправления в Кыргызстан, повышает качество почтовых услуг, появится возможность для наших граждан торговать собственной продукцией на ведущих европейских маркетплейсах. Многие почтовые организации имеют МОЗГРы, например, Почта России в Германии, Китае, Почта Казахстана в Германии, Почта Армении в США.

  1. Цифровые продукты и автоматизация.

В рамках цифровизации почтовой деятельности мы разработали и внесли проект закона, в рамках которого вносим понятие электронное заказное письмо. Данная услуга позволит доставлять письма в электронном виде. Например, такой продукт есть у Почты Белоруссии и России.

  1. Почтовые услуги и внутренняя логистика.

В рамках развития курьерской службы планируем в 2023 году приступить к запуску сети электрозарядных станций и курьерской службы на базе электромобилей. Средства на реализацию проекта планируется получить в рамках грантовой помощи от Корейского агентства по международному сотрудничеству (KOICA).

  1. Управление и реструктуризация.

Это переход в корпоративную форму управления. Например, многие успешные почтовые организации являются акционерным обществом, такие как почта РФ, почта Германии, Казахстана, Италии и другие.

Есть планы стать цифровым банком, но на это нужны ресурсы, которых на сегодня, к сожалению, нет. Опыт других почтовых организаций показывает, что это необходимо для развития предприятия (Почта России и Казахстана уже открыли подобные банки).

— Расскажите кратко о вашей компании и о работниках.

— ОАО «Кыргыз почтасы» предоставляет услуги отправки и получения сообщений, посылок или других услуг. Наша организация имеет разветвлённую сеть отделений почтовой связи, а это 916 объектов по всей республике, из них 872 отделений почтовой связи, 70% которых находятся в сельской и труднодоступных отдаленных высокогорных местностях. Общая численность сотрудников ОАО «Кыргыз почтасы» составляет 3011 единиц. Из них 1006 почтальонов работают по всей республике. Почта в день по всей республике обслуживается от 20 до 30 тысяч человек.

— На сегодняшний день как именно улучшены условия труда?

— Посредством автоматизации и ремонтных работ в отделениях связи. Что касается последнего, то ежегодно во всех отделениях связи производится косметический ремонт. Капитальный ремонт в этом году произведен в Сокулукском, Ысыкатинском, Токтогульском районных филиалах, в Каракольском городском филиале, а также построено новые здания отделения связи в Токтогульском районе.

За прошедший год было автоматизировано около 500 отделений связи посредством внедрения компьютерной техники и подключения интернета. Была увеличена заработная плата сотрудников Почты в среднем от 5% до 18%, но пока что только по г. Бишкек, далее планируется увеличить заработную плату по всей республике.

— От чего зависит повышение заработной платы сотрудников Почты?

— ОАО «Кыргыз почтасы» является самофинансируемым предприятием. Для увеличения заработной платы труда необходимо увеличить доходность предприятия, за счет запуска новых продуктов, перестроить предприятие на рыночную экономику и начать зарабатывать. Как вы понимаете невозможно за полгода увеличить доходность предприятия, так как ОАО «Кыргыз почта» до этого 30 лет была государственным предприятием и выполняла много социальных задач, функций. ОАО «Кыргыз почтасы» большое предприятия с 3000 коллективом и 916 объектами связи. Проблем помимо маленькой зарплаты, накопившихся на протяжении многих лет, начиная от улучшения кадрового до улучшения инфраструктурного потенциала, которые за короткое время решить также, как и повысить зарплату разом в 916-ти наших объектах, просто нереально. Будем честными, чудес не бывает. Бывает правильно выбранная стратегия развития и действия в сторону ее реализации с учетом мировых трендов почтовых служб.

— Что делается для поддержания Корпоративной культуры ОАО «Кыргыз почтасы»?

— ОАО «Кыргыз почтасы» 30 лет была Государственным предприятием, и за эти годы сложились определенные традиции и культура в коллективе.

С августа 2022 года Почта перешла в корпоративную форму управления. Поэтому есть необходимость трансформировать отношение работников к своим задачам и обязанностям под рыночные условия. Корпоративная культура я бы сказал только зарождается, отходя от старых (советских) традиций и ценностей с учетом сегодняшних реалий, а именно рыночной экономики.

— Что делается для поднятия качества услуг?

— В ОАО «Кыргыз почтасы» поменялась система корпоративного управления. В целях оптимизации работы почтовой службы была изменена структура организации таким образом, что образовались 3 региональных департамента ОАО «Кыргыз почтасы»: Южный, Северный и Восточный, которые регулируют отделения почты соответственно в южном, северном и восточном регионах страны. Были закрыты убыточные отделения связи, были объединены некоторые районные филиалы и перестроен административно-управленческий персонал, что упростило процесс внутренней работы. Вся система работы Почты постепенно централизуется. Также не осталось незамеченным и слияние в столице Бишкекского филиала, филиала «Кыргыз маркасы» с Центральным аппаратом ОАО «Кыргыз почтасы».

С целью увеличения объемов трансграничной торговли со странами ближнего и дальнего зарубежья, развития системы международных перевозок, повышения эффективности логистических решений и сокращения сроков доставки впервые на азиатском рынке Почта Эстонии Omniva EE в тандеме с ОАО «Кыргыз почтасы» открыли Место обмена за границей (МОЗГР) на территории нашей страны. МОЗГРы обычно выступают в качестве транзитных центров для обмена международной почтой между другими почтовыми операторами. Вслед за Эстонией, Почта Латвии открывает подобное представительство на базе ОАО «Кыргыз почтасы». В свою очередь ОАО «Кыргыз почтасы» открыло свой МОЗГР (представительство) на территории Эстонии, и намеревается открыть в Латвии и в Китайской Народной Республике на базе Почты Китая по одному представительству. Хочется отметить, что сотрудничество почтовых служб Кыргызской Республики и Европейских стран повышает качество почтовых услуг, дает доступ к более качественным продуктам и дает нашим гражданам возможность торговать собственной продукцией на ведущих европейских маркетплейсах.

На Евразийском рынке также идет работа по доступу (выводу) наших граждан на ведущие маркетплейсы.

Так, следующим шагом в сфере продвижения электронной торговли стало заключение контракта ОАО «Кыргыз почтасы» с крупным российским маркетплейсом OZON:

— по открытию пунктов приема/выдачи заказов с маркетплейса для потребителей на базе отделений связи ОАО «Кыргыз почтасы»;

—  выводу продавцов на OZON;

—  совместному открытию на базе ОАО «Кыргыз почтасы» сортировочного центра OZON;

— логистика для OZON.

Более того, ОАО «Кыргыз почтасы» и бизнес платформа «Табарман Кей Джи» подписали меморандум о сотрудничестве, согласно которому планируется создать многопрофильный центр по развитию электронной коммерции в Кыргызстане.  Данный проект нацелен на увеличение продаж услуг наших предпринимателей и экспортёров Кыргызстана на крупных торговых онлайн площадках мира. Совместно создаются учебные центры подготовки специалистов по работе с маркетплейсами (Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет и др.). В том числе в рамках проекта планируется создать сервисы по приему хранению, обработке товаров (фулфилмент услуг), доставке товаров электронной коммерции, сбору и консолидации посылок и грузов по всему миру.

— Как вы представляете работу современной почты?

— О современности Почты — это то, что мы как раз отобразили в нашем проекте «Реновация». Реновация ОАО «Кыргыз Почтасы» — это трансформация традиционных отделений почты в современные многофункциональные центры для населения, продуманный для комфорта кыргызстанцев с целой экосистемой по принципу ESG (совокупность характеристик управления компанией, при котором достигается вовлечение данной компании в решение экологических, социальных и управленческих проблем).

Современное отделение связи должно включать в себя: ЦОН (где гражданин сможет получить государственные услуги), почта-маркет (купить самое необходимое для дома), финансовые услуги (произвести оплату за ЖКХ и прочие услуги), пункты выдачи-приема с маркетплейсов (получение и отправка посылок) и др. В данный момент проект по Реновации внесен на рассмотрение в Центр государственно-частного партнерства Кыргызской Республики.

Международные почтовые организации запускают склады полностью автоматизированные, а также внедряют доставку в труднодоступные населенные пункты посредством дронов и роботов (беспилотников).

Наша задача стремиться довести Почту до такого уровня.

— Как ведется работа с корпоративными клиентами?

— Наши клиенты теперь могут пользоваться чат-ботом в мессенджер Telegram, что очень удобно. Там, например, есть почтовый калькулятор, который рассчитает тарифы на отправления в любую страну, можно отследить местонахождение посылок, рассчитать налог на транспортное средство, оставить обращение. На постоянной основе ведутся консультации с потребителями онлайн в социальных сетях, по электронной почте и вживую.

«КЫРГЫЗ ПОЧТАСЫ» НА ПУТИ РЕФОРМ

Почта Латвии и Кыргыз почтасы подписывают соглашение

— Расскажите подробно по цифровым решениям у ОАО «Кыргыз почтасы»?

— С этого года граждане могут отследить свою посылку по системе отслеживания посылок, направляемых в и отправляемых из Кыргызстана. На международных сайтах почтовых служб и на сайте www.kyrgyzpost.kg можно отследить отправления по штрих-коду, состоящему из 13 знаков. Кроме этого через сайт www.kyrgyzpost.kg можно осуществлять безналичные платежи за коммунальные, государственные и другие услуги.

С недавнего времени ОАО «Кыргыз почтасы» был назначен оператором электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза. В рамках данного проекта, по утверждению Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), оператор электронной торговли будет представлен в качестве посредников между иностранными интернет-магазинами и конечным потребителем, обеспечивая доставку заказа, декларирование и предварительную уплату таможенных платежей. А его основной задачей станет обеспечение прозрачного, удобного и надежного канала поставки товаров, а также предоставление достоверной информации о таких поставках уполномоченным государственным органам.

Для дальнейшего развития вышеуказанной концепции и с учетом сложившейся мировой ситуации Министерство экономики и коммерции инициировало проект постановления по Бондовому складу.

Бондовый (таможенный) склад – это особая экономическая зона, склад, на который интернет-магазины могут завозить товары из-за рубежа и хранить его под таможенным контролем, но без растормаживания, уплаты НДС, акцизов и таможенных пошлин, без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения до приобретения покупателями. В отличие от склада временного хранения бондовый склад может работать как таможенный фулфилмент: позволяет переупаковывать, перемаркировывать грузы, отчуждать их в пользу третьих лиц.

Данный проект позволит получать посылки в кратчайшие сроки, улучшить таможенное администрирование, а самое главное это увеличит рост доли электронной коммерции в странах ЕАЭС, что позволит, с одной стороны, создать сбалансированную и безопасную среду для всех участников данного вида деятельности, а с другой стороны – существенно расширит выбор возможных форматов и инструментов взаимодействия между производителями, потребителями и интернет-площадками в целях дальнейшего развития электронной торговли.

— Будет ли улучшаться инфраструктурная часть, чтобы улучшить сервис?

— ОАО «Кыргыз почтасы» не в состоянии глобально изменить инфраструктуру одномоментно, но в соответствии с современными реалиями ищет инвесторов и направляет заявки на финансирование своих проектов по модернизации инфраструктуры в международные фонды и донорские организации, заинтересованных в развитии ОАО «Кыргыз почтасы». Так, например, ОАО «Кыргыз почтасы» была направлена заявка на грантовую помощь от Корейского агентства по международному сотрудничеству (KOICA), в рамках которой предусматривается: разработка и запуск пилотного проекта по оснащению отделений связи электромобилями для усовершенствования почтово-логистических услуг и в соответствии с этим, включает реализацию электрозарядных станций по республике. Предварительно данный проект планируется реализовать в течение 2023-2025 гг.

— ОАО «Кыргыз почтасы» что-нибудь еще новое внедряло в этом году?

-В этом году мы расширили спектр услуг посредством запуска почтово-курьерской службы «Кулук экспресс». Службу в формате пилотного проекта запустили в городах Ош и Джалал-Абад, инфраструктура которой вскоре расширится по всей стране. «Кулук экспресс» успешно доставляет не только бытовую, но и пищевую продукцию на электро-мотоциклах и автомобилях.

— Расскажите о финансовых сервисах на почте?

-В качестве финансового сервиса была внедрена Централизованная автоматизированная информационная система (ЦАИС). Данная система интегрирована с существующими системами ОАО «Кыргыз почтасы» в 2022 году для приема безналичных платежей через официальный сайт и успешно внедрена в 400-х отделениях связи по республике. Посредством системы ЦАИС осуществляется прием финансовых и государственных платежей.

— Какие проекты «Кыргыз    почтасы» планирует реализовывать вместе МЦР КР?

— Как вы знаете, Министерство цифрового развития КР является акционером ОАО «Кыргыз почтасы» и на данный момент у нас уже проводится совместная работа с такими подведомственными структурами при МЦ КР, как с ГП «Инфоком» при МЦР КР, Департаментом регистрации населения при МЦР КР, — в части логистики, финансовых и государственных услуг и др.  Хочу отметить, что все мы являемся единой системой, и мы делаем совместные продукты, сервисы для населения.

ОАО «Кыргыз почтасы»

Поделиться

Комментарии