ДЛЯ УЧИТЕЛЯ – ГЛАВНОЕ ДОБРОТА

  • 05.07.2013
  • 0
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ – ГЛАВНОЕ ДОБРОТА

Что делают  директора школ, когда они не мечтают? Оказывается, занимаются государственной деятельностью.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ – ГЛАВНОЕ ДОБРОТА

Я приехал в Аламудунскую школу № 1, как было назначено, но пришлось  немного ждать в приемной  —  у директора Гульмиры Асековой  было незапланированное совещание. Потом пока мы говорили, в ее кабинет непрестанно  заходили люди со знакомыми и незнакомыми лицами, наперебой звонят, и все, как правило,  о чем — то просят  из разных концов сельской управы  Аламедин. «Обращаюсь к вам как к земляку. Только что мы избрали вас своим депутатом.. ». И Асекова наводит справки . пытается разобраться с состоянием дел детского реабилитационного центра «Максат », расположенное в селе Дачное, ходатайствует  об улучшении бытовых условий и выделении каменного угля в зимний период детям инвалидам  и  сиротам, о возможности оснастить спортивным инвентарем близлежащие детские площадки, купить новые одежды малоимущим, многодетным семьям, оформить новыми стендами класс — кабинеты своей школы…

Трудно представить, какой груз ответственности  упал на эти, в общем-то, не очень широкие плечи. А выглядит  деловая, занятая  Асекова все таким же непосредственным, приветливым, очень скромным – так и хочется сказать продвинутым директором, каким мы узнали и запомнили ее по первым сессиям Аламудунского районного  кенеша, двадцать пятого  созыва.

Есть  такие люди, которые  с первой встречи заставляют вспомнить слова писателя «Я человек, я – посередине мира». Вокруг них нет ни стен, ни барьеров. Все на виду – не на поверхности, а на виду, если даже  идет из самой глубины — гнев, любовь, тревога, симпатии и антипатии. Все в натуральную величину, немаскируемое, невиданное: берите люди, что вам надо. Мое время. Мое сердце. Мои  деньги. Мои мысли.

Не потому ли именно у Гульмиры Асековой родилась мысль провести большое мероприятие «Школа и семья  — вместе», которая словно открыла для местного сообщества самое сердце школы с его заботами, мужеством и борьбой?

Г.Асекова знает:  туго одному за метровыми  толщами снега, закрывшего окна школы. И даже за окнами, в которые бьет солнце, тоска, если учитель один. Люди должны быть вместе, как это требует Стратегия  развития образования «обеспечивать воспитание гражданина Кыргызстана в равноправном и тесном сотрудничестве с семьей и сообществом ».  Наверное, это и есть главная задача работы, которую ей доверили, — обогащать душу человека. Жаждой дела, жаждой знаний. Желанием  отдать людям то, чем хорош сам. И правильно сказал академик Дмитрий Лихачев: «Учитель  обращается к душе человеческой напрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями  и любовью, своим  отношением к миру». Вот почему так много усилий прилагает первая Аламудунская школа, к тому, чтобы воспитывать в каждом ребенке гражданина и патриота,  человека, способного взять на свои плечи огромный груз забот и ответственности  за будущее мира и человечества. Вот почему так важно для каждого педагога воспитать в ребенке не заскорузлого эгоиста и себялюбца, а рачительного хозяина — предпринимателя, деятельно пекущегося о благе общества, как о своем личном. Путь к этой цели не легок и не скор. Пусть. Важно только, чтобы эту великую и благородную цель каждый учитель никогда, ни на мгновение  не упускал из виду, чтобы терпеливо вел к ней своего ученика: от ступеньки — к ступеньке, от осознания малого – к осознанию большого, к  постижению взаимозависимости и взаимообусловленности всего сущего – в школе, в своей семье, в своей стране, во всем человеческом мире.

В газете «Рух кенчи», отвечая на вопрос, какие человеческие качества нужны для педагога, вы говорите неожиданное:  «Главное — доброта».

Что же тут неожиданного?  Разве не ясно что если в человеке нет доброты, если он эгоист, думает, заботится только о себе, то все его прекрасные качества – и то, что мы называем мужеством, и то, что мы называем силой воли или целеустремленностью, — все, все теряет цену. Да с таким учителем просто пропадешь. Ведь в школе, в каких бы ситуациях ты не находился, нужно думать не столько о себе, сколько о коллективе.  По моему, нельзя к делу относиться хорошо, а к коллегам по делу — равнодушно. Так не бывает. Человек проверятся отношением к конкретному человеку. Преданность  учителю , отсюда  — преданность  делу своему, дальше — преданность Родине .  Все это я и называю одним словом: доброта. Это основа, здесь все лучшее сконцентрировано. Уважение к себе и к другим – это нормальное состояние здорового человека.

Действительно, учителя нашей школы — талантливые, влюбленные в свое дело педагоги и воспитатели. Они имеют опыт, звания, награды, грамоты. Таковы организатор по внеклассной работе Айжамал Дуйшеева, математик Гульзат Арзыматова, биолог Атыркуль Мамытмусаева, географ Айганыш Арыкбаева, филолог Венера Жумабекова, учительница  третьего класса Ирина  Иванова, трое педагогов  стали победителями конкурса «депозит молодого учителя». Асель Телебаева, Венера  Ринатова, Акылбек  кызы Мээрим.

Что вам доставляет самое большое удовольствие?

Пожалуй, первые минуты после окончания очередного учебного года. Сознание, что ты  сделал дело и сделал неплохо, с полной отдачей сил, заполняет такой радостью, испытываешь такое внутреннее  удовлетворение, что знаете, больше ничего  не надо. Душа шире становиться, будто ее тебе раздвинули. И так глубоко дышишь. Кажется, вместе с воздухом все  дорого тебе на земле, все  в себя вбираешь.

Счастливы вы как директор школы?

А по-моему, каждый человек, если делает любимое дело, бывает счастлив, только нужно верить, что твое дело лучше тебя никто другой выполнить не сможет.

Основные направления стратегии развития образования на 2012-2020 годы — документ огромной общенародной важности. Из текста этого программного документа следует, что не должно быть такого этапа в жизни ребенка, когда он может находиться  вне воспитательного воздействия. Поэтому и становиться  задача — улучшить организацию воспитания и образования детей школьного возраста. Да, это главное для учителя – ощущение своей нужности. И если мы хотим  чтобы школьники наши не отбивались от рук, нужно так организовать их жизнь, чтобы каждый трудный мальчишка был занят чем — то серьезным, чтобы чувствовал, что люди без него не могут обойтись. Дурные потребности не от нудных  нотаций исчезают, а просто вытесняются хорошими потребностями. Мальчики хотят и должны заниматься полезным, интересным делом постоянно, каждый день. Они будущие отцы, воины, бизнесмены, и закалять их надо уже в школе. Но не все школьники приучены трудиться. Становление  личности происходит через труд — это аксиома. Не будем забывать опыт выдающихся педагогов. Часто мы встречаем такое: ребенок обеспечен всем на свете, родители с него пылинки сдувают, ограждают от элементарного труда. В школах трудовое воспитание тоже не всегда на должной высоте. Я очень надеюсь на реформу  образования, смело надо за это браться, потому что мы решаем отнюдь не личную — государственную задачу. И, конечно же, велика роль опытных учителей, которые должны помочь школьникам понять смысл бытия и найти свое место в меняющемся мире.

Я убежден – и стремлюсь передать это своим ученикам, — главное для человека — иметь  свою цель, свою путеводную звезду. Тогда увлеченность делом станет опорой прочной жизненной позицией. Именно это я больше всего  ценю в своих учениках.

В течении всей нашей беседы с лица Гульмиры  Асанкуловны почти  не сходила открытая, доверчивая улыбка, а теперь она хмурится, замолкает. Потом отвечает, на какой- то телефонный звонок, в своем обычном ритме оптимизма: «Сделаем, постараемся. Никаких проблем» — и снова светлеет.

Но ведь в работе с детьми доброта — основа профессии. Реформа  образования определяет в качестве основной задачи достижение всестороннего развития личности, предусматривающее углубление общей духовности юного поколения. Время быстротечно, и потому мы должны успеть многому научить наших детей — доброжелательности и, как говорили наши деды, добромыслию, совестливости, ответственному отношению к слову, своему гражданскому долгу перед отечеством. Хочется работать и передать нашим детям заветы Манаса великодушного «духовные и культурные ценности и традиции народа».

 

Калыс Ишимканов 

Поделиться

Комментарии