ГОСУДАРСТВЕННОМУ ФЛАГУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ – 30 ЛЕТ!

  • 01.03.2022
  • 0
ГОСУДАРСТВЕННОМУ ФЛАГУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ – 30 ЛЕТ!

(примерная модель открытого классного часа в общеобразовательных школах)

В честь 30-летия принятия Государственного Флага Кыргызской Республики

Цель урока:

ЦелиИндикаторы
Образовательная: Учащиеся знают и обсуждают смысл и историю создания Государственного Флага Кыргызской РеспубликиЕсли учащийся:

— может пересказать основное содержание текста;

— может ответить на заданные вопросы;

— может изложить свою точку зрения на основе информации текста;

Развивающая: Сравнивают историю создания Государственного Флага Кыргызстана с историями флагов других стран, имеет навыки анализа информации в тексте, критического мышления и оценки— может сравнивать части текста, доказывать различия и сходства, анализировать их;

— может высказывать свое мнение при изучении исторических и культурных обстоятельств создания флагов, при этом может оценить информацию, дополнить;

Воспитательная: Могут оценить святость и значение флага страны для выполнения своего гражданского долга— может рассказать о своем вкладе в выполнении гражданского долга перед Родиной;

— осознает, что приверженность ценности Государственного Флага должна быть у каждого гражданина страны;

— может обмениваться информацией, делиться идеями и вести разговор о Государственном Флаге Кыргызской Республики.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Методы урока: Интерактивные методы обучения (мозговой штурм, групповая работа, перепутанные логические цепи).

Оборудование урока: Государственный Флаг Кыргызской Республики, Государственный Гимн Кыргызской Республики, Конституция Кыргызской Республики (демонстрируется через мультимедиа), раздаточный материал (текст), флипчарт/ватман, фломастеры, презентации и др.

ХОД УРОКА

  1. Организация/мотивация (2 минуты)

— Здравствуйте, ребята!

— Поздравляю с 30-летием принятия Государственного Флага Кыргызской Республики!

Начнем наш урок с Гимна Кыргызской Республики! (играет Гимн КР).

(Учитель и учащиеся встают, кладут правую руку к сердцу и поют Гимн Кыргызской Республики).

  1. II. Актуализация знаний (5 мин.)

Учитель: Дети, давайте сначала ответим на вопросы, чтобы узнать, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, и найдем в наших ответах ключевое слово темы нашего урока о котором мы будем говорить. (Учитель записывает ответы учащихся на
доске).

1) Торжественная песня, исполняемая на различных мероприятиях, являющаяся символом Государственной независимости? (ГИМН)

2) Назовите один из символов Кыргызской Республики, отображенный на печатях и монетах? (ГЕРБ)

3) Что нарисовано на Гербе? (БЕРКУТ)

4) На какой Государственной символике нарисовано золотое солнце и тюндюк? (ФЛАГ)

5) Что отражено на Флаге Кыргызской Республики? (СОЛНЦЕ)

Что отражают слова, которые мы записали на доске. (После ответов учащихся, учитель отмечает, что ключевое слово «Родина – Кыргызстан»)

— Ребята! Итак, на сегодняшнем уроке мы поговорим о нашей Родине – Кыргызстан и о её Государственном Флаге. (Объясняется цель урока).

— Ребята, что для вас значит слово «Кыргызстан»?

Примерные ответы учащихся, Кыргызстан для меня священная родина, родная страна и так далее. Давайте выражать наши мысли творчески, с любовью к родной земле. (Ответы учащихся.) — Что вы почувствовали, когда говорили это? (Гордость, волнение, восхищение, почтение и др.) — Какие Государственные символы Кыргызской Республики знаете? Почему их называют Государственными символами?

После того, как учащиеся дадут краткие ответы на эти вопросы, на слайде будут показаны флаги нескольких стран.

— Подумайте, флаги, каких стран вы здесь видите? Что вы заметили на Государственном Флаге Кыргызской Республики? Каковы его особенности? (Затем дети объединяются в 3 группы на усмотрение учителя).

III. Новая тема (25 мин.)

Учитель: Расставьте разрозненные предложения по порядку, чтобы получился связный текст.

Текст раздаётся трём группам. Задания читаются вслух одним учеником от каждой группы.

Текст для 1 группы (это итоговый вариант или нет нужно указать): 1. Подобно Государственному гербу и гимну, национальный флаг является лицом государства. 2. Тюндюк символизирует единство народов, проживающих в нашей стране. 3. Граждане стран всего мира считают государственные символы (символику) признаком национального единства. 4. Изготовление официальной символики занимает особое место в истории независимости Кыргызстана. 5. Государственный Флаг Кыргызской Республики изготавливается из прямоугольной ткани красного цвета с равномерно распределенным посередине золотым кругом с сорока лучами, символизирующих кыргызскую юрту внутри солнечного круга.

Текст для 2 группы: 1. Флаги, штандарты, вымпелы и прочие предметы подобного рода. Изучает дисциплина наука вексиллология.  2. Оно происходит от древнеримского слова «vexilium», что означает «флаг».  3. История гласит, что в Древнем Риме использовались флаги из цветного полотна, прикрепленного к дереву.  4. Такое же объяснение о флаге дается в эпосе «Манас» и в других эпосах. 5. Вексиллология – это раздел современной исторической науки, изучающий флаги.

Текст для 3 группы: 1. Флаг, как Государственный символ в современном понимании, возник в первые годы советской власти в начале ХХ века. 2. Именно с этим национальным Флагом мы достигли независимости и суверенитета страны. 3. Сведения о флагах кыргызов можно найти в эпосе «Манас», а также в древнекитайских и средневековых арабских источниках. 4. Кыргызский народ был сначала под флагом Туркестанской АССР, потом РСФСР. 5. Неоспоримым фактом является то, что кыргызы являются одним из древнейших народов не только Средней Азии, но и мира.

Учитель: Спасибо. И так, дети, далее мы познакомимся с текстами, чтобы убедиться, что задания выполнены правильно. (Тексты даны каждой группе)

1 группа. Особое место в истории становления независимости Кыргызстана занимает подготовка официальных символов, как герб и гимн государства. Государственный Флаг – это лицо страны. Граждане стран всего мира рассматривают Государственные символы (символику) как знак национального единства.

Государственный Флаг Кыргызской Республики выполнен из позолоченного солнечного пояса, равномерно распределенного по центру сорока лучей, прямоугольной ткани красного цвета с изображением кыргызской юрты внутри солнечного пояса. Ширина флага составляет три пятых его длины. Диаметр лучистого диска составляет три пятых ширины Знамени. Соотношение диаметров солнечного и лучистого дисков – три к пяти. Диаметр тундука равен половине диаметра лучистого
диска.

Однотонный красный цвет флага символизирует мужество и храбрость, сверкающее золотое солнце олицетворяет мир и богатство, а в самом понимании мира, как символа тюндюк – дома, Вселенной, сорок лучей, объединенных в один круг, показывают, что древние сорок племен объединились в единый Кыргызстан. Тюндюк символизирует единство народов, живущих в нашей стране. Цвет флага красный, так как флаг великодушного Манаса был красного цвета. Авторы: Маматбек Сыдыков, Эдил Айдарбеков, Бекбосун Жайчыбеков, Сабыр Иптаров и Жусуп Матаев. Государственный Флаг Кыргызской Республики был утвержден постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 3 марта
1992 года.

2 группа. Вексиллология – это вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает флаги, штандарты, вымпелы и прочие предметы подобного рода. Исторически известно, что флаги прибивались к древесине из цветных материалов, которые использовались в Древнем Риме. Материал был прикреплен к древесине, прикрепленной к длинной деревянной палке, и такие флаги назывались римлянами «Вексилюм». Именно это название послужило основой для того, что сначала римляне называли знаменем, а позже у народов мира называли Знаменем. От этого древнеримского слова, означающего «вексил», оно стало обозначать знамя. В настоящее время предметом вексиллологии являются знамя, флаг, штандарт, вымпел и тому подобное.

Штандарт – это специально изготовленный флаг, получивший функции флага. Например, штандарт президента или специально изготовленный личным знаменем. Штандарт изготавливается похожим на флаг и имеет очень богатую и декоративную отделку. Хранится в резиденции или в кабинете. Эта наука очень близка к геральдической. Действительно, флаги и гербы имеют много общего, и в некоторых случаях флаги считались частью изображения
герба.

В толковом словаре кыргызского языка, флаг – полотно, полоска ткани, сделанная из ткани различной формы и цвета и используемая в качестве символа или символики чего-либо, привязанного к палочке или длинному круглому дереву.

Такое же толкование в энциклопедии «Манас» и других эпосах одинаково произносится флажок, флаг, знамя. В эпосе « Манас»:

Белый флаг, красное знамя,

Вонзив конец в землю,

И раскрою флаг.

Не исчезнет ли мое имя

Знамя с золотым полумесяцем,

Величественный белый флаг.

3 группа. Неоспоримая правда, что кыргызы — одни из древнейших народов не только в Центральной Азии, но и в мире. Можно заметить, что кыргызский народ прославляет флаг как государственный особый знак и сохраняет его как главный символ во все периоды и эпохи развития своей государственности, как главный знак государства.

Сведения о кыргызах встречаются как в эпосе «Манас», так и в древних китайских и арабских письменных источниках Средневековья.

Знамя являлось почетным символом государства. Флаг как государственный символ в современном понимании – это политическая культура, которая возникла у нас в начале XX века, в первые годы правления Совета.

Кыргызский народ был в первую очередь под знаменем Туркестанской АССР, а затем и РСФСР. Впервые Государственный Флаг кыргызского народа был закреплен в Конституции Кыргызской АССР – Конституции 1929 года. Следующий наш Государственный Флаг появился в связи с преобразованием Кыргызской АССР в Киргизскую ССР. 23 марта 1937 года внеочередной созванный Курултай Советов Киргизской ССР утвердил новую Конституцию Киргизской ССР. В 1940 году в нашей письменной культуре произошли кардинальные изменения в связи с переходом кыргызской письменности на русский алфавит. В результате изменений в 1952- 1956 годах также были внесены изменения в Флаг Киргизской ССР. Очередные поправки к Государственному Флагу Киргизской ССР была внесена 2 июня 1981 года. Именно с этим Государственным Флагом мы встретили независимость.

Для выполнения задания учащимся раздаются тексты, флипчарты, маркеры. Каждая группа готовит презентацию на основе того, что они уже прочитали. Они могут быть изготовлены в любом виде (рисунок, текст, схема, кластер и т.д.). Учитель помогает быстро и интересно подготовить задания. Группы аплодируют в знак завершения выполнения задания. После того, как все группы выполнят задания, 1-2 представителя группы в последовательности выступят со своей презентацией.

  1. Закрепление (3 минуты)

Учитель: Молодцы, ребята. Чтобы закрепить урок, давайте исправим запутанные предложения по порядку.

  1. Обратная связь (5 минут)

1) Какую новую информацию вы получили?

2) Как вы думаете, в чем ценность этой темы?

  1. Заключение. (3 минуты)

Учитель: Дети, каждый человек должен быть патриотом своей Родины.

Однажды спросили у одного мудреца: “Что такое Патриотизм?”. Тогда мудрец ответил: “Патриотизм – это вера в то, что моя страна лучше всех. Потому что в этой стране ты родился!”. А значит, где бы мы ни были в Кыргызстане: в городе, в селе, это наш Кыргызстан! А развитие и процветание Кыргызстана, реализация идеи. “Кыргызстан – единая Родина всех этносов” – это труд, единодушие каждого из нас.

Какое твое бесценное сокровище?

В Ак калпаке кыргызский народ!

Что вы держите высоко, как флаг?

Моя дорогая кыргызская земля!

Кто твой священный покровитель?

Великий Манас

Ваша песня?

Честь-Отечество!

Звезда твоего роста,

В сердце моем Кыргызстан!

Молитесь о благословении Кыргызстана!

Мы верим, что наша Родина Кыргызстан никогда не исчезнет, когда будет жить наш священный государственный флаг, родной язык, великий народ. Кыргызский язык будет развиваться наравне с другими мировыми языками и другими народами, а также станет опорой/поддержкой, которая придаст импульс всемирному пространству для будущего поколения. Поэтому мы прославляем и воспеваем свой родной язык и национальные символы! Пусть наша великая дорога к этой цели будет счастливой и удачной!

Примечание: приведенный выше примерный сценарий урока будет обогащаться учителями в соответствии с их творчеством и имеющимися материалами.

 

Подготовили:

А.Батыркулова, к.п.н., заведующий лабораторией развития государственного языка КАО,

К.Иманалиева, старший научный сотрудник КАО

Поделиться

Комментарии