ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО в классах с русским языком обучения в средних школах
- 15.08.2023
- 0
В соответствии с требованиями современного общества перед общеобразовательными организациями поставлена задача формирования Кыргыз жараны, сохраняющего и развивающего национальные ценности, знающего свои права и обязанности, ответственного, активного, готового к самостоятельной деятельности в различных сферах жизни общества. Эта задача особенно актуальна в предмете “Человек и общество”, составляющие основу государства. Учителя, преподающие предмет «Человек и общество», обучают учащихся национальной ценности, морали, духовным ценностям, правам и обязанностям гражданина. Предмет не только дает учащимся знания обо всех сферах жизни общества, но и формирует навыки решения проблем, умение применять эти знания в жизни посредством практической деятельности.
Основные нормативные документы:
* Указ Президента Кыргызской Республики «О национальных ценностях» (2022): https://www.president.kg/
* “Концепция развития гражданской идентичности Кыргыз жараны в Кыргызской Республике на период 2021-2026 годы” (2020): https://www.president.kg/
* Предметный стандарт для общеобразовательных организаций Кыргызской Республики по предмету “Человек и общество” (2015, 2022): https://edu.gov.kg, http://kao.kg/
* Программа для общеобразовательных организаций Кыргызской Республики по предмету “Человек и общество”. 5-6 кл. (2018) и 7-8-9-10-11 кл. (2023): https://edu.gov.kg, http://kao.kg/
Воспитательные вопросы, содержащиеся в Указах Президента Кыргызской Республики, реализуются в предмете «Человек и общество» по следующим направлениям:
Концепция развития гражданской идентичности Кыргыз жараны в Кыргызской Республике на период 2021-2026 годы
Концепция формирования гражданской идентичности – Кыргыз жараны является логическим продолжением:
— Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике на 2013-2017 годы;
— Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы.
Цель концепции «Кыргыз жараны» – укрепления единства народа и межэтнических отношений, содействия обеспечению гражданского единства и стабильности; создание благоприятной среды для развития и продвижения самопознания гражданина Кыргызстана.
“Кыргыз жараны” исходит из названия
страны – Кыргызская Республика, и является общегражданской идентичностью, объединяющей все этнические сообщества при сохранении ими своей этнокультурной идентичности.
Это достигается путем создания равных условий и возможностей для участия каждого гражданина Кыргызской Республики в социально-экономической и общественно-политической жизни страны, сохранения многообразия и повышения толерантности в обществе.
Кыргыз жараны – это гражданин Кыргызской Республики, независимо от этнической, религиозной, социальной и региональной принадлежности, имеющий права и обязанности в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики. Кыргыз жараны – формируется через гражданскую идентичность.
Идентичность – самопознание человека в различных сферах и в разных аспектах, сходство с определенной группой, этносом, нацией, реализация себя с позиции личности. Выделяют несколько видов идентичности: человек осознанно принимает свою социальную идентичность, религиозную идентичность, профессиональную идентичность. Однако наиболее важным является гражданская идентичность. Ведь человек формируется как личность на территории государства, в котором он проживает, приобретает ряд прав, добивается профессионального успеха через выполнение своих обязанностей. Гражданская идентичность – это способность человека чувствовать гражданскую принадлежность к конкретному государству независимо от его этнической принадлежности, языка или религии.
Кыргыз жараны – гражданская идентичность формируется в процессе преподавания предмета «Человек и общество».
Реализация национальной программы сохранения и развития национальных ценностей на 2022-2027 годы
Указ президента Кыргызской Республики Об утверждении национальной программы сохранения и развития национальной ценности на 2022–2027 годы гласит: “национальная ценность – великий закон воина-кочевника, который, несмотря на глобализацию и цифровизацию, сохраняет достоинство и честь, щедрость и Справедливость, Совесть, доброту и упорный труд”.
Национальная ценность сохраняется, защищается и передается из поколения в поколение через группы, сообщества, начиная с семьи. Национальные ценности, культура, традиции, обычаи каждого народа, проживающего на территории Кыргызской Республики: уважение к родителям, забота и воспитание детей, забота о семье, уважение к старшим, забота о младших и т.д. схожи и дополняют друг друга. Национальная программа, созданная на основе указа, будет работать по 10 направлениям по изучению и унификации национальной ценности народа, проживающего на территории Кыргызской Республики.
В предмете “Человек и общество” реализуется следующие направления Национальной программы:
— сохранение и развитие семейных ценностей;
— сохранение и развитие национальной ценности в сфере образования;
— осуществление мероприятий в сфере религии, миграции и информации.
Данные направления реализуют следующие задачи:
— формирование модели поведения для подрастающего поколения в семье;
— участие в выставках, ярмарках и конкурсах, отражающих национальную ценность кыргызов и народа Кыргызстана;
— проведение на чат-платформе дискуссий, мероприятий по актуальным темам национальной ценности и т.д.
Изменения в предмете
По Базисному учебному плану на 2023-2024 учебный год в общеобразовательных организациях на кыргызском, русском, узбекском, таджикском и дунганском языках на изучение предмета “Человек и общество” с 5 по 11 класс выделен 1 час в неделю, 34 часа в год. В 2023-2024 учебном году предмет «Человек и общество» будет изучаться в 7-8 классах по 1 часу в неделю.
В 5-6 класах изучение предмета будет осуществляться в соответствии с предметным стандартом и учебной программой, утвержденными в 2018 году. В 7-8-9-10-11 классах предмет изучается в соотвествии с предметным стандартом и учебной программой, утвержденными в 2023 году.
Методические рекомендации по преподаванию предмета
В процессе обучения необходимо использовать интерактивные, активные и традиционные методы в соответствии с целями и задачами урока. Тем не менее, ключевые и предметные компетенции формируются при использовании приемов интерактивного метода. Например, в этом учебном году предлагается использовать методы и приемы самопознания, саморазвития, правовое поле, мои обязанности, «зеленое потребление», «финансовой грамотности», опорной схемы, интеллектуальной карты и другие, ориентированные на работу индивидуально, в парах и группах. Для этого необходимо использовать уровни усвоения знаний, указанные в государственном образовательном стандарте общего образования Кыргызской Республики. Это повышает качество обучения и пробуждает интерес учащихся к предмету.
Сведениями о дополнительных учебно-методических материалах можно ознакомиться в программе по предмету “Человек и общество” на сайте https://kao.kg/
Вопросы, предлагаемые к обсуждению:
Вопросы реализации Концепции Кыргыз жараны – формирования гражданской идентичности.
Методы формирования гражданской идентичности.
Работа с рекомендованными методическими пособиями по формированию Кыргыз жараны.
Вопросы участия в реализации Национальной программы сохранения и развития национальной ценности.
Организовать работу с новой программой и УМК для 7-8 кл.
Особенности применения цифровых технологий в учебном процессе.
Различные: уточнение тем мероприятий, конференций, классных часов и круглых столов.
Б. Козубаева, старший научный сотрудник лаборатории Социально-гуманитарного образования КАО. Тел.: 0777) 500-406 (whatsapp)
Комментарии