МОНОГРАФИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- 11.05.2021
- 0
РЕЦЕНЗИЯ
на коллективную монографию «Диагностика предметных компетентностей учащихся, обучающихся по стандартам нового поколения (5-6 классы)» (авторы: Мамытов А., Тагаева Г., Ажыкулова Н.).
Сегодня в Кыргызской Республике завершено внедрение Государственного и предметных стандартов в 5х–6х классах. Результаты этого нелегкого этапа реформирования школьного образования нашли отражение в рецензируемой коллективной монографии.
Данная монография посвящена актуальной проблеме современного этапа развития школьного образования, диагностике предметных компетентностей учащихся 5х-6х классов. Актуальность данного вопроса обуславливается тем, что в настоящее время в процессе обучения в школе имеются серьёзные проблемы по оценке сформированности компетентностей, заложенных в предметных стандартах нового поколения основной школы, которые приняты в 2015 году.
Цель монографии: содействие в совершенствовании содержания и методики преподавания на примере предметов: естествознания, русской литературы и физической культуры в 5х-6х классах, реализуемых на компетентностной основе, по итогам диагностических показателей, характеризующих уровень сформированности предметных компетентностей у учащихся и показывающих эффективность целостного учебного процесса.
В монографии успешно решены следующие задачи: изучены особенности, связанные с обновлением содержания школьного образования в Кыргызстане, как предпосылки для создания новых инструментарии диагностики образовательных достижений учащихся; обобщены современные взгляды педагогической науки по оценке образовательных достижений учащихся общеобразовательных школ; разработан научно-обоснованный инструментарий диагностики предметных компетентностей учащихся 5х-6х классов по естествознанию, физической культуре и русской литературе и др.
Актуальность темы монографии связана с неутешительными результатами для Кыргызстана международного тестирования PISA, дан анализ ситуации в сфере школьного образования Кыргызской Республики, которая сложилась накануне реформирования школьного образования.
В монографии значительное место уделяется характеристике классической и современной теории тестирования образовательных достижений учащихся и практике разработки инструментариев диагностики предметных компетентностей учащихся 5х-6х классов, обучающихся по новым предметным стандартам на примере предметов «Естествознание», «Физическая культура» и «Русская литература». Даны методические рекомендации, адресованные учителям-предметникам, составителям предметных стандартов, учебных программ и авторам учебно-методических комплексов.
Рецензируемая монография, является естественным продолжением не менее интересной (ранее изданной) монографии «Оценка образовательных достижений учащихся начальной школы», в котором были заложены базовые понятия оценивания достижений учащихся на основе компетентностного подхода.
Бесспорно, что проведенные исследования позволили получить новые научные результаты. К некоторым из них можно отнести:
- Охарактеризованы тревожные тенденции, свойственные функционированию системы школьного образования Кыргызстана, и приводившие к реформированию его содержания, в том числе обосновывая необходимость обновления подходов к оценке достижений учащихся и инструментария диагностики образовательных достижений учащихся, обучающихся по стандартам нового поколения.
- Обобщены современные взгляды ученых по оценке образовательных достижений учащихся общеобразовательных школ, изложенные в научной литературе. Представлены в виде современной теории разработки инструментариев диагностики предметных компетентностей учащихся 5х-6х классов по естествознанию, физической культуре и русской литературе.
- Получены новые научные данные, характеризующие виды и уровень проявления предметных компетентностей учащихся 5х-6х классов по естествознанию, физической культуре и русской литературе, обучающихся по стандартам нового поколения, и разработаны практические рекомендации, адресованные учителям-предметникам, составителям учебных программ и авторам учебно-методических комплексов.
Полученные научные результаты могут быть использованы в:
- Разработке научно-методических основ инструментариев диагностики предметных компетентностей учащихся, а также их использование в будущих исследованиях, объектом которых станут другие предметы школьного образования;
- В анализе и обобщении научных и прикладных данных, характеризующих уровень проявления предметных компетентностей по отдельным предметам школьного образования, которые могут быть использованы в целях совершенствования методики их преподавания, а также модернизации предметных стандартов, учебных программ и учебно-методических комплексов, предназначенных для изучения школьных предметов.
Представленные в монографии результаты исследований не претендуют на универсальность, но они позволяют показать суть существующей проблемы, предложить пути ее решения, а также выдвинуть теоретическое положение об измеримости предметных стандартов образования и важности организации мониторинга качества образовательного процесса посредством использования стандартизированных технологий оценивания.
От всех написанных ранее подобных трудов, монография подготовленная под руководством А. Мамытова отличается тем, что в ней содержится богатый теоретический материал, являющийся отправным для разработки практических заданий для учащихся. В работах умело сочетаются фундаментальные научные основы оценивания и диагностики с их практическим применением.
Вышеизложенное позволяет выразить уверенность в том, что новая система оценивания образовательных достижений учащихся 5х-6х классов заслуживает внимания работников образования и займет достойное место в системе образования страны.
Научный аппарат монографии отвечает общепринятым требованиям, содержание научной работы в целом раскрывает цели и задачи, поставленные перед исследованием.
Основные положения представленной работы могут быть полезны аспирантам, студентам педагогических вузов, методистам, слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также специалистам, принимающим участие в реализации основных и дополнительных образовательных программ школьного образования.
Система подачи материалов монографии глубоко продумана и позволяет использовать их на повседневной практике, и в этом её достоинство. Монографию с интересом и с большой пользой для себя прочтет учитель с большим стажем и профессионал ученый.
Доктор педагогических наук, профессор Син Е.Е.
11 мая 2021 г.
Комментарии