МОНОГРАФИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  • 11.05.2021
  • 0
МОНОГРАФИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

РЕЦЕНЗИЯ

на коллективную монографию «Диагностика предметных компетентностей учащихся, обучающихся по стандартам нового поколения (5-6 классы)» (авторы: Мамытов А., Тагаева Г., Ажыкулова Н.).

Сегодня в Кыргызской Республике  завершено внедрение Государственного и предметных стандартов в 5х–6х классах. Результаты этого нелегкого этапа реформирования школьного образования нашли отражение в рецензируемой коллективной монографии.

Данная монография посвящена актуальной проблеме современного этапа развития школьного образования, диагностике предметных компетентностей учащихся 5х-6х классов. Актуальность данного вопроса обуславливается тем, что в настоящее время в процессе обучения в школе имеются серьёзные проблемы по оценке сформированности компетентностей, заложенных в предметных стандартах нового поколения основной школы, которые приняты в 2015 году.

Цель монографии: содействие в совершенствовании содержания и методики преподавания на примере предметов: естествознания, русской литературы и физической культуры в 5х-6х классах, реализуемых на компетентностной основе, по итогам диагностических показателей, характеризующих уровень сформированности предметных компетентностей у учащихся и показывающих эффективность целостного учебного процесса.

В монографии успешно решены следующие задачи:  изучены особенности, связанные с обновлением содержания школьного образования в Кыргызстане, как предпосылки для создания новых инструментарии диагностики образовательных достижений учащихся; обобщены современные взгляды педагогической науки по оценке образовательных достижений учащихся общеобразовательных  школ; разработан научно-обоснованный инструментарий диагностики предметных компетентностей учащихся 5х-6х классов по естествознанию, физической культуре и русской литературе и др.

Актуальность темы монографии связана с неутешительными результатами для Кыргызстана международного тестирования PISA, дан анализ ситуации в сфере школьного образования Кыргызской Республики, которая сложилась накануне реформирования школьного образования.

В монографии значительное место уделяется характеристике классической и современной теории тестирования образовательных достижений учащихся и практике разработки инструментариев диагностики предметных компетентностей учащихся 5х-6х классов, обучающихся по новым предметным стандартам на примере предметов «Естествознание», «Физическая культура» и «Русская литература». Даны методические рекомендации, адресованные учителям-предметникам, составителям предметных стандартов, учебных программ и авторам учебно-методических комплексов.

Рецензируемая монография, является естественным продолжением не менее интересной (ранее изданной) монографии  «Оценка образовательных достижений учащихся начальной школы», в котором были заложены базовые понятия оценивания достижений учащихся на основе  компетентностного подхода.

Бесспорно, что проведенные исследования позволили получить  новые научные результаты. К некоторым из них можно отнести:

  1. Охарактеризованы тревожные тенденции, свойственные функционированию системы школьного образования Кыргызстана, и приводившие к реформированию его содержания, в том числе обосновывая необходимость обновления подходов к оценке достижений учащихся и инструментария диагностики образовательных достижений учащихся, обучающихся по стандартам нового поколения.
  2. Обобщены современные взгляды ученых по оценке образовательных достижений учащихся общеобразовательных школ, изложенные в научной литературе. Представлены в виде современной теории разработки инструментариев диагностики предметных компетентностей учащихся 5х-6х классов по естествознанию, физической культуре и русской литературе.
  3. Получены новые научные данные, характеризующие виды и уровень проявления предметных компетентностей учащихся 5х-6х классов по естествознанию, физической культуре и русской литературе, обучающихся по стандартам нового поколения, и разработаны практические рекомендации, адресованные учителям-предметникам, составителям учебных программ и авторам учебно-методических комплексов.

Полученные научные результаты могут быть использованы в:

  • Разработке научно-методических основ инструментариев диагностики предметных компетентностей учащихся, а также их использование в будущих исследованиях, объектом которых станут другие предметы школьного образования;
  • В анализе и обобщении научных и прикладных  данных, характеризующих уровень проявления предметных компетентностей по отдельным предметам школьного образования, которые могут быть использованы в целях совершенствования методики их преподавания, а также модернизации предметных стандартов, учебных программ и учебно-методических комплексов, предназначенных для изучения школьных предметов.

Представленные в монографии результаты исследований не претендуют на универсальность, но они позволяют показать суть существующей проблемы, предложить пути ее решения, а также выдвинуть теоретическое положение об измеримости предметных стандартов образования и важности организации мониторинга качества образовательного процесса посредством использования стандартизированных технологий оценивания.

От всех написанных ранее подобных трудов, монография подготовленная под руководством А. Мамытова отличается тем, что в ней содержится богатый теоретический материал, являющийся отправным для разработки практических заданий для учащихся. В работах умело сочетаются фундаментальные научные основы оценивания и диагностики с их практическим применением.

Вышеизложенное позволяет выразить уверенность в том, что новая система оценивания образовательных достижений учащихся 5х-6х классов заслуживает внимания работников образования и займет достойное место в системе образования страны.

Научный аппарат монографии отвечает общепринятым требованиям, содержание научной работы в целом раскрывает цели и задачи, поставленные перед исследованием.

Основные положения представленной работы могут быть полезны аспирантам, студентам педагогических вузов, методистам, слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также специалистам, принимающим участие в реализации основных и дополнительных образовательных программ школьного образования.

Система подачи материалов монографии глубоко продумана и позволяет использовать их на повседневной практике, и в этом её достоинство. Монографию с интересом и с большой пользой для себя прочтет учитель с большим стажем и профессионал ученый.

Доктор педагогических наук, профессор Син Е.Е. 

11 мая 2021 г.

Поделиться

Комментарии