ДЕТСТВО – ЯДРО БУДУЩЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

  • 19.11.2021
  • 0

(С некоторыми поправками и дополнениями предлагается публикация от 22 октября 2021 г.)

В дни COVID -19 звучат слова благодарности в адрес медиков, сутками не покидающих «Красную зону».

В неожиданной, непредвиденной ситуации оказались и учителя с учениками. Основная участь всестороннего общения с детьми и ответственности за них свалилась на родителей, далеко не свободных от своих дел и обязанностей. Не все, но многие убедились о значительной роли школы в процессе интеллектуально-образовательного воспитания юного поколения, которому предстоит во весь рост войти в историю.

ДЕТСТВО – ЯДРО БУДУЩЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

И вновь вспоминается творческая поездка на юг, в пограничную зону с соседним Таджикистаном. В Исфане Лейлекского района Баткенской области по инициативе Акимията, Отдела образования, творческой интеллигенции намечался научно-познавательный семинар по проблемам методики воспитывающего обучения на современном этапе, посвященный 60-летию общественно-педагогического, научно-методического издания «Кут Билим».

Имена, события, встречи с ответственными руководителями, замечательными учителями и любознательными их учениками, довольно подробно изложенные в путевых заметках, опубликованные в печати, естественно, не стоит повторять. Однако впечатления о той творческой поездке, да и записи, не вошедшие в публикацию, остались, по сей день.

Шел 2013 год, объявленный Годом труженика. И редактор «Кут Билима» Кубат Чекиров подчеркнул, что он совпал с юбилеем данного издания и научно-методическим семинаром на родине великого Труженика, известного государственного деятеля республики.

Человек эпохи

Исхаку Раззакову, великому Человеку эпохи, посвящены десятки работ, раскрывающие личность государственного деятеля, политического лидера в пределах всесоюзного  масштаба.

ДЕТСТВО – ЯДРО БУДУЩЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Исхаку Раззакову, великому Человеку эпохи, посвящены десятки работ, раскрывающие личность государственного деятеля, политического лидера в пределах всесоюзного масштаба.

В предлагаемых записях речь идёт о роли государственного деятеля в процессе воспитания культурно-образованного поколения, настоящих граждан и патриотов своего народа, своей земли.

Современники, соратники-единомышленники говорили о его большой любви к детям. К ним Исхак Раззакович относился как учитель и педагог. Воспитанный в детском доме, прекрасно знал и понимал психологию детей и утверждал, что у них должны быть родители.

В годы Великой Отечественной войны наш земляк был назначен наркомом просвещения Узбекской ССР и, при его непосредственном содействии, 250 тысяч эвакуированных детей нашли кров и заботу на узбекской земле.

В нелегкие послевоенные годы по инициативе И. Раззакова, переведенного на работу в свою республику, было решено ввести бесплатное питание для детей-сирот, детей одиноких матерей-вдов, что аукнулось критикой в его адрес за растрачивание средств из государственного бюджета, рассчитанного на восстановление экономики и народного хозяйства. И всё-таки, проблему решили. Постановлением ЦК партии и правительства с 10 октября 1957 г. ввели бесплатные завтраки для учащихся с 1-7 классов. « Жить ради детей ». Такова гражданская позиция лидера страны в деле воспитания, образования, сохранения здоровья подрастающего поколения. « Дети наше будущее, наша смена », — неоднократно говорил Исхак Раззакович в своих выступлениях. По его настойчивости Центр выделил более ста мест на учёбу кыргызских юношей и девушек в Москве и других крупных центрах СССР. Первым посланцам, чтобы облегчить их быт вдали от дома, оказали материальную помощь.

Формирование плеяды научно-технической, научно-образовательной, культурно-просветительской национальной интеллигенции – заслуга Раззакова и его единомышленников. От них он требовал бережного отношения к кадрам, специалистам, утверждая, что их необходимо воспитывать и готовить со школьной скамьи.

Владея узбекским, русским, таджикским, кыргызским языками, Исхак Раззакович уделял внимание их сохранению и развитию, придавая им огромную роль в процессе воспитания юного поколения в духе патриотизма, интернационализма, сознательного гражданского долга перед обществом. Он был инициатором введения кыргызского языка в русские школы республики. Но вскоре, в силу объективных причин, проект не состоялся. И лишь в 90-ые годы прошедшего столетия вновь вернулись к решению этой важнейшей проблемы времени.

Современники, в один голос, восхищались отточенностью, выразительностью речи государственного лидера. Перед многонациональной и разноязычной аудитории он свободно переходил с одного языка на другой, третий и всем были понятны проблемы, волновавшие его. Беспокоился Исхак Раззакович о судьбах нации, о её будущем. Он видел народ единым, неделимым, грамотным, образованным, культурным.

В 1951 г. при активном участии И. Раззакова были открыты Государственный университет (КГУ) и первый в Средней Азии Политехнический институт. В том же году, вновь по его инициативе, переведены из союзного управления высшие, средне-специальные и профессионально-технические учебные заведения в ведомство Кыргызской ССР. Контролировал за организацией школ-интернатов и комплектованием их учителями и воспитателями с высшим образованием.

В 1953 г. на заседании ЦК Компартии единомышленники поддержали предложение И.Раззакова о выпуске нового издания – «Мугалимдер газетасы » — «Учительской газеты» — ныне — «Кут Билим». Автору данных строк довелось промелькнуться рядом публикаций по профилю деятельности на страницах «Училки».

Желая поднять национальную культуру на высоту всесоюзного уровня, он радовался достижениями кыргызской литературы. При нём начинался будущий Лауреат Ленинской и Государственных премий Чингиз Айтматов.

Исхак Раззакович был известным театралом, посещал премьеры и следил за репертуарами театров. В 1958 г. под его руководством и активном участии состоялась в Москве на высоком творческом уровне Декада Кыргызской культуры и искусства.

Высокообразованный, будучи известным общественным деятелем, Исхак Раззакович прекрасно знал классическую литературу, искусство. Любил творчество А.П.Чехова, перевёл ряд его рассказов на узбекский язык. Читал наизусть стихи С.Есенина, был поклонником В.Маяковского, открывал для себя И.Бунина и считал книгу лучшим подарком для всех.

Выдающийся организатор, интернационалист, истинный интеллигент был отозван в Москву и долгие годы проработал в госструктурах страны. Мечтал вместе с внучатами в очередной раз посетить Лейлек, показать им в селе Хоросан отцовское зимовье, где он родился. Не сбылось. 19 марта безжалостная астма, всё-таки, достала его. Жил, работал в Москве и там же похоронен.

Близкие, верные соратники-единомышленники сожалели, что не успели, не смогли, по принятым обрядам, опустить тело друга в родную землю.

Представители нового поколения кыргызстанцев, благодарные заботам и ответственности за их будущее, перевезли из Москвы и 2 июня 2000 г. перезахоронили останки Человека эпохи на так любимой им родной земле. Дочь Эльмира была вместе с отцом и братом в одной из поездок в Лейлек и вспоминала, как отец берёт горсть земли, разминает в ладонях и, жадно вздохнув её запах, сказал: «Наверное, нет ничего приятней запаха
земли».

Лейлек – Исфана. Этот удивительно красивый, богатый, многонациональный край с белоснежными пиками и журчащими ручейками – отчий дом созидательного деятеля и инициатора издания «Кут Билим», предназначенного для творческо-практической деятельности тружеников системы воспитания, обучения и образования.

Таким был великий Человек эпохи – Исхак Раззаков.

Был месяц май

Дорога поднималась всё выше и выше, оставляя позади уникальную серпантинную нить. И горы со всех сторон. Вершины со снежным покровом упирались в небо, поддерживая его. Ниже раскрывались высокогорные ледниковые долины, сползающие в ущелья к грохочущим речкам с разноцветными названиями. Густой арчевник спускался с холмов, ввысь стремились ели. Сквозь прозрачный ледяной покров робко пробивались к солнцу весенняя травка, нежные подснежники и какие-то сине-сиреневые лепесточки. Красота! Сердце щемило от увиденного чуда. Это наш край!

ДЕТСТВО – ЯДРО БУДУЩЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Забегая вперёд, не могу не вспомнить путь домой под густым снегопадом на перевале Ала-Бел. Десятки машин, в ожидании просветления на дороге, стояли друг за другом. Был месяц май. Но это будет потом-потом. А сейчас наш автобус мчался по прямой дороге к Алайским горам.

Знать – одно, видеть – другое

Речь о юге страны всегда начинается с древнейшего поселения Средней Азии – современного города Ош. Он упоминается в арабских источниках IX в. и с XVI в. становится одним из религиозных центров, по легендам давней истории, основанного пророком Соломоном («Сулейманом»).

Автобус, скользя, спустился в Ош, где, по-прежнему, в центре высилась знаменитая
Сулейман-Гора – место поклонения мусульман Центральной Азии.

Знать – одно, видеть – другое. Ощутить дыхание тысячелетней древности — нечто удивительное и неповторимое на фоне окружающей природы сегодняшнего дня.

Подбадривая друг друга, добрались до домика — худжру Бабура — султана. Имам, присутствовавший там, благословил и пожелал нам доброго пути. Мы поклонились и стали спускаться.

Нас ждала дорога с известными, значимыми центрами южного края. Проезжаем мимо исторически сложившегося центра угольной промышленности — Кызыл-Кия, где в далеком прошлом формировался кыргызский пролетариат. Город удивил высочайшими тополями, подстриженными до самых верхушек. Они росли плечом к плечу, в несколько рядов, отделяя, вместо глиняных дувалов, частные усадьбы и границы посевных полей. Бегут, перегоняя друг друга вдоль дороги, вступая в спор с нашим добрейшим, осторожным и терпеливым водителем Болотом.

Да, наш юг известен залежами угля, производством сурьмы и ртути, курортами с богатыми минеральными источниками. Но он, прежде всего, известен и богат славными тружениками – созидателями животворящего
края.

И по пути вспомнились рассказы моих коллег, чей творческий путь начинался с этого чудесного края.

«Сейте разумное, доброе, вечное »…

Автобус мчался по извилистым берегам Токтогульского водохранилища – детища поколений середины минувшего века.

Главная река страны Нарын – источник всех крупных ГЭС, дающих энергию большей части Центральной Азии. Такова судьба и Учкоргонской электростанции. У её платины расположился рабочий посёлок Шамалды-Сай, запомнившийся по воспоминаниям коллеги Адель Петровны, педагога по классу фортепиано. Вся трудовая жизнь её отца, Петра Ивановича Тен, почётного энергетика, была связана со строительством всех наших ГЭС.

Кстати, первый камень в фундамент этой электростанции заложил Исхак Раззаков.

Вот и Ташкумыр, растянутый по ущелью вдоль берегов Нарына. Здесь жила и училась другая моя коллега Наталья Ивановна, тоже педагог по классу фортепиано. Мама – главный бухгалтер, отец – нормировщик рудоуправления. И самые светлые воспоминания: подружки с косичками, рабочие, идущие со смены, среди них отец. Полянки, усыпанные желтыми головками одуванчиков. И музыка в доме, в школе, в клубе.

Вот и Майли-Сай. Производитель электроприборов, месторождение газа и отчий край следующей моей коллеги, учителя английского языка Бермет Райхановны. В большой и дружной семье, рядом с мамой, в тепле, уюте и любви прошли счастливые годы становления. В отчем доме продолжается и ныне жизнь родных и любимых.

Удивятся они, прочитав о себе. Извините, уважаемые коллеги, без вашего ведома… Но быть так далеко на юге и промчаться мимо вас?

Случайность или закономерность?

Три дороги трёх судеб, трёх южанок – кореянки, русской, кыргызски сошлись, как в сказке, на одной тропе в ПДА «Алтын Шаты», чтобы «сеять разумное, доброе, вечное…»
И дальше идут вместе.

Автобус продолжал мчаться, оставляя позади десятки-десятки километров.

«Белые сапожки»

Долгий путь в Баткен по удивительно ровной, без ухабов и рытвин дороге поразил уникально-абрикосовыми плантациями. Цветущими шатрами они тянулись на сотни километров.

Абрикосовые стволы все, как один, побеленные вровень, словно обутые в белые сапожки, мелькали по холмам, спускаясь, мчались вдоль обочины, радуя и изумляя густым бело-розовым цветением под необъятным южным небом. Красота!

Увидев знак-эмблему «Баткен», обрадовались, вздохнули, зашумели. Не догадывались, что до Лейлека – Исфаны, ой, как было ещё далече. Наш заочный путеводитель проговорился, что осталось чуть-чуть, лишь около ста километров. Окружающий нас мир был оглушён гомерическим хо–хо-том!

И вновь белые сапожки стремительно мелькали, сопровождая нас.

Глобус

Широкая и высокая арка с огромным глобусом и словами приветствия дала понять, что мы у врат сказочно-поэтического Лейлека. С интересом рассматриваем огромнейший глобус и стилизованные символы края – цветок
Айгуль и лейлечонка-аистёнка.

Обошли глобус. Все символы-атрибуты, не исцарапанные, не протыканные, не прожжённые окурками, не залепленные жвачками, удивили нас. Рядом административный домик, но никого. Журчит внизу речушка, да мы шумим в ожидании встречи с нашим заочным путеводителем. Как мы были рады появлению Тайира Ашырбая. Весь путь он перезванивался с руководителем нашей группы, журналистом Алимжаном Алибековым. До Исфаны оставалось всего лишь около 30 километров. Преодолеем. Здесь километр растягивался на десятки, а минутка тянулась на часы. На вопрос: почему так? Один из коллег, шутя ответил: «А нам спешить некуда, кругом горы».

Исфана – аккуратный, чистый, приветливый городок на границе с Таджикистаном открылся грандиозным архитектурным ансамблем Исхака Раззакова. Строгий, высокий, красивый, в светло-сером костюме вышагивал он по Дзержинке в бытность работы в правительстве республики. Таким запомнился он старшим поколениям фрунзенцев. Таким же, только в камне, стоял он на высоком постаменте под бездонным небом юга.

«Детство — не только славная пора,

детство – ядро будущей человеческой личности»

 Ч. Айтматов

Знакомимся с коллективами школ. Они открываются элегантно оформленными стендами, посвящёнными великому земляку Исхаку Раззакову. Быть образованным, трудолюбивым, настоящим патриотом родной земли, любить отчий дом, свой народ – основной идейно-воспитательный мотив всех экспозиций.

Вот школа Алишера Навои с тремя языками обучения. Почти все учителя владеют кыргызским, русским, узбекским, таджикским языками и обучают им своих подопечных. Звучат говоры, живущих здесь иранцев, афганцев.

В прекрасном здании находится школа им. Усмана Маткаримова. Ученики читали лирику А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова, знали произведения Ч.Т. Айтматова.

Посетили удивительно-красивый детсад «Наристе» с коллективом талантливых воспитателей, сотрудников и, конечно, с любопытством глазевших на нас детишек. Представленная познавательно-дидактическая наглядность, разнообразные коммуникативные игры, отвечающие условиям и требованиям воспитания и обучения дошкольников, способствуют с раннего возраста эффективности общения, активизации словарного запаса и речевой деятельности детей. Вот и раскрылся секрет завтрашних, улыбчивых и любознательных учеников.

Пересекли границу с Таджикистаном и оказались в экспериментальной школе-гимназии в селе Арка. Здесь трудится творческий коллектив единомышленников, энтузиастов, не хватающих звездочек с небес, а от души, воспитывающих детей уму-разуму на родной земле. Ежегодно на творческих олимпиадах ученики занимают призовые места, благодаря плодотворной работе учителей. Кстати, в той поездке, мы в полночь застали директора в гимназии.

Нежданно-негаданно случилась новая встреча с Аркой. Последние сентябрьские дни. И в одной из телепередач, к безграничной радости, появился Гапыр Мадеминович (тот самый директор) со словами о высокой чести и ответственности матери – лучезарном источнике света, добра и заветного пути в жизни своих детей.

В Арку едут учиться со всех уголков юга, даже из Оша. Дипломированные выпускники известных вузов России, Европы трудятся в Германии, Китае, России, Турции, Англии. Без пафоса говорила об этом одна из матерей. Разделяю их радость за детей. Высококвалифицированные специалисты – наши, да не – у нас. Досадно.

Гармония фантазии и творчества

Дом культуры – центр духовной жизни и общения всей Исфаны. В обширном фойе – великолепно оформленная выставка детского творчества. Живёт и радует нас многовековое декоративно-прикладное искусство народа.

Экспозиция изделий представила разнообразные формы, виды, композиции образцов предметов быта, одежды, украшений из чия, кожи, дерева, бумаги, войлока, железа.

Выставка – результат гармонии, фантазии, смекалки, мастерства детских рук и ума в сочетании с интеллектуально-познавательным трудом учителей – наставников.

Все встречи начинались с бесед о судьбах детей. Они – наше будущее. Неоспоримой аксиомой звучали и слова Ч.Айтматова: «Будущее зависит от того, что можем сделать сегодня».

И, конечно, в многонациональном, разноязычном мире, соблюдая этику толерантности в ходе взаимопонимания, взаимоуважения нравов, обычаев, традиций, живущих бок о бок, друг с другом представителей народностей и национальностей, процесс воспитания юного поколения не из легких.

Пожелали от всей души мальчикам в строгих костюмах, девочкам с шикарными бантами доброй, светлой дороги рядом с мамами. Коллегам –долголетнего творчества с наставлением великого Н.А.Некрасова: « Сейте разумное, доброе, вечное… » И с этим напутствием мы вновь пустились в путь. Домой.
К своим мальчишкам и девчонкам.

М. Ирисова,
Отличник народного образования КР,
Лауреат Международной премии Клуба литературы, искусства, культуры Ч.Айтматова

 

Поделиться

Комментарии