ЧТО ВОЛНУЕТ РОДИТЕЛЕЙ?

  • 25.04.2023
  • 0

В 2023 году фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» отметил свое десятилетие. Раннее развитие и расширение доступа к качественному образования всегда было приоритетом фонда.

ЧТО ВОЛНУЕТ РОДИТЕЛЕЙ?

Первые инициативы фонда были реализованы именно в области раннего развития. Итак:

1) Парламентское слушание в 2013 году по проблемам дошкольного воспитания и развития детей привели к внесению пункта в новую редакцию Конституцию КР от 2021 года, которая гарантирует всеобщее дошкольное образование. Кроме того более 70 зданий детских садов незаконно приватизированных или переданных на иные цели были возвращены.

2) В 2012 году стартовала программа для родителей Лекторий «Школа детства» в рамках которого были проведены и проводятся курсы и лекции по методикам раннего развития, в том числе Монтессори педагогике (2 курса и готовится третий курс в июле 2023 года), Кубикам Зайцева, Вальдорфской педагогике и многим другим. Отрадно отметить, что подавляющее большинство дипломированных  Монтессори-педагогов Кыргызстана – это слушатели курсов, организованных фондом.

3) В 2013 году Фонд начал работу над инициативой «Садики на джайлоо» (сейчас они называются «Центры развития на джайлоо»), которую реализовывал Фонд Ага-Хана. За это время более 100 садиков на джайлоо открыто и принимают детей каждое лето в самых высокогорных пастбищах Кыргызстана. Тысячи детей смогли освоить навыки чтения, письма, счета в Садиках на джайлоо.

4) В 2013 году прошел республиканский конкурс детской песни (песни для детей) «Бобок ыры», который открыл много талантливых авторов детских новых песен и юных талантливых исполнителей. Например, всем известный телеведущий Канат Дилдедосов, который в первый раз вышел на сцену в 2017 году в рамках«Бөбөк ыры». Сборники новых песен были распространены по детским садам и школам Кыргызстана.

4) С 2012 года на постоянной основе проводятся поездки для работников дошкольного образования и учителей «Центров развития на джайлоо», которые посетили в рамках этих поездок лучшие садики Турции, Китая, Австрии.

5) Был проведен Первый Национальный Форум по раннему развитию детей с приглашением международных экспертов по дошкольному образованию, что позволило вывести тему дошкольного образования и раннего развития детей на повестку дня на самом высоком уровне

6) В 2013 году был издан на Кыргызском языке один из бестселлеров в области раннего развития – книга «3төн кийин кеч»  Масару Ибуки. Книга переидана уже несколько раз и пользуется неизменной популярностью среди родителей Кыргызыстана.

7) В 2017 году прошел республиканский конкурс “Бешик ыры”. Колыбельные песни имеют огромный эффект в развитии малыша от рождения и до трех лет. Мамин голос укрепляет эмоциональную связь между ней и малышом, успокаивает его, развивает его слуховую память, дает ощущение безопасности и защищенности.

8) В 2020 году стартовал самый масштабная инициатива Фонда – страница “3төн кийин кеч”. ЗА три года страница “3төн кийин кеч” охватила почти 50000 родителей Кыргызстана и предоставляет важную, полезную и интересную информацию по вопросам развития детей на доступном языке.

9) В 2022 году Фонд начал работу над переводом на кыргызский и русский языки и адаптацию Приложения для родителей “Бешке чейин үлгүр”. Это приложение для родителей разработано Фондом Миндеру, Австралия и Центром Мозга и Разума Сиднейского университета и называется на английском Thrive by Five. Содержание Приложения имеет строго научно доказанные подтвержденные факты о развитии ребенка.  Приложение состоит из коротких советов и сопровождается одним или несколькими занятиями/действиями, которые родители могут выполнять с детьми каждый день. Все советы имеют научное обоснование.

В ноябре 2022 года в Бишкеке прошла презентация нового приложения «Бешке  чейин үлгүр». С ноября 2022 года уже 16000 родителей скачали Приложение.

Все советы разделены на пять разделов по следующим темам: 1. Эмоциональная связь (ребенка с родителями); 2. Речь и общение; 3. Игры; 4. Здоровый дом (в этом разделе правила санитарии и гигиены, здорового сна, полезные привычки, правильное питание); 5. Сообщество

Почему именно эти разделы? Потому, что именно эти пять факторов – Эмоциональная связь и поддержка, развитие речи и общение с ребенком, игры, здоровые привычки, например, привычки здорового продолжительного сна или правильного питания имеют огромное значение для развития ребенка. И это то, что КАЖДЫЙ родитель может обеспечить своему ребенку/детям.

Все родители могут поиграть с новорожденным малышом в игру «ку-ку», когда взрослый закрывает лицо руками и потом открывает или просто подержать малыша на руках и поговорить с ним. Научно доказанный факт – новорожденный малыш умеет различать голоса родителей и ему очень нравится смотреть на лица своих близких. Так закладываются первые кирпичики эмоциональной связи между малышом и его семьей.

Малыш, который слышит с рождения не один язык, а два или больше, став чуть старше, намного легче сможет выучить иностранный язык или даже несколько. Поэтому, если в семье будут говорить пусть самые легкие слова не только на родном языке, а на разных, это создает базу для будущего полиглота.

Ежедневная рутина для взрослых, например, приготовление пищи – это огромная возможность для развития малыша. Он может научиться основам счета, вкуса, цвета, названиям овощей, фруктов, продуктов, кухонной посуда; он может развивать моторику рук, переливая воду из чашки в другую чашу или перебирая крупинки риса. А это так важно для малыша до пяти лет.

Здоровый и очень важно, продолжительный сон — это одна из базовых потребностей каждого малыша. И очень важно обеспечить ему условия, в которых он сможет хорошо выспаться без раздражающих мозг световых излучений экранов телевизоров или смартфонов.

Каждый родитель может рассказать ребенку о нескольких жизненно важных правилах безопасности. Например, выучить номер маминого телефона или адрес в виде песенки, которую любит петь малыш. Рассказать, что есть части тела, к которым никто не имеет права прикасаться. И эти простые вещи станут спасительными для ребенка.

В разделе «Сообщество» подчеркивается важность сообщества, как той среды, где малыш растет, познает мир, себя через  среду. Каждый родитель может рассказать ребенку историю своей семьи, о предках, кто они были, чем занимались. Каждый родитель может показать значимые или просто красивые места в местности, где живет семья. Каждый родитель и каждая семья может взять с собой ребенка на празднование семейных праздников, национальных или религиозных праздников. Все это в совокупности, дает малышу представление о том, что он, позволяет строить свое самосознание, осознавать себя как часть семьи, общества и большого мира.

Ниже можно посмотреть пару примеров из приложения «Бешке чейин үлгур». Полностью приложение доступно в GOOGLE PLAY Market, где приложение можно скачать на кыргызском или русском языке по названию “Бешке чейин үлгүр” . Приложение пока доступно только на територии Кыргызстана.

В апреле наш фонд получил результаты анонимного опроса родителей, которые скачали и пользуются приложением «Бешке чейин үлгур». В опросе приняли участие 116 родителей.

Можно отметить несколько важных пунктов, по результатам анализа опроса родителей.

Как было отмечено в самом начале статьи, в опросе приняли участие 116 родителей. Из только 4 папы. Это говорит о том, что традиционно воспитание детей большей частью лежит на женщине/маме. Папы же, к сожалению, не так активно занимаются со своими детьми, как хотелось бы. Но, в то же время, роль отцов в развитии ребенка огромна. И очень важно понимать это папам Кыргызстана. Почему папы так мало внимания уделяют воспитанию своих детей? Чего боятся папы? Папы могут играть с детьми, читать детям книжки, гулять с детьми, выполнять с детьми домашнюю работу или работу в саду/огороде. Папы могут отлично рассказать детям историю семьи и семи поколений (Жети ата), тем самым развивая в ребенке самоидентификацию.

Большинство опрошенных родителей начинали знакомство с приложением с раздела “Эмоциональная связь”. Большой интерес родителей вызвали советы о том, почему малыш подвержен сильным эмоциям (страх, истерика, гнев и т.д.) и что может сделать родитель, чтобы успокоить малыша. Многие родители также признались в том, что сильные эмоциональные проявления ребенка часто заставляют самого взрослого чуствовать себя обессиленным и уставшим. Поэтому, исследователи Сиднейского ребенка намерены дополнить Приложение советами родителям о том, как восстановиться после сильных эмоциональных переживаний, успокоится.

Многие опрошенные родители отметили, что из предложенных занятий с ребенком они выбрали занятия по рисованию. Большинство родителей проявило интерес к разделу о здоровом сне и советам как уложить ребенка спать и отметили, что им интересны советы о том, как сделать здоровым сон взрослого.

Большинство респондентов открыли проявили интерес к разделу о традиционных играх, традициях. Ученые Сиднейского университета рекомендуют папам уделять больше внимания своим детям играя вместе с ними. В то же время, родители интересуясь советом говорить с ребенком на нескольких языках отметили беспокойство, что ребенок забудет или не будет говорить на кыргызском языке. В целом, подавляющее большинство родителей, заполнивших онлайн опросник, отметили, что использование Приложения “Бешке чейин үлгүр» улучшило их понимание о развитии ребенка и улучшило эмоциональную взаимосвязь с малышом, позволив лучше понимать его. Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что приложение для родителей, основанное на строго доказанных научных фактах и включающее в себя большой компонент традиционных элементов воспитания детей, которые также получили научное обоснование, полезно как детям, так и родителям, повышая родительскую осведомленность о развитии ребенка и о том, что могут сделать родители, чтобы обеспечить своему ребенку/детям наилучшие условия для того, чтобы сделать его успешным в будущем.

Подводя итоги, нужно подчеркнуть, что вопрос развития детей требует совместных постоянных усилий как со стороны государства, в лице Правительства, профильных министерств и ведомств, школ и детских садов, но и родителей, гражданского общества. А вопросов и проблем в области развития много – от острейшей нехватки детских садов, квалифицированных педагогов, до вопросов насилия в отношении детей, здоровья детей, их питания, развития внешкольных детских программ, книг для детей и т.д. Поэтому Фонд намерен и дальше продолжать работу по приоритету раннего развития как самого необходимого фактора и гаранта развития страны.

ПРИМЕРЫ из Приложения «Бешке чейин үлгур».

Например, Название занятия: Настройка ваших биологических часов

Узнайте, как правильно настроить свои биологические часы

Почему

В мозгу и теле каждого из нас есть часы, которые сообщают нашим внутренним органам, когда и что делать. Наши внутренние – биологические часы контролируют время, когда мы бодрствуем или спим, когда наши мышцы работают, а когда отдыхают, когда наш желудок переваривает пищу или отдыхает. Как и обычные часы, биологические часы могут сбиваться! Работа наших биологических часов зависит от времени, когда свет попадает на наши глаза, времени, когда мы физически активны, когда ложимся спать или просыпаемся. Прислушайтесь к своим биологическим часам – это поможет вам быть здоровыми и счастливыми.

Развивающее занятие

Занятие 1: Постарайтесь, чтобы ваш ребенок засыпал и просыпался в одно и то же время. Утром предложите ребенку выйти на улицу и прогуляться или подвигаться.

 

Занятие 2: Утренний солнечный свет регулирует наши биологические часы. Прогулка рано утром даст ребенку возможность получить пользу утреннего солнечного тепла. Старайтесь, чтобы ночью (в комнате) было как можно меньше света.

Занятие 3: Маленьким детям (от 6 месяцев) нужна помощь в настройке биологических часов! Ежедневные вечерние процедуры (например, время купания) помогают им понять, что пришло время для сна.

Или вот такой совет и занятия: Название деятельности: Когда правила культуры приемы пищи не обязательны.

Знаете ли вы, что беспорядок, который создает ребенок во время еды, помогает ребенку научиться координировать свои движения?

Почему?

В процессе развития мозга ребенок учится дотягиваться, хватать и удерживать объекты, но для этого требуется время и опыт  с целым рядом предметов разных форм, размеров и текстур.

Детям требуется время и практика, чтобы научиться  управлять разными частями своего тела (руками, пальцами, и т.д.). Ребенок постепенно учится   пользоваться такими предметами, как мячики, карандаши и посуда. Позволяя детям  свободу во время кормления  вы даете ребенку возможность  развить и отработать навыки приема пищи.

Развивающее занятие

Занятие 1: дайте ребенку возможность есть руками. Не волнуйтесь, если он  испачкается — пусть экспериментирует, исследует и открывает новые возможности своего тела!

Занятие 2. Ребенок учится двигать руками и пальцами когда ест разные продукты. По этому позвольте ребенку есть как  ложкой, так и  руками  — рис, кашу, нарезанное яблоко и грушу, ягоды и т.д.

Салтанат АДЫЛБЕК кызы, пресс-секретарь фонда

Поделиться

Комментарии