Особенности строения и жизнедеятельности, типы развития

  • 21.08.2024
  • 0
Особенности строения и жизнедеятельности, типы развития

Зоология, 7 класс

Тип урока: Изучение нового материала;

Вид урока:

— урок с элементами беседы;

— лекция с элементами презентации.

Форма организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование: учебные книги, презентация, раздаточные материалы, рисунки.

Цель урока:

Образовательная: уточнить и расширить знания учащихся об особенностях внешнего строения и образа жизни насекомого, учить отличать от других насекомых; изучить особенности внешнего строения насекомых на примере майского жука;

Ожидаемые достижение; извлекать информацию из различных источников, ее результаты: группировать; совершенствовать навыки работы в малой группе.

Ход урока:

Организационный момент (1-2 мин.)

Деятельность учителя: Приветствие. Контролировать посещаемость учеников, желая им позитивного отношения и повышая их интерес к уроку.

Деятельность учеников: Приветствие. Ученики узнают цель урока, готовятся к уроку, желая друг другу хорошего настроения.

Повторение пройденного материала (7-10 мин)

Викторина «Продолжи фразу» (слайд)

Ваши баллы удвоятся, если вы продолжите фразу. В этой игре участвует игрок, имеющий синюю фишку, который в течение 2 минут должен продолжить фразы. Фразы читаются в быстром темпе

  1. Хитин — это …(органическое вещество, похожее на целлюлозу)
  2. Органы чувств у ракообразных … (усики, глаза)
  3. Тело паукообразных состоит из …(головогруди и брюшка)
  4. Дыхательная система большинства паукообразных состоит из … (легочных мешков и трахеи)
  5. Питаться паукообразные могут только …(жидкой пищей)
  6. Очень опасные паразиты человека и животных …. (таежный клещ)
  7. Это очень мелкие клещи — от 0,2 — 0,5 мм, паразитируют в коже человека и млекопитающих — (чесоточный зудень)
  8. Самая большая группа животных (насекомые)
  9. Тело насекомых подразделяется на …(голова, грудь, брюшко)
  10. От каких животных произошли членистоногие (от многощетинковых кольчатых червей)
  11. Какое вещество входит в состав хитина паукообразных (белок)
  12. Чем сопровождается рост членистоногих (линькой)
  13. Членистоногие, обитающие в воде и дышащие жабрами (ракообразные).
  14. Чем представлена выделительная система ракообразных (пара зеленых желез)
  15. Как называются расположенные на головогруди паукообразных когтевидные челюсти (хелицеры)
  16. Как называются у паукообразных ногощупальца … (педипальпы)
  17. Роль выделительных органов у паукообразных выполняют … (мальпигиевы сосуды)
  18. Наука, изучающая паукообразных … (арахнология)
  19. Предварительное переваривание пищи у пауков называется … (внекишечным)
  20. Каких членистоногих насчитывается около 1 млн видов (насекомых)
  21. Количество ходильных ног паука (четыре пары)
  22. Количество ходильных ног рака
  23. Количество пар ног насекомых … (три пары)
  24. Ротовые аппараты разных групп насекомых отличается по строению. У каких насекомых ротовой аппарат колюще — сосущий … (комар)

Особенности строения и жизнедеятельности, типы развития

Изучение нового материала (5-7 мин)

Насекомые — их значительно больше, чем всех остальных животных, да и растений вместе взятых.

Класс: Насекомые отряды.

Жуки 30 тыс.

Бабочки 140 тыс.

Двукрылые 100 тыс.

Перепончатокрылые 250 тыс.

Прямокрылые 20 тыс.

Общая характеристика класса

Обитают в почве, воде, тканях растений, в организме животных и человека.

Плодовитость:

матка пчелы — 1 500 000 яиц за всю свою жизнь (живёт 5 лет).

матка термитов — 10 000 000 яиц за жизнь (живет 10 лет).

Польза:

* опыляют растения; + уничтожают вредителей полей;
садов и огородов.

Вред:

÷ кровососущие (влияют на удои молока);

переносят возбудителей болезней от животных к человеку (вши — сыпной,

возвратный тиф; комары — малярию; мухи — глазные заболевания).

Типы ротовых аппаратов:

  • грызущий — жуки, тараканы, кузнечики; сосущий — бабочки;
  • колющий — комар;
  • лижущий — муха;
  • грызущее-лижущий — пчёлы, оводы, осы, шмели, шершни.

Зрение — сложное (фасеточное). Человек различает около 60 отдельных цветов; пчёлы видят жёлтый, сине-зелёный, синий, ультрафиолетовый (красный видят бабочки).

Обоняние — на усиках (бабочка — 2-3 км.).

Орган вкуса на ротовых частях (челюсти, губы, щупики). Так же как и человек различают сладкое, кислое, соленое, горькое.

Органы чувств — хорошо развиты и дают большую информацию насекомым о внешней среде.

Особенности строения и жизнедеятельности майского жука

Насекомые из отряда жесткокрылые отличаются от подобных видов довольно крупными размерами. Одной из таких особей считается майский жук, который относится к членистоногим насекомым, семейству пластинчатоусых, подсемейству хрущи.

Название свое он получил из-за особенности появляться весной, но активную деятельность начинать только в конце апреля или начале мая. В народе таких жуков называют «хрущ».

Среда обитания

Встретить майского жука можно в разных уголках планеты, но чаще всего он живет в Азии и Центральной Европе. Иногда особи обитают в Северной Европе. Насекомые предпочитают населять степи, тайгу, леса и лесополосы.

Закрепление изученного материала (15-25 мин)

Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску.

Выделите отделы тела насекомого, назовите их.

Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики — органы осязания, обоняния, глаза — органы зрения и ротовые органы.

На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару — перепончатые крылья.

Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.

Рассмотрите рисунок, подпишите, что обозначено цифрами 1-11.

Вывод: сделайте вывод о чертах строения насекомых, по которым насекомых относят к типу членистоногие, к классу насекомые.

Ученики делают выводы.

  • Рефлексия (2-3 мин)
  • Подведение итогов урока (3-5 мин)
  • Оценивание учащихся
  • Домашнее задание (составить кроссворд)

Молдоказиева Нурзат, ннновационная-гимназия имени Н.Бримкулова г.Токтогул, учитель биологии.

 

 

Бөлүшүү

Комментарийлер