В АМЕРИКЕ К УЧИТЕЛЯМ И ШКОЛЕ ОТНОШЕНИЕ ОСОБОЕ

  • 14.02.2019
  • 0
В АМЕРИКЕ К УЧИТЕЛЯМ И ШКОЛЕ ОТНОШЕНИЕ ОСОБОЕ

Продолжая тему школьного образования в США, эксперт по дошкольному образованию международного фонда “Инициатива Р.Отунбаевой” Аэлита Агайдарова взяла интервью у Асыл Унделанд, которая несколько лет жила в Америке.

В АМЕРИКЕ К УЧИТЕЛЯМ И ШКОЛЕ ОТНОШЕНИЕ ОСОБОЕ

Sharon Carver, left, leads a class discussion during a 7th grade English Language Arts class at Hood Junior High.
Heather Leiphart|Odessa American

— Асыл, расскажите пожалуйста, как устроена в США школа для старшеклассников?

— В Америке есть много разных систем образования: и родители, и дети имеют возможность выбирать такую систему, которую они хотят для своих детей. Это зависит от того, какую специальность хотят выбрать дети. Мои дети последние пять лет учились в школе по системе международный бакалавриат IB (АйБи). Эта система была создана в Европе в 1968 году, а зародилась в Швейцарии, и потом была распространена по всему миру. Сейчас эта система образования имеется почти во всех странах мира (незнаю есть ли она у нас в Кыргызстане), и эта система отличается тем, что их основной принцип в том, чтобы воспитывать детей креативными, умеющими мыслить холестически, т.е. иметь подход ко всем вопросам с разных углов зрения. Эта очень интересная система. В ней очень сложно учиться, она считается намного сложнее, чем традиционная американская система образования. Но тем не менее те дети, которые заканчивают IB систему они очень хорошо воспринимаются университетами, колледжами во всем мире. Она подходит и к английской, и к европейской, и к американской системе образования. Если с американским образованием сложно поступить в европейские вузы, потому что там совсем другая система образования высшей школы, то систему образования IB с удовольствием принимают все университеты мира.

— Получается, что это такая универсальная система образования?

— Да, эта универсальная система. Поскольку мы жили в разных странах мира и мы не знали, где мы будем следующие 3-5 лет, то мы выбрали именно эту систему, чтобы дети могли адаптироваться в любой стране. И во всех странах, где мы жили, была система IB. В школе (как я уже сказала ранее), стараются сделать холестическое образование. Например, если идет какая-то тема, то она проходит по всем предметам. Моя маленькая дочь проходила химию в пятом классе. Она делала творог, т.е. она изучала процесс окисления, иными словами, они делали творожное  тесто для пиццы на уроках химии. Изучали процесс брожения. Химия проходит очень интересно, наверное по этому она закончила химический класс с золотой медалью. Мне, например, таблица Менделеева до сих пор в жизни не пригодилась. Зато ей с пятого класса химия очень интересна и «пригождается» в жизни.

Чем хороша система IB ? Там говорят, что дети должны быть исследователями. Во всех предметах они постоянно проводят исследования. То есть это дает им умения самостоятельно мыслить, находить ответы на вопросы. У них есть очень

интересный предмет «Креативное мышление», где дети начинают учиться задавать вопросы и находить на них ответы. Уже с высшей школы они начинают учиться этому креативному мышлению. И начинают сами понимать мир, например, использовать таблицу Менделеева в изготовлении пиццы, то есть то, чего не хватает в нашей школе. В принципе система IB, конечно, похожа на американскую систему тем, что есть принцип выборности предметов. Например, моя старшая дочь (ей очень не нравилась физика) говорила, что ей физика не пригодится. Но в то же время ей была интересна химия. И она изучала химию все эти годы. Младшая дочь более настроена на точные науки, и она берет и физику, и химию, и биологию. Но уже в старшей школе после десятого класса они имеют возможность сосредоточенно изучать те предметы, которые они видят в будущем с ними связь.

— Когда у них начинается учебный год?

— У них тоже школа начинается с 1го сентября и заканчивается в конце июня. Как и у нас четкое количество дней, которые дети должны пройти в течение года. У них тоже четыре четверти, но на самом деле два основных семестра. И каждый семестр делится на две четверти. Оценки выводят не четвертные, а по семестрам, по пол года. Каникулы у них начинаются с конца июня и до 1 сентября. У них более длинные каникулы зимние, а осенние и весенние каникулы очень короткие.

— Как они оценивают знания, и как родитель узнает об успехах или проблемах своего ребенка?

— Там считают, что оценки должны быть конфиденциальными. В американской и европейской системе — это дело самого ребенка. И спрашивать о его оценках не тактично. Это знают только родители и ребенок. Есть единый портал, где каждый день учитель записывает уроки, задания, и только родители имеют право входа в этот портал. Там же идет отзыв учителя. Не всегда выставляется оценка. Система зависит от того, какой материал они проходят. Оценки в IB системе семи балльные. И мне это тоже очень нравится. Каждому заданию дается рубрика. Если ты хочешь сдать на 1 балл, тебе надо понимать минимум материала. Если ты хочешь сдать на 2 балла (и это не плохая оценка) то сделать нужно больше, хотя самая высокая оценка это 7 баллов. Чтобы их получить ребенок должен сделать больше того, что написано в рубрике. Дети понимают, за что их будут оценивать и также могут объективно понимать, что они сделали правильно или не правильно.

Наши дети по окончанию школы сдают ОРТ. А какие экзамены сдают у них, какой вид оценивания знаний?

— В системе IB немножко другая система. В системе Ай Би проверка знаний проходит очень жестко: в один назначенный день по всему миру проходит экзамен, вероятно для того, чтобы избежать утечки каких-то материалов. Но, я хочу сказать, что не все дети хотят получить Ай Би диплом. Например, для

детей, которые поступают в Америке, не требуется диплом Ай Би. Они могут просто сдать общие экзамены и иметь Жи Пи Эй. Дети, которые поступают в Европу из Америки (предположим) они должны иметь диплом Ай Би, потому что это требование европейских университетов. И дети сдают этот экзамен. Потому что экзамен проходит в июле, а Американские вузы уже решают вопрос поступления уже практически в марте. А европейские вузы окончательное решение по приему детей принимают в июле.

— Возвращаясь к успеваемости детей, какое участие родитель принимает в школе и как учитель поддерживает связь с родителями?

— Основная связь проходит через портал (о котором я упоминала выше). Если у меня есть какие-то вопросы по заданию или по оценке, или как мой ребенок подготовился, то я могу написать электронное сообщение учителю, и он мне обязательно ответит. Я могу попросить о встрече и учитель всегда со мной встретится, и разъяснит мне все что меня интересует. Потом у них каждый семестр проходит тройная встреча: ребенок – учитель — родитель. И мне очень нравится эта система, потому что она дает возможность поговорить всем трем заинтересованным сторонам. Это проходит индивидуально. Нам дают графики, мы его заполняем: кто и какой предмет. И потом мы идем к учителю. Ребенок рассказывает, что он изучил за этот семестр. Потом идет обсуждение оценок и дается рекомендация и ученикам, и родителям, и даже учителю. То есть очень прозрачная и доверительная оценка ребенка. И ребенок учится быть ответственным за свои поступки.

— Есть ли у них такое понятие «Дружить всем классом»?

— Там где мы жили, например, в Южной Азии школы были очень маленькие и классы были тоже очень маленькие (15-17 детей). Естественно, они все дружили. Они были очень похожи, т.к. все их родители — это работники ООН, Всемирного Банка и т.д. У них была общая система воспитания. Поэтому они очень легко общались. В Америке это уже не так, дети кучкуются, существует проблема преследования, обижают, есть группировки. Я прочитала много книг о группировках девочек, потому что у меня две дочки, и мне хотелось понимать эти сложные взаимоотношения. Потому что дети не всегда и не всё рассказывают. В школе имеются психологи, советники, к которым дети ходят. Потом эти педагоги работают с другими детьми, работают с учителями и пытаются выравнивать ситуации. Большая проблема у детей — это стрессы. И тогда они тоже идут с этим к советникам. У них есть такой специальный предмет как семинары, где им даже советуют как правильно питаться.

— Вы сейчас сказали, что им советуют как правильно питаться. Как организовано питание в школе?

— Те, кто имеет высокий достаток, им выдается карточка через которую оплачивается питание и они набирают на неё всё что хотят. Там есть большой выбор блюд: салаты, бургеры, пицца и т.д. Конечно, там идет попытка сделать

питание здоровым. Сейчас мои дети обучаются в частной школе, там мы тоже покупаем питание. В школе есть холодильник, куда в жаркие дни дети складывают свои обеды. Есть микроволновки, где можно обед подогреть.

— Скажите, а родители в классе знают друг друга? Есть ли там родительский комитет, актив?

— Там тоже есть родительский комитет, он называется родительско-преподавательский комитет. Это такой совместный орган — не родители против преподавателей (смеёмся), а такой союз. Большое отличие американской школы от нашей в том, что они не дают родителям вмешиваться в систему образования, т.е. родитель может посетить урок, но не может высказать претензии по поводу нагрузки в школе или что школа делает что-то не так. В Америке к учителям и школе отношение особое. Родители с большим уважением относятся ко всем учителям. И даже если ты платишь за образование деньги, то все равно ты не имеешь права навязывать свои какие-то мнения.

Какие вопросы вы решаете на родительских собраниях?

— Самые разные. Например, вопросы потребления алкоголя подростками: европейцы пьют вино с детства во время еды. Это их культура. А американские родители считают, что детям до 21 года нельзя употреблять алкоголь. И американского родителя всегда возмущает, когда их ребенок идет к европейскому ребенку и пробует там вино. И вот такое столкновение культур мы решаем при встречах на родительских собраниях, чтобы было все правильно и бесконфликтно. Чтобы было спокойно и родителям, и детям. И почти всегда находим  решения к любой проблеме.

— Поговорим о проблемах, которые решают наши родители в наших школах. Например, проблема ремонта класса, приобретение необходимого в класс (вплоть до мебели). Многое решается за счет средств родителей ( мел, эл.лампочки, тряпки, швабры и многое другое). Как решаются подобные вопросы у них?

— Там чем богаче штат, чем богаче район, в котором находится школа, тем она лучше. Потому что школа финансируется за счет налогов людей проживающих в этом районе. Одним словом, чем богаче район, тем богаче, сильнее и престижнее школа. И, соответственно, оттуда больше учеников уходят в университеты.

— Есть еще один болезненный вопрос, у нас в школах выпускные вечера — это всегда большая проблема для родителей, т. к. эти вечера обходятся каждому родителю в круглую сумму (одни наряды девочек обходятся родителям в круглую сумму). Как это происходит там?

— Знаете, я начала готовиться к выпуску дочери раньше её. Я сказала, что нам нужно подумать о платье и купить туфли. Потому что я, в свое время, начала думать о выпускном платье за полтора года до выпуска. А моя дочь сказала:

«Мама, не волнуйся, я сама куплю себе платье. Есть специальная страничка на фейсбуке. Чтобы не было одинаковых платьев, мы примерно договариваемся, кто какое платье выбирает». И она купила себе платье за 40 долларов. Я была в шоке! Говорю : «Что это такое?»  Она говорит: «Мама, я надену его только один день, зачем я буду тратить больше?» Она купила такое простое платье, но элегантное. Там так делают все выпускники. При чем наша школа частная, у нас учатся дети миллионеров, миллиардеров. Они считают что, тратить на это, нет такой необходимости. Одна девочка, дочь богатого человека, вообще взяла платье на прокат.

А еще, у выпускников есть день, когда дети устраивают какие-то безобразия. Моя дочь обладает сильными лидерскими качествами. Она предложила устроить день Советского Союза. Они все ходили в красных футболках, школу раскрасили в красный цвет. Конечно, им ставят лимиты дозволенного, что можно, а что нельзя. И еще, школа сама оплачивает выпускной. Единственно что мы делаем это то, что мы покупаем билеты в ресторан. Это обходится в 50-70 долларов с человека. Это устраивает родительский комитет вместе со школой. Единственно, на что могут собрать деньги, так это на то, чтобы оставить что-то на память школе. Но самих денег не дают, а делается это так: какой-то класс ставит скамейку, другие могут поменять ворота на футбольном поле (на этих воротах будет маленькая табличка, что это память о выпуске такого-то года). То есть стараются сделать что-то полезное.

— Скажите, а имеют ли такие дети освобождения от экзаменов. У нас есть система освобождения от экзаменов в школе по определенным случаям. А есть ли у них такая практика?

— Америка — это культура очень индивидуальная. Одним словом, все зависит от каждого ребенка и от его желания, и планов на будущее. Поэтому те дети, которые не хотят продолжать обучение в вузе, они и не сдают никаких экзаменов. Просто идут работать или обучаются в профессиональном среднем учебном заведении (ТПУ, училище и т.д.), а там у них свои требования.

— Есть еще одна важная тема для разговора, это тема детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование – есть ли в этой школе такие ребята, и как к ним относятся, какие условия создаются?

— Конечно, в Америке родители имеют возможность выбрать любую школу. Там есть и обычные, и инклюзивные школы, и специализированные. Это выбор самих родителей и ребенка. При этом школа не имеет права отказать или не допустить ребенка с какими-то отклонениями. По закону это запрещено. И более того, школа делает все возможное, чтобы этот ребенок не чувствовал себя в чем-то ограниченным, все делают для того, чтобы ему было комфортно. Школы очень поддерживают таких детей и всегда готовы помогать. Но это все делается очень тактично, да так, что в классе даже не знают об этом. В классе дети на этом не зацикливаются. Они очень толерантны.

— В последнее время в СМИ часто идет информация об американских школьниках, которые проносят в школу оружие, и есть жертвы среди детей и учителей. Как устроена система безопасности американской школы?

— На самом деле, к сожалению, во многих странах (и в нашей стране тоже) к оружию свободный доступ. Другой вопрос, что если разобраться, то у детей нет денег купить это оружие. Кто виноват, что подросток может воспользоваться оружием? Конечно,  мы — взрослые! В Америке это происходит не так часто. Единственно — оружие нужно детям запрещать! В школе есть и обязательно должна быть охрана. К счастью, благодаря стараниям родителей охрана есть не тольков частных школах, но и в государственных.

Поделиться

Комментарии