ТАК НУЖНА ЛИ НАМ БОЛОНЬ?

  • 10.02.2020
  • 0
ТАК НУЖНА ЛИ НАМ БОЛОНЬ?

Одной из приоритетных форм участия Кыргызстана в интеграционных образовательных процессах является совместная с нашими зарубежными партнёрами работа в проектах, целью которых должно стать реформирование высшего образования республики на основе принципов, заявленных в программных документах Болонского процесса.

ТАК НУЖНА ЛИ НАМ БОЛОНЬ?

Что мы имеем в системе высшего профессионального образования на сегодняшний день?

Подкуп, поборы, взяточничество, кумовство – вот главные “критерии”, которые очень часто применяются в процессе подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, в частности защиты диссертации. И порой все это делается, чуть ли не “открыто”. Хотелось бы добавить, что в различных отраслях науки в составе диссертационных советов, в экспертной среде имеется определенный круг людей, сегодня он член диссовета, завтра – оппонент или рецензент, как утверждают “злые языки” существует круговая порука, ты мне, а я тебе.

Соответственно, содержание большинства диссертациq (особенно кандидатских) не имеют научного и практического значения.

Так, по данным ВАК по отраслям наук на период с 01.01.1993 по 31.01. 2019 года кандидатов 4556, докторов наук 990, в предыдущем 2018 году защитили кандидатские – 268, а докторские диссертации – 49 и это только за год.

Таким образом, прежняя система подготовки научно-педагогических кадров высшего звена не оправдала себя, и это мягко говоря.

Особенно актуальной на сегодняшний день становится проблема качественного кадрового обеспечения системы высшего профессионального образования. Мы, прежде всего, имеем в виду реализацию докторских программ PhD в Кыргызстане, которая станет одним из ключевых моментов реформирования системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в нашей республике и в то же время соответствовать основным принципам Болонской декларации, в частности о внедрении 3-го уровня образования доктора PhD.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки № 733/1 от 12.12.12. «Об организации эксперимента по разработке и реализации докторских программ PhD» рабочей группой разработаны Временные Государственные требования для вузов, а также разработан Временный регламент для реализации пилотных докторских программ PhD.

Так, согласно приказа министра образования и науки республики пилотные программы по внедрению программ PhD начаты в вузах: КГУСТА им. Н. Исанова, КНАУ им. К. Скрябина, МУК, БФЭА, КНУ им. Ж. Баласагына (ИИМОП), КГТУ им. И. Раззакова и в Академии государственного управления при Президенте КР.

Таким образом, за период с 2013 начало подготовки докторов PhD и по настоящее время пилотными вузами не было подготовлено ни одного кыргызстанца, лишь несколько человек успешно освоивших докторские программы PhD оказались из-за рубежа.

Основными причинами неудавшегося эксперимента по подготовке докторов PhD явились отсутствие нормативных положений и высокая стоимость обучения.

Мы считаем, что подготовка доктора PhD, это подготовка своего рода «штучного товара», что потребует больших затрат и без государственного финансирования не обойтись. Те высшие учебные заведения, которые уже осуществляют подготовку по программе PhD, не имея соответствующих объемов финансирования, их выпускники будут обладать дипломами PhD со слабой содержательной составляющей.

Так, 4 ноября 2014 года в Международном университете Кыргызстана состоялся круглый стол «Подготовка докторов философии в КР» с участием представителей Правительства, Жогорку Кеўеша, ВАК, Национальной академии, руководителей вузов. Это был самый представительный и значимый по содержанию форум. В ходе обсуждения, существующих требований и положений по подготовке доктора PhD, были обсуждены проблемы по внедрению PhD, внесены дополнения к временным требованиям и регламенту, дополнений в Закон «Об образовании», в том числе был предложен проект сметы расходов по подготовке докторов PhD.

Все выступавшие, присутствующие соглашались с тем, что подготовка доктора PhD требует значительных финансовых вложений. В предложенном рабочей группой проекте сметы, расходы на обучение одного доктора PhD составили 15 тыс. долларов, а общественный экспертный совет путем сокращения некоторых статей довел до 7 тысяч долларов и все эти расходы без участия государственных структур. Для примера в Казахстане подготовка одного докторанта обходится бюджету в 25-30 тыс. долларов.

Хотелось отдельно остановиться на подготовке соискателей докторских программ PhDв КТУ »Манас», так как здесь имеются некоторые особенности.

Реализацию программ подготовки докторов философии PhD осуществляют институт естественных наук и институт гуманитарных наук. Так, в институте гуманитарных наук за период с 2011 года докторскую программу PhD успешно завершили и защитили диссертацию 8 докторантов из 25 обучавшихся. Обучение по докторским программам PhD в институте естественных наук ведется с 2001 года. Общее количество обучающихся докторантов-198, из них-81 являются гражданами Кыргызстана и 117-граждане Турции. Успешно закончили докторские программы PhDи защитились 91 соискателя из них кыргызстанцев-37.

Обучение по докторским программам PhD осуществляется на основании Положения, квалификационных требований на соискание ученой степени доктора PhD. Обучение соискателей докторов философии PhD осуществляется по очной форме и на бесплатной основе.

16 июля 2018 года вышло Постановление Правительства Кыргызской республики «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в Кыргызской республике», которого с нетерпением ждала академическая общественность республики. Надо сказать откровенно, что данное Постановление Правительства КР ни на шаг не приблизила к решению интеграционных процессов, связанных с Болонским процессом и особенно с подготовкой доктора философии PhD.

Так, подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется в прежнем ключе, то есть подготовка кандидатов, докторов наук, соискателей кандидатских и докторских степеней. В докторантуру принимаются граждане Кыргызской республики, имеющие ученую степень кандидата наук. Лица, имеющие академическую степень доктора философии PhD, должны пройти процедуру экспертизы диссертации и нострификации диплома доктора философии PhD в Высшей аттестационной комиссии Кыргызской республики (ВАК) с последующей выдачей диплома кандидата наук по соответствующей отрасли. Срок подготовки в докторантуре составляет 5 лет. Для сравнения — республика Казахстан с 2005 года является участником Болонского соглашения, а Российская федерация — с 2010 года.

ТАК НУЖНА ЛИ НАМ БОЛОНЬ?

Анализ литературы и результаты исследовательской работы по подготовке докторов PhD позволяет нам констатировать:

  1. Прежняя система подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в республике не оправдало себя.
  2. Необходимо перейти к реализации докторских программ PhD, которая станет одним из ключевых моментов реформирования системы подготовки научно-педагогических кадров в республике.
  3. Инициировать в ЖК КР дополнение к Закону «Об образовании» о внедрении 3-го уровня образовательного процесса доктора философии PhD.
  4. Признать PhD — ученой степенью, сопоставимой с кандидатской степенью, присуждаемой ВАК. КР.
  5. Делегировать выдачу диплома PhD Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
  6. Отменить программу подготовки кандидата наук постепенно, оставив все плюсы, упростив бюрократические процессы.

Элимбай Сакимбаев,
ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального педагогического образования Кыргызской академии образования, к.м.н., доцент.

 

Поделиться

Комментарии