СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТРЕНДЫ, ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

  • 01.12.2023
  • 0

СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТРЕНДЫ, ВЫЗОВЫ,  ПЕРСПЕКТИВЫ

Во многих странах сегодня прослеживается дефицит высококвалифицированной рабочей силы и эта проблема также остро стоит в нашей республике. Их подготовка требует достаточных капиталовложений, хорошей материально-технической базы, наличия хорошо подготовленного преподавательского состава. Без этого готовить квалифицированные рабочие кадры невозможно. Сложность решения данной проблемы заключается в ее комплексности, требующей совместных усилий всех заинтересованных сторон.

В настоящее время мы живем в условиях динамично изменяющегося мира. Происходит трансформация географических и политических границ государств, форм государственного правления, социальной градации общества. Как следствие, в соответствии с изменением социального заказа общества изменяется и система образования, в том числе начального профессионального образования (НПО). Во всем мире развитие и модернизация процесса образования являются одним из приоритетных направлений. При этом сегодня на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов как традиционных, так и новых рабочих профессий, связанных с развитием цифровых технологий. В этих условиях объективно возрастает роль НПО в подготовке кадров.

В мире рыночной экономики и высокотехнологического прогресса особую ценность приобретают высококвалифицированные специалисты. Для их подготовки государству требуется современная, эффективная, саморазвивающаяся система образования. В процессе формирования экономики вполне оправданно встает вопрос определения миссии начального профессионального образования, определения места и роли профессионального образования в условиях новой реальности. Новые технологии требуют сегодня не только резкого повышения качества подготовки рабочих кадров, но и приведения образовательных организаций (далее ОО) НПО в соответствие с запросами общества и современного рынка труда.

Общеизвестно, что нынешнее содержание и структура начального профессионального образования не в полной мере соответствует требованиям сегодняшнего дня. Перечни направлений профессиональной подготовки, существующие на данный момент, также требуют существенных изменений с учетом исчезающих и появляющихся новых специальностей. Время требует корректировок с учетом развития высокотехнологических процессов, а также учета мнений работодателей и обновления материально-технической базы. Надвигающаяся тотальная цифровизация всех сфер общественной жизни ставят на повестку дня вопросы коренного изменения и пересмотра основных составляющих начального профессионального образования.

Согласно закону КР «Об образовании», начальное профессиональное образование включает подготовку, повышение квалификации и переподготовку работников квалифицированного труда. Образование на данной ступени может быть реализовано в нескольких типах образовательных организаций: профессиональный лицей, профессиональное училище и др. На обучение по программам начального профессионального образования принимаются лица с основным общим или средним общим образованием. Подготовка работников квалифицированного труда проводится по единой интегрированной программе общего и профессионального образования.

Профессиональные училища и лицеи, входящие в систему начального профессионального образования, реализуют две функции.

Первая – функция социальной защиты. В современных условиях система начального профессионального образования осуществляет социальную защиту молодых граждан, обеспечивая получение ими доступного и бесплатного начального профессионального образования, что позволяет обеспечить подрастающему поколению достойное вхождение во взрослую жизнь.

Вторая функция – экономическая, а именно: планомерное воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов этого уровня для предприятий и организаций всех отраслей экономики страны.

Благодаря реализации этой функции начальное профессиональное образование, можно без преувеличения сказать, что от эффективности её функционирования зависит завтрашний и послезавтрашний день экономики нашей страны.

На сегодняшний день, по данным МОиН КР начальное профессиональное образование включает 101 учебных заведений, из них дневные профессиональные лицеи – 94, профессиональные училища в исправительных учреждениях — 6, а также Токмокский индустриально- педагогический колледж.

Система начального профтехобразования распределена по всей республике с учетом количества населения, приграничности, отдаленности. Порядка 70% наших лицеев расположены в сельской местности, остальные 30% – в Бишкеке.

В Иссык-Кульской области функционируют 8 лицеев, в Бишкеке – 16, в Джалал-Абадской области – 19, в Ошской — 14, в Чуйской – 20, в Таласской – 6, в Баткенской – 11. В Ошской области создан кыргызско-узбекский профессиональный лицей.

По состоянию на 2022-2023 учебный год в системе НПО обучаются 32,7 учащихся (диаграмма), из них девушек – 7 тыс., что составляет 26,6%, в том числе за счет бюджета – 26,5 тыс. чел., в училищах системы исполнения наказания – 1,1 тыс. чел.

Следует отметить, что на 10% увеличилось количество поступающих в профессиональные образовательные учреждения.

Вместе с тем, как показывает статистика, в прошлом году в высших учебных заведениях обучались порядка 230 тыс., в спузах – 93 тыс. и профессиональных лицеях — 30-32 тыс. В перспективе ситуация должна измениться таким образом, чтобы наоборот было порядка 230 тыс. обучающихся рабочим профессиям, а получающих высшее образование – 30 тысяч.

В этой связи важно отметить, что в принятом в этом году новом Законе КР «Об образовании» лицам, получившим начальное профессиональное образование, дается возможность продолжить обучение на уровне среднего профобразования или высшего, где им зачтут часы и дадут возможность перейти сразу на второй курс. Раньше такой возможности не было. Выпускники образовательных организациий НПО должны были получить аттестат или диплом и после сдать ОРТ, а затем поступать в высшее учебное заведение.

Количественные и качественные показатели образовательных организаций начального профессионального образования позволяют сделать вывод о возможности реализации принципа доступности этого вида образования для молодежи на бесплатной основе.

Вместе с тем в последние годы в сфере начального профессионального образования обострились проблемы, связанные с уровнем финансового, материально-технического и кадрового обеспечения. Решение этих проблем приобретает особую важность в силу высокой значимости подготовки квалифицированных рабочих кадров для развития всех отраслей экономики страны.

В связи с этим представляется необходимым развивать и совершенствовать законодательную и нормативную базы, регулирующие деятельность учебных заведений НПО. Более того, система начального профессионального образования нуждается во внедрении объективных механизмов оценивания и сертификации результатов обучения. Представляется, что уполномоченному органу необходимо в кратчайшие сроки проработать вопросы создания «Центра независимой сертификации и валидации» и утверждения нового перечня профессий, по которым ведется обучение в образовательных организациях начального профессионального образования.

В ряду проблем вот уже более трех десятков лет существующих в системе НПО особняком стоит проблема обновления и развития основных фондов. Значительная часть оборудования, используемого в учебных заведениях, не соответствует современному уровню в техническом, производственном планах. Учебники и учебные пособия по техническим специальностям не в полной мере соответствуют задачам сегодняшнего дня. Не менее остро стоит проблема старения преподавательских кадров, уровень их квалификации и как производное из перечисленного — отсутствие у них мотивации. Без должного финансирования и внимания государства к этой сфере, решение этих проблем не представляется возможным.

Справедливости ради необходимо отметить, что данные проблемы, как видно из результатов анонимного опроса, проведенного национальной инициативой «Билимдуу Кыргызстан» и ОФ KG Analytics, характерны для всей системы образования республики. Так, на предложение назвать наиболее существенные проблемы образования (начиная с самой существенной), респонденты указали следующее:

  • низкое качество образования;
  • отсутствие связи между образованием и трудоустройством;
  • коррупция.

Кроме того по мнению опрошенных, необходимо улучшать инфраструктуру образовательных организаций, усовершенствовать методики обучения, а также формы и объемы финансирования, вести мониторинг качества образования и вообще реформировать систему образования.

О путях оптимизации системы НПО

Одним из путей решения обозначенных проблем НПО является более широкое внедрение системы социального партнерства в начальном профессиональном образовании. Представляется, что необходимо установить тесные связи с потенциальными потребителями образовательных услуг и шире практиковать дуальное обучение. Сегодня организация социального диалога между профессиональными лицеями, работодателями, профсоюзами и службами занятости крайне важно. Ведь, уже не один десяток лет в сфере НПО прослеживаются трудности в согласовании содержания обучения между предприятиями и образовательными организациями, выполнение обучающимися работ не связанных с их профессией и компетенциями и др.

Именно для решения этих противоречий как нельзя четко подходит система социального партнерства которая позволяет образовательным организациям полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда.

Развитие социального партнерства в области начального профессионального образования будет способствовать повышению качества подготовки выпускников образовательных организаций начального профессионального образования, которое напрямую зависит от состояния учебно-материальной базы. В связи с этим крайне важно участие социальных партнеров и прежде всего работодателей в оснащении образовательных организаций НПО современным оборудованием, сырьем, материалами. Тем более, что такие примеры есть. Так, завод «Дастан» напрямую работает с профессиональным лицеем №3, где для них готовят 50 слесарей по их заказу. Также примером такого взаимовыгодного сотрудничества можно отнести взаимодействие AlinEX, Knauf с профессиональным лицеем №4, с Grohe – профессиональный лицей №5 и др.

Одним словом, сегодня образовательным организациям НПО дано право самими определять с кем и как работать, поскольку в новом Законе КР «Об образовании» прописаны нормы о дуальном обучении и соцпартнерство становится одним из важных элементов подготовки рабочих кадров.

Новшества в законодательство введены с тем, чтобы актуализировать содержание начального профессионального образования и обеспечить повышение выпускных стандартов, ориентацию их на международный уровень качества, так как это невозможно без участия работодателей в формировании стандартов.

Не случайно, в качестве критериев оценки руководителей образовательных организаций НПО сегодня берется во внимание количество подписанных ими договоров с соцпарнерами. И это справедливо , так как качественное образование зависит во многом от грамотности и компетентности руководителя образовательной организации. Решить эту проблему, как представляется, должен конкурсный отбор на должности руководителей. Процесс этот начался и думается это правильное направление и со временем даст свои плоды.

Сегодня со всей очевидностью стоит вопрос разработки системы мер по повышению привлекательности системы начального профессионального образования для потенциальных инвесторов и в этом направлении, надо также отметить, министерством проводится определенная работа.

При этом важно также создать условия для обеспечения использования базы предприятий всех форм собственности для организации производственного обучения учащихся системы начального профессионального образования.

Представляется, что начинания которые сделаны сегодня в сфере начального профессионального образования не заставят себя долго ждать и в скорейшей перспективе станут локомотивом успешных перемен в экономической деятельности страны.

 

Сейитжан АПЫШЕВ

Поделиться

Комментарии