НЕ ПОРА ЛИ ОПУСТИТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ «ЖЕЛЕЗНУЮ ЗАНАВЕСЬ» ПРИ ПРИЕМЕ ГРАЖДАН КЫРГЫЗСТАНА
- 13.06.2016
- 0
Последние несколько лет, некоторую озабоченность у Министерства образования и науки КР, а также заинтересованных лиц: в частности, выпускников-абитуриентов и их родителей, потенциальных магистрантов и аспирантов вызывает непонятная ЗАКРЫТОСТЬ и порою даже ЗАСЕКРЕЧЕННОСТЬ информации о бюджетных местах, выделяемых для Кыргызстана другими государствами.
Как правило, люди (помимо узкого круга лиц, вероятно «облеченных» доверием непосредственно тех организаций и сотрудников, которые занимаются вопросами приема кыргызстанцев в вузы других стран) узнают, что прием ЗАВЕРШИЛСЯ, уже как месяц или два назад, в лучшем случае, неделю назад. Лишь Минобразования КР, в целях привлечения наибольшего количества желающих поступить в вузы других государств, делится с широкой общественностью имеющейся информацией о предоставляемых другими странами квотах.
Такое положение дел с недостатком информации в данном вопросе уже становится даже предметом обсуждения депутатов ЖогоркуКенеша КР. Так заместитель Комитета по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению парламента Жанарбек АКАЕВ, заявил, что распределение бюджетных мест в зарубежные вузы происходит несправедливо, закрыто и непонятно каким образом.
«Ежегодно около 10 зарубежных стран выделяют квоты для обучения кыргызстанцев в своих высших учебных заведениях. Однако, среди выпускников школ эти квоты распределяются несправедливо, места получают не те, кто действительно стремится учиться и получить знания, дети высокопоставленных родителей, те, у кого есть связи и соответствующие знакомства», — заявил Жанарбек Акаев.
По его словам, недавно на некоторых информационных сайтах вышла информация о предоставлении Малайзией 10 мест для кыргызстанцев, Россия, Кипр также предоставили бюджетную квоту для кыргызских юношей и девушек.
«Но, к сожалению, информация об этом закрыта и не доступна для нашей молодежи. Я полагал, что Минобразования КР в полной мере контролирует данный вопрос, но, оказывается, у данного министерства нет всей необходимой информации, и оно владеет данными только по Казахстану и Беларуси, которые выделили по 5 мест для кыргызстанцев», — сказал народный избранник.
Есть новость, также о выделении Китаем и Турцией мест для Кыргызстана. Венгрия выделила 25 мест для наших абитуриентов.
«Но опять-таки нет никакой информации о том, каковы условия приема, и в какие университеты этих стран, на какие специальности можно поступить, каковы правила приема? Как нужно готовиться абитуриенту, чтобы поступить в эти вузы? Вся эта информация закрытая. В итоге, есть примеры, когда в зарубежные вузы поступают дети высокопоставленных чиновников, которые затем позорят в чужой стране наш Кыргызстан. Помните, в Казахстанском университете в Астане, Назарбаевым было выделено 2 места. В итоге – двое кыргызстанцев, поступивших в этот университет, не смогли сдать экзамены, не смогли учиться в этом вузе и вернулись в Кыргызстан. Кто знает, чьи это дети, наверняка дети каких-либо чиновников, имеющих связи, как они смогли поступить туда? Сдавали ли они вообще вступительные испытания?»,- отметил Жанарбек Акаев.
По его словам, все это происходит из-за того, что данным вопросом занимаются лишь Министерство иностранных дел КР, и посольства стран, выделяющих квоту, которые не хотят давать соответствующую информацию Минобразования КР.
Аналогичного мнения придерживается и Минобразования КР. Специалист отдела Международного сотрудничества министерства Сонун АДРЕШЕВА считает, что в данном вопросе Минобразования зачастую является просто сторонним наблюдателем, что учитывая различные нюансы, является ущербом национальным интересам.
«Если говорить о развитии внешних связей в области образования, то в целом, наблюдается последовательное укрепление двустороннего взаимодействия с Россией, Китаем, Турцией и рядом других стран. Тем не менее, некоторые моменты практической реализации международного сотрудничества, вызывают беспокойство и требуют пересмотра подходов, применяемых кыргызской стороной до настоящего времени.
Дело в том, что наше министерство и ранее выступало с предложением о необходимости принятия мер по полноценному участию кыргызской стороны в вопросах отбора кандидатов из числа граждан Кыргызстана, направляемых на учебу за рубеж по линии межгосударственного обмена, как это предусмотрено соответствующими межправительственными соглашениями», — сказала С. Адрешева.
Однако, односторонним решением стратегические партнеры, в частности, Россия и Турция, фактически, исключили Минобразования КР из процесса отбора соискателей правительственных стипендий указанных стран.
Инициативы Минобразования КР, как уполномоченного госоргана от кыргызской стороны, о приведении ее в соответствие с нормами двусторонних договоров не получают должной реакции грантодателей. Помимо перечисленных выше внешних факторов, на вопросы эффективной организации работы по подготовке национальных кадров в зарубежных вузах с учетом потребностей социально-экономического развития Кыргызстана прямое отрицательное воздействие оказывает отсутствие ясных и продуманных внутренних процедур.
Минобразования КР могло бы обеспечить проектирование и последующее адекватное администрирование деятельности единого государственно-общественного органа. Речь идет о Комиссии при министерстве, ответственной за данное направление государственной образовательной политики. Поэтому, министерство считает необходимым политико-дипломатическое содействие и совместной разработки действенных мер, направленных на преодоление неблагоприятных условий для Кыргызстана, сложившихся в области международного образовательного сотрудничества.
— Это общая картина сотрудничества. А как развиваются связи с отдельными странами?
— Нормативно-правовая база сотрудничества в области образования между КР и РФ основывается на соглашении между Правительством Кыргызстана и Правительством России по сотрудничеству в области высшего образования.
В соответствии с данным соглашением, с 1996 года на основе принципа взаимности ежегодно устанавливались квоты приема на обучение по согласованным специальностям граждан Кыргызстана и России в высшие учебные заведения обеих стран.
С 2014-2015 учебного года стипендии, выделяемые Россией (в рамках межправительственных, межведомственных, межвузовских соглашений, включая соглашения по линии ОДКБ, СНГ, УШОС), на обучение соотечественников и граждан Кыргызстана в вузах России за счет федерального бюджета по всем уровням и формам образования, распределяются Россотрудничеством в Бишкеке, а также отбором документов и проведением собеседования абитуриентов, занимается исключительно данное ведомство.
Предложения по сотрудничеству с Россией таковы. Правительством РФ для граждан КР ежегодно выделялось порядка 100-150 бюджетных мест в российские вузы. В последние годы эта цифра возросла в два раза.
При этом хотелось бы отметить, что двукратное увеличение учебных квот для граждан республики свидетельствует о развитии взаимодействия в области образования между КР и РФ, но с учетом большого количества «невозврата» квалифицированных специалистов, сегодня необходимо серьезно подходить к решению вопроса их трудоустройства по окончании обучения.
Второе — координирующая роль по распределению квотных мест в соответствии с соглашением была закреплена за Министерствами образования обеих сторон, однако, фактически Министерство образования и науки КР было поставлено в такие условия, при котором практически выступало в роли «стороннего наблюдателя» за процессом «отборочной компании», что не отвечает национальным интересам.
В связи с этим существует необходимость совместной выработки механизмов отбора граждан КР в российские вузы. Этот вопрос требует решения, а также нужно рассмотреть предложение по обновлению Соглашения между Правительством КР и Правительством РФ о сотрудничестве в области образования (март, 1998 год), которое требует уточнений, особенно в части механизмов реализации Соглашения.
Что касается Турции, то в 1996 году было подписано Соглашение в области образования между Министерством образования и науки Кыргызстана и Министерством национального просвещения Турции, в рамках, которого предполагалась реализация программ набора и обучения граждан Кыргызстана в вузы Турции.
Стоит отметить, что согласно договоренностям, вступительные экзамены по программе TCS, ежегодно разрабатывались турецкой стороной, проводились по принципу единовременности по всему миру и принимались только представителями Государственной Приемной комиссии Турецкой Республики.
В 2011-2012 учебном году в Турции произошло перераспределение функциональных обязанностей между Министерством национального образования Турции и Управлением по делам турецкой диаспоры за рубежом и тюркских народов при Правительстве Турции, и были изменены правила приема иностранных студентов на обучение в вузах Турции.
В настоящее время отбор, прием документов и зачисление граждан Кыргызстана в вузы Турции проводится без ведома Министерства образования и науки КР.
В связи с этим, нами было предложено сформировать новые механизмы приема и отбора, приемлемых для обеих Сторон. Однако, заявления и предложения Министерства КР относительно формирования новых механизмов приема и отбора, турецкой стороной игнорируются.
В данное время возникла необходимость в переподписании упомянутого Соглашения. Турецкой стороной был направлен на рассмотрение кыргызской стороне проект нового Соглашения в области образования между Правительством Кыргызстана и Правительством Турции.
Есть ряд замечаний, в том числе отсутствовали совместные механизмы отбора граждан Кыргызстана для обучения в вузах Турции.
Наша позиция по соглашению: документ содержит положения, которые направляют действия данного Соглашения в пользу турецкой стороны, что исключает принцип взаимности.
Так, предусматривается развитие общей литературы и турецкой истории, при этом в реалиях Кыргызстана необходимо развитие литературы и истории нашей страны. Также вопрос об изменении алфавита должен рассматриваться комплексно со всех сторон, учитывая риски бюджетных потерь при переходе Кыргызстана на латинский алфавит.
В целом данный проект содержит значительные обязательства для кыргызской стороны и могут повлечь за собой большие финансовые затраты из республиканского бюджета. Поэтому, считаем нецелесообразным принятие в дальнейшем данного проекта. Таким образом, в связи с внесением турецкой стороной новых правил приема граждан Кыргызстана в вузы Турции, возникла сложная, неопределенная ситуация.
То есть, Министерство, как ответственное ведомство, по вопросам получения образования гражданами Кыргызстана в вузах Турции, не имеет возможности принимать участие в приеме и отборе наших граждан. В связи с чем, Министерство снимает с себя всю ответственность по реализации данного межведомственного Соглашения.
Теперь о сотрудничестве с Китаем.На основе Соглашения между Министерством образования и науки Кыргызстана и Министерством образования и науки Китая о сотрудничестве в области образования (14 сентября 2011 года в г. Далянь (КНР) граждане Кыргызстана имеют возможность получать образование на бюджетной основе в вузах КНР.
16 декабря 2015 года в г. Пекин данное Соглашение было переподписано в ходе официального визита премьер-министра КР в КНР.
Работа по одобрению и утверждению данного Соглашение проводится Министерством образования и науки КР и согласно плану мероприятий по реализации договоренностей, достигнутых по итогам официального визита премьер-министра КР в КНР (16-17 декабря 2015 г., г. Пекин), реализация данного Соглашения входит в компетенцию МОН КР.
Однако, несмотря на межведомственное соглашение, приемом документов и отбором претендентов на обучение в учебных заведениях Китая занимается Аппарат Президента Кыргызской Республики. Рабочая группа же по отбору состоит из представителей иных органов, не являющиеся сотрудниками образования.
Аналогично и по Индии. Ежегодно Комиссия по образованию Аппарата Президента КР совместно с Посольством Индии в КР занимается отбором и отправкой граждан Кыргызстана в Индию на краткосрочные курсы в рамках программы «1ТЕС» более 85 человек. А также, более 13 человек обучаются по магистерским программам в рамках программы ICCR в Республике Индия.
На 2016-2017 учебный год, Министерством иностранных дел КР была направлена информация о возможностях прохождения курсов по программе ITEC через Аппарат Правительства Кыргызской Республики с указанием сжатых сроков подачи заявок.Однако на сайте ITEC упоминались разные даты прохождения курсов и сроки подачи документов.
Сложившаяся ситуация по отбору и рекомендации наших граждан для обучения в учреждениях образования ближнего и дальнего зарубежья требует решения.
Для подготовки высококвалифицированных специалистов, с учетом востребованности республикой, а главное, для недопущения негативных явлений, нареканий и возмущений, Министерство предлагает создать единую базу и проводить распределение грантовых мест через Национальный центр тестирования МОиН КР.
Это даст возможность вести контроль и учет граждан Кыргызстана не только выезжающих на обучение, но и знать по каким направлениям (специальностям) они будут обучаться.
Мы обратились за комментариями по данному вопросу в Посольство Турции в Кыргызстане. Заместитель советника по образованию данного дипломатического ведомства Абдугапар АЙТКУЛОВ дал свои разъяснения по ситуации с приемом граждан Кыргызстана в турецкие университеты.
Напомним, что, ранее, когда только начинался прием в вузы Турции, проводилась полноценная масштабная информационная кампания. Задолго до начала приема в турецкие вузы организовывались пресс-конференции в информагентствах. Представители Минобразования КР и турецкой стороны подробно рассказывали о количестве выделяемых Турцией мест, направлениях и специальностях, университетах и условиях приема. Затем, когда начиналась уже сама приемная кампания – за день-два также проводилась другая пресс-конференция — опять же подробная. Это и есть прозрачность. Уже несколько лет как этого нет, и мы обычно узнаем, что прием уже осуществлен лишь по факту.
— Сколько мест в этом году было выделено Турецкой Республикой для обучения кыргызских юношей и девушек в вузах Турции. Состоялась ли уже приемная кампания?
— Прием в учебные заведения Турции уже состоялся — с начала марта по 5 апреля этого года, через Интернет-сайт. Затем с 25 мая до 30 мая – прошел второй тур – это собеседование. Количество выделенных для Кыргызстана пока неизвестно – этот вопрос является прерогативой комиссии при Правительстве Турции, и что касается числа поступивших по результатам приемной кампании, то это количество будет известно примерно в августе этого года.
— Отбором и приемом абитуриентов занимается ваше Посольство Турции в Кыргызстане?
— Нет, приемная кампания осуществляется Комиссией из Анкары, это члены Правления по внешним туркам и братским народам при Правительстве Турции. И полностью все вышеназванные функции выполняет данная комиссия, даже Посольство Турции в Кыргызстане не участвует в этом процессе.
— Складывается определенное впечатление у многих, поэтому интересует такой вопрос, почему информация о приеме в турецкие вузы доступна только узкому кругу лиц. Почему нет прежней широкомасштабной кампании о приеме в вузы Турции граждан Кыргызстана?
— Ранее, все эти образовательные программы по приему иностранцев курировало Министерство образования Турции и поэтому велась широкая работа по информированию населения КР об образовательных программах Турецкой Республики. Начиная с 2012 года, этими вопросами занимается соответствующее Управление при Правительстве Турции Кыргызстана, которое также ведет аналогичную деятельность занимается и другими странами Центральной Азии, как тюркоязычными. И потом, есть вторая сторона вопроса. Так как приемная кампания в турецкие вузы проводится уже не первый год, которой, предшествовали несколько лет широкой информационной кампании, справедливо считается, что СЕГОДНЯ пропаганда приема в турецкие вузы уже не нужна, турецкие вузы уже не нуждаются в рекламе у кыргызстанцев. Кыргызстанцы достаточно хорошо информированы о своих студентах в турецких вузах и это не новость.
— Конечно, это так, и как показывает многолетняя практика, сотрудничество Кыргызстана и Турции развивается в позитивном ключе. Но, тем не менее, согласитесь, проблема с монополией приема в турецкие вузы есть. Проблема даже не в этом, а в хроническом недостатке информации по данным вопросам…
— Мы получали подобные вопросы и из других стран, которым выделяются бюджетные места. Хочу отметить, что Правительство Турции работает над решением этого вопроса и возможно над обеспечением прозрачности приемной кампании в странах. Данный вопрос находится под нашим контролем.
Между тем, прием в высшие учебные заведения КНР находятся в ведении Аппарата Президента КР. Как сообщила Жанна Саралаева – заведующая Комиссией по образованию при Отделе социальной политики Аппарата Президента КР, в этом году Китай выделил 28 мест, из которых 2 – резервных.
Сюда входят различные уровни образования, как языковые курсы, бакалавриат, магистратура. Информация об этом была размещена, по словам Ж.Саралаевой, на сайтах различных информагентств, а также на сайте президента КР. Прием был осуществлен уже в марте – апреле этого года.
От редакции: Есть расхожее выражение — как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку, поэтому, кажется справедливым, что отбор граждан Кыргызстана осуществляется иностранными вузами, теми, кто предоставляет грантовые места. Но, есть большое НО. Главное образовательное ведомство Кыргызстана должно быть в курсе, более того, Министерство образования и науки КР ИМЕЕТ ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ в приеме абитуриентов в другие государства. Мы ни в коей мере не хотим ущемить права посольств загранучреждений в Кыргызстане, но все же хотелось бы соблюсти и наши права. И потом, организаторы приемной кампании в иностранные вузы всегда ссылаются на то, что информация о приеме размещается на сайтах их организаций, но все ли абитуриенты об этом знают? Знают ли где искать подробную информацию? Поэтому, необходимо вести более широкую информационную кампанию.
Айнура КАНИМЕТОВА, «Кутбилим»
Комментарии