НАСКОЛЬКО ВЫПУСКНИКИ ДЕТСКИХ САДОВ ПОДГОТОВЛЕНЫ К ШКОЛЕ?

  • 03.10.2018
  • 0
НАСКОЛЬКО ВЫПУСКНИКИ ДЕТСКИХ САДОВ ПОДГОТОВЛЕНЫ К ШКОЛЕ?

В соответствии с годовым планом  работы  Управления  образования мэрии  города Бишкек в целях осуществления мониторинга готовности детей к обучению в школе проведена  тематическая проверка. Было проверено  15 ДОО,  с общим охватом детей  — 373. Об этом газете “Кут Билим” рассказала главный специалист городского управления образования Галина Васильевна Безродняя.

НАСКОЛЬКО ВЫПУСКНИКИ ДЕТСКИХ САДОВ ПОДГОТОВЛЕНЫ К ШКОЛЕ?

 —  Галина Васильевна, скажите пожалуйста, все ли детские сады обязаны обеспечить качественную подготовку детей к школе?

— Дошкольная образовательная организация создана  с целью удовлетворения заказа государства, запросов и потребностей семьи и общества в уходе за ребенком, его обучении, воспитании, развитии и подготовке детей к школе. Одной из принципов государственной политики в области дошкольного образования является обязательная подготовка детей к школе, а также в задачи дошкольных образовательных программ входит обеспечение подготовки детей к школе.

Во исполнение Закона КР “О дошкольном образовании” все ДОО обязаны обеспечить качественную подготовку детей к школе, что является положительным показателем готовности детей к школе.

— А занятия оценивались по каким критериям?

— Согласно памятке занятия оценивались по следующим критериям: создание интереса к занятию и эмоциональный настрой; структура занятия, составные части, их взаимосвязь; программные задачи,  соответствие возрастным особенностям, решение на занятии (усвоение материала детьми); использование наглядного материала, его целесообразность и   эффективность. Конечно, смотрели и разнообразие используемых методов, например, как дидактические и развивающие игры; оригинальное начало и конец занятия; сюрпризный момент и приёмы, поддерживающие интерес к занятию.

А также применение знаний кыргызского (русского) языка, познавательная активность  детей, работоспособность детей на разных этапах занятия, характеристика речи детей (словарный запас, грамматический строй, звуковая культура), навыки учебной деятельности,  сформированность психических процессов (память, внимание, воображение),  использование принципов личностно-ориентированного обучения (с учётом возможностей индивидуальных особенностей детей), метод победного учения, оснащение педагогического процесса в группе,  предметно-развивающая среда в группе, детские работы по продуктивной деятельности, мониторинг психического и физического развития детей и, конечно, документация воспитателя.

НАСКОЛЬКО ВЫПУСКНИКИ ДЕТСКИХ САДОВ ПОДГОТОВЛЕНЫ К ШКОЛЕ?

— Что показала проверка? Какие результаты?  

—  Проверка итоговых занятий показала, что всеми ДОО  проводится серьёзная работа по подготовке детей к школе. Педагоги  ДОО №№ 64, 118, 5 Ленинского района, №№ 71, 82, 109, 157 Октябрьского  района, №113 Свердловского района  показали  высокие результаты  по подготовке детей к обучению в  школе. Педагоги обладают высокой профессиональной компетентностью, хорошо владеют методикой дошкольного образования.

Дети обладают хорошими знаниями,  высокими социальными навыками, навыками учебной деятельности, способны слушать, воспринимать  и  выполнять задания,  самостоятельно исправлять ошибки, устанавливать простые причинно-следственные связи, общаться со сверстниками и взрослыми, приходить на помощь друг другу.

Занятия прошли  на высоком уровне, где был создан  положительный эмоциональный настрой  с помощью  атрибутов, декораций, сюрпризного момента, использования ТСО и ИКТ.  Структура занятий соблюдена, программные задачи соответствуют критериям итогового занятия.  Педагоги  продемонстрировали  эффективное и результативное использование  наглядного и дидактического материала, разнообразные методы и приемы, поддерживающие интерес к занятию, оригинальное начало и конец, высокий уровень владения навыками сотрудничества  с детьми.  Плотность занятий была высокой. Познавательная активность и работоспособность детей поддерживалась сменой деятельности, дифференцированным  заданиями, наличию  индивидуального подхода  к каждому ребенку.  На протяжении всех занятий были эффективно использованы игровые приемы, здоровьесберегающие технологии и  метод победного учения. Педагоги смогли показать  результаты работы по разделам программы: развитию речи, ознакомлению с окружающим и природой,  математике, обучению грамоте, ориентировке в пространстве, графическим навыкам, развитию мелкой моторики рук, кыргызскому  (русскому) языку.

 

Развивающая предметно-пространственная среда в указанных ДОО обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, содержательно насыщена, трансформируема,  полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Педагоги ДОО №№ 26, 15, 5, 51, 152 Первомайского района тоже  показали хорошие достижения. Дети обладают достаточными знаниями, социальными навыками, навыками учебной деятельности. Занятия были проведены  на хорошем уровне, но не на всех занятиях был создан положительный эмоциональный настрой через введение сказочных персонажей, допускалась нечёткая характеристика звуков и букв.   Программные задачи соответствуют критериям итогового контрольного занятия, структура соблюдена. Демонстрационный  и раздаточный материал оформлен эстетично, использовался эффективно и целесообразно.  Дети показали достаточный уровень  познавательной активности и работоспособности.  При помощи использования игровых приемов педагоги смогли показать знания по кыргызскому и русскому  языку (чтение стихов, счет до 10, названия дней недели, времен года).  Однако  плотность занятия была снижена, использованные приемы  активизации детей не были результативны, так как педагоги  недостаточно  эффективно использовали  смену двигательной активности, индивидуальные и дифференцированные задания для детей.

Анализ предметно-развивающей  среды показал,  что во всех проверяемых ДОО созданы необходимые условия для целенаправленной подготовки детей к обучению в школе: имеется достаточное количество развивающих пособий и игр с различной тематической направленностью,  познавательная литература.  Книги расставлены по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т.п.).

Уголки в подготовительных к  школе группах оформлены эстетично, соответствуют возрасту детей, достаточное количество оборудования обеспечивает достаточную двигательную активность детей в течение дня.  Предметно-игровая среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.   В раздевальной комнате выделено место для демонстрации детских работ, кроме этого детские работы используются для создания интерьера в группах.

— Наверное были и детские сады, которые показали низкий уровень?

— Да, были. ДОО №№138, 92    показали  низкий  уровень  подготовки  детей к обучению в школе. Анализ деятельности педагогов показал, что в указанных  ДОО, несмотря на  стаж  работы от 5 до 33 лет воспитатели не владеют методикой организации детей на занятиях, недостаточно грамотно планируют воспитательно-образовательный  процесс, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В следствии чего структура занятий не соблюдена, программное содержание не соответствует  критериям итогового контрольного занятия.  Занятия слабо оснащены демонстрационным материалом,  абсолютно отсутствовал  раздаточный материал, что недопустимо повлияло на познавательную активность и работоспособность детей на занятии.  На среднем уровне навыки учебной деятельности. И оснащение педагогического процесса, предметно-развивающая среда тоже на среднем и низком уровне.  Оформление  мониторинга психического и физического развития детей не соответствует требованиям ГУО.

— Какие-то меры приняты?

—  Рекомендовано директору ДОО провести обучающий семинар «Организация работы по подготовке детей к школе».  Решить вопрос о  профессиональном соответствии воспитателя подготовительной группы. Также рекомендовано оборудовать предметно-развивающую среду в соответствии с программными требованиями и рекомендациями ГУО, хранить продуктивную деятельность детей в течение года. Кроме этого ДОО №152 рекомендовано применять  на занятиях билингвальное обучения, разнообразно  использовать метод победного учения.

— Каких директоров и педагогов вы отметили?

— После проверки мы сделали выводы и предложения. Отметили директоров и педагогов  ДОО №№ 64, 5, 118, 71, 82, 109, 157, 113 за высокий  уровень подготовки  детей к школе.  Им было рекомендовано систематизировать  и обобщить  передовой  опыт  работы  педагогов  подготовительных  групп  для  изучения  и  распространения   среди  педагогов  ДОО  города  Бишкек,  а также принять участие в городском конкурсе «Сердце отдаю детям — 2019 года». А также отметили директоров и педагогов ДОО №№ 26, 51, 152, 15 за  хороший  уровень   подготовки  детей  к  школе. Также отметили педагогов подготовительных групп за творческий подход  к детям и ответственное отношение к работе. Предложили продолжить  повышать  уровень  профессионального  мастерства, применяя  инновационные  технологии  в  работе  с  детьми  дошкольного  возраста.  Рассмотрели вопрос о дисциплинарном взыскании директорам  ДОО №№ 138, 92   за очень низкий  уровень подготовки детей  к школе, за непрофессионализм воспитателей, работающих в подготовительных группах, за низкий уровень организации детей на занятии.

Рекомендовали им  организовать  работу  по повышению  квалификации и самообразованию  педагогов через  курсы повышения квалификации,  консультации, семинары, педсоветы и  изучения  передового  опыта  педагогов  ДОО  города  Бишкек, а также проводить систематический контроль за качеством проведения занятий и организацией  детей на занятии.

Гулнара Алыбаева, «Кут Билим»

 

Поделиться

Комментарии