ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛ ЮНЕСКО В КЫРГЫЗСТАНЕ

  • 19.12.2019
  • 0
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛ ЮНЕСКО В КЫРГЫЗСТАНЕ

Форум «Учитель — национальное достояние страны» 

В октябре 2019 года Ассоциированные школы ЮНЕСКО Кыргызстана и Ассоциация «Союз образовательных учреждений» при финансовой поддержке Национальной Комиссии КР по делам ЮНЕСКО и Фонда «Сорос-Кыргызстан» провели форум «Учитель — национальное достояние страны».

Цель мероприятия — привлечь внимание общественности, всего народа Кыргызстана и государственных органов, к роли и вкладу Учителя в развитие страны. Форум также преследовал несколько целей: донести до широкой общественности идею о необходимости народу Кыргызстана вернуть профессии Учителя признание и уважение, обозначить проблемы современной школы и Учителя, требующие скорейшего решения усилиями всего народа и государственных органов.

Об этом газете «Кут Билим» сообщила Национальный координатор Сети САШ ЮНЕСКО в Кыргызстане Гайша Ибрагимова.

По ее словам, на форум были приглашены директора школ и учителя из всех регионов страны, чиновники, руководители НПО, а также студенты последних курсов педагогических факультетов. Последние были очень тронуты рассказами участников форума о важной роли Учителя и мотивированы посвятить себя этой благородной профессии.

«Молодые учителя – будущее профессии»

Тема, заданная ЮНЕСКО на 2019 год «Молодые учителя: будущее профессии». День предоставил возможность отметить заслуги учителей по всему миру, подвести итоги и найти решение задачи по привлечению и удержанию светлейших умов и молодых талантов в образовании.

По случаю Всемирного дня учителя «Молодые учителя — будущее профессии», 5 октября 2019 г. было подписано Совместное послание:

Одрэ Азуле — Генеральным директором ЮНЕСКО, Гая Райдера — Генеральным директором Международной организации труда, Генриетты Фор — Исполнительным директором ЮНИСЕФ, Ахима Штайнера — Администратор ПРООН, Дэвида Эдвардса — Генеральным секретарем Интернационала образования.

«Тема «Молодые учителя – будущее профессии» показывает, что мы придаем исключительное значение подтверждению важности учительской миссии.

Мы призываем правительства сделать профессию учителя наиболее привлекательной для молодых людей.

Мы предлагаем профсоюзам образования, работодателям частного сектора, директорам школ, ассоциациям родителей и учителей, комитетам школьного управления, инспекторам и преподавателям-методистам поделиться своим опытом и знаниями в деле содействия формированию активных учительских кадров.

И самое главное, мы отмечаем работу преданных своему делу учителей во всем мире, которые продолжают изо дня в день добиваться того, чтобы «инклюзивное и справедливое качественное образование» и поощрение «возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех» стали реальностью во всех уголках мира».

На сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Кыргызстан избран в Исполнительный Совет ЮНЕСКО

В ноябре 2019 года Национальный координатор Сети САШ Кыргызстан Ибрагимова Гайша в числе официальной делегации из Кыргызской Республики приняла участие в юбилейной 40-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая проходила в Париже. Генеральная конференция включает представителей всех государств-членов Организации, собирается раз в два года, и в ее работе участвуют государства-члены ЮНЕСКО и ассоциированные члены. Каждое государство-член имеет один голос на Генеральной конференции, независимо от его размеров и объема его взноса в бюджет.

Генеральная конференция определяет направление и общую линию деятельности ЮНЕСКО. Она принимает программу и бюджет ЮНЕСКО. Она избирает членов Исполнительного совета и раз в четыре года назначает Генерального директора.

Участие Кыргызской Республики в юбилейной 40-ой сессии Генеральной конференции стало самым плодотворным, что знаменуется выбором Кыргызстана в один из руководящих органов Организации – Исполнительный Совет ЮНЕСКО в период с 2019-го по 2023 год. В рамках Генеральной конференции был организован ряд мероприятий, таких как: презентация кыргызской юрты, фотовыставка и официальный прием. Кыргызстан по результатам голосования занял второе место среди государств Азиатско-Тихоокеанского региона, выдвигавших кандидатуры в Исполнительный совет ЮНЕСКО. За Кыргызстан отдали голоса 157 стран из 180, принимавших участие в голосовании

Национальным координатором Сети САШ ЮНЕСКО в Кыргызстане Гайшой Ибрагимовой была проведена встреча с Международным координатором Сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО Сабин Детзель, в процессе которой были обсуждены вопросы деятельностиСети САШ Кыргызстан и будущие перспективы.

Для справки: Глобальный вопрос, который стоял на повестке дня конференции: как должно измениться образование в мире в условиях активного внедрения в жизнь искусственного интеллекта, который используется не только в мирных, но и в военных целях? Как формировать этику при использования искусственного интеллекта, чему учить детей? Какие навыки становятся необходимы человеку, чтобы остаться человеком в мире IT? Какое качество необходимо обеспечить образованию? Как искоренить нищету и обеспечить доступ к образованию детей и взрослых на протяжении всей жизни?

ЮНЕСКО как спецучреждению Организации Объединенных Наций в области образования было поручено руководство и координация деятельности, связанной с осуществлением повестки дня «Образование-2030», которая является частью глобальных усилий по искоренению к 2030 году нищеты посредством реализации 17 целей в области устойчивого развития. Образованию, имеющему важнейшее значение для достижения всех этих целей, посвящена отдельная цель – Цель 4, направленная на «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

Что такое «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»?

В середине XVII века, в разгар политических и религиозных междоусобиц, великий чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский предложил духовную концепцию нового миропорядка, который объединил бы усилия всех прогрессивно мыслящих людей по сохранению мира и налаживанию диалога. Спустя века эта идея была воплощена в 1953 году, в создании международных организаций ООН и ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры).

ЮНЕСКО –это крупнейший в мире межправительственный форум по вопросам сотрудничества в интеллектуальной сфере.

Очевидно, что был необходим  серьезный пересмотр образовательной политики: миростроительство посредством образования требует подготовленных учителей, интерактивных методов обучения, новых учебных планов, объективной учебной литературы, атмосферы взаимного уважения и ненасилия в классе, в школе, в семье и в обществе.

Движение «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» имеет свою историю

Она начиналась в 1953 г., когда ЮНЕСКО организовала встречу экспертов 33 средних школ из 15 стран – Бельгии, Великобритании, Голландии, Коста-Рики, Норвегии, Пакистана, США, Уругвая, ФРГ, Швейцарии, Швеции, Эквадора, Югославии, Японии – с целью разработать концепцию «образования для жизни в мировом сообществе». Экспериментальная деятельность в учебных заведениях государств-членов должна была заключаться в запуске национальных пилотных программ, с акцентом на международное сотрудничество при поддержке Министерств образования и Национальных комиссий по делам ЮНЕСКО. Были согласованы и определены первые темы для изучения в школах: права женщин, другие культуры, прав человека и системы ООН.

Сегодня ASPnet – глобальная сеть ЮНЕСКО, один из самых продолжительных и удачных проектов организации. На данный момент он работает в 181-й стране и насчитывает 10 тысяч образовательных учреждений, среди которых дошкольные учреждения, начальные и средние школы, профессионально-технические училища, а также организации профессиональной подготовки учителей. Образовательные учреждения ASPnet являются частью национальных систем образования в каждой стране. 

Ассоциированные школы ЮНЕСКО в Кыргызстане ведут свою историю из СССР с 1956 года. Но сертификация школ началась в конце 90-х годов 20 века, с суверенным Кыргызстаном. В настоящее время насчитывается 18 сертифицированных школ ЮНЕСКО по всему Кыргызстану, но в активной деятельности, по разным причинам, находятся 6 школ и 2 профессиональных учебных заведений. В начале 2000-х годов принятие в члены ASPnet было приостановлено, в настоящее время возобновлено.

Перспективы Ассоциированных членов ЮНЕСКО в Кыргызстане

— Членами ASPnet могут быть все желающие образовательные учреждения, приверженные ценностям миропорядка, толерантности, миролюбия, прав человека, ценностям культурного наследия и намерения его сохранить. Это не просто слова, этим надо пропитать всю жизнь образовательного учреждения, во всех его аспектах: в отношениях между студентами, между студентами и педагогами в процессе учебной и вне учебной деятельности. Этими ценностями надо жить всем вместе и каждому в отдельности.

Это очень важно и ценно для Кыргызстана. К сожалению, есть один барьер – на системную деятельность нет финансирования, все осуществляется за счет самих школ. Поэтому региональным школам, у которых нет доступа к интернету, связь и возможность общения затруднена – невозможно все осуществлять через телефон. В решении этой проблемы мы надеемся на МСУ, они стали очень активно вовлекаться в работу школ.

Мы намерены, при моральной и политической поддержке Национальной Комиссии ЮНЕСКО, активизировать прием и деятельность членов ассоциированных школ ЮНЕСКО, изыскивать возможность поддерживать ресурсами проекты ASPnet.

 

Поделиться

Комментарии