БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (проект)

  • 04.05.2015
  • 0
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (проект)

Министерство образования и науки Кыргызской Республики совместно с Кыргызской академией образования выносит на общественное обсуждение проект «Базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Кыргызской Республики». Предложения и замечания по указанному проекту просьба направлять по следующему адресу: Министерство образования и науки Кыргызской Республики, 720040, город Бишкек, ул. Тыныстанова, 257, Управление дошкольного, школьного и внешкольного образования по тел. 66-10-46 или на электронный адрес [email protected]

Объяснительная записка к проекту Базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Кыргызской Республики

Проект Базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Кыргызской Республики (далее БУП) разработан исходя из следующих позиций:

1. Проект основан на Государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденного Правительством Кыргызской Республики (№403 от 21 июля 2014 года), и предусматривает изучение на всех ступенях школьного образования предметов в пределах объемов совокупной недельной и годовой учебной нагрузки. Содержание школьного образования спроектировано по 7-ми образовательным областям, причем с определенной оптимизацией выделенных для них соотношения учебных часов. На ступенях начального, основного и старшего школьного образования выделены два основных компонента: инвариантный — государственный и вариативный — школьный (региональный) и элективный (предметы по выбору и профильные). При проектировании содержания образования максимально соблюдены требования принципов систематичности и преемственности изучаемых в школьном образовании предметов. И, наконец, ключевые идеи, заложенные при разработке БУП, приведены в соответствие цели и основным направлениям Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию страны на 2015-2017 гг.

2. Методологической основой БУП выступает приоритет организации такого школьного образования, которое ориентировано на достижение конечного результата, имеющего общественно-востребованное и практико-ориентированное значения. Это означает, что при разработке содержания учебных программ предметов школьного образования, упор делается на те области знаний, которые станут предметом будущих международных исследований и стандартизированных оценок (Разделы знаний и рекомендации для разработки учебных программ, ЮНЕСКО, 2012 год). К ним относятся такие результаты образования, которые характеризуются физическим благополучием школьника, развитием его социальной и эмоциональной сферы, овладением основами культуры и искусства, формированием познавательной деятельности и обучаемости, подготовленностью в счете и математике, освоением основ науки и технологии, а также достижением необходимого уровня грамотности и коммуникации.

3. При определении обязательного перечня предметов БУП учитывались рекомендации интегрированного обучения, направленные на исключение случаев дублирования содержания предметов, конечной целью которых являются оптимизация содержания предметов и сокращение их общего количества. В этом направлении были сделаны следующие изменения:

В начальной школе внесены четыре новых учебных предмета:
— «Природа» («Естествознание») с охватом проблематики предметов «Родиноведение» и «Основ безопасности жизнедеятельности», а в плане преемственности и перехода к естественнонаучной области в 5 классе остается предмет «Естествознание»;
— «Человек и общество («Граждановедение») с охватом проблематики предметов «Адеп», «Граждановедения».
— «Технология» с охватом проблематики ручного труда, компьютерной грамотности.
— «Изобразительно-художественное творчество и музыка», в которых охвачены такие предметы как рисование, музыка и др.

В основной и старшей школе такие предметы как:
— «История» с охватом проблематики «Мировой истории» и «Истории Кыргызстана»;
— «Технология» с охватом проблематики предметов компьютерной грамотности черчения и дизайна.

А также в таких учебных предметах, как «Человек и общество» («Граждановедение»), «Изобразительно-художественное творчество и музыка» и «Технология» продолжается интеграция на средней и старшей ступени.

По отношению к существующей практике определенный упор сделан на такие образовательные области, как «Технологическая», «Искусство» и «Социальная». Это обосновывается тем, что, предмет «Технология» предполагает достижение достаточно ранней компьютерной грамотности обучающегося (начиная со 2 класса), которая определяется его возможностями в качестве пользователя и умениями решать прикладные задачи в сфере труда, черчения и дизайна. Образовательная область «Искусство» связана со стремлением формировать культурный облик посредством воздействия широких возможностей литературы, изобразительного искусства и музыки на эмоциональную сферу учащегося. И, наконец, упор на социальную образовательную область объясняется с ожиданиями таких итогов обучения, которые отражаются в уровне мировоззрения обучающегося, степени его коммуникативности и социализации обучающегося в современном обществе. Соответственно, объем учебной нагрузки, ранее используемые в других образовательных областях, несколько уменьшились.

В результате, проектом БУП предусмотрено обязательное изучение 17 предметов (ранее 25), в том числе по ступеням образования — в начальной школе 9 предметов (было 10), в основной школе – 16 (было 22) и в старшей школе – 15 (было 16).

Учитывая, что проект Государственного образовательного стандарта не был в свое время представлен КАО для изучения и внесения своих предложений, ученый совет КАО вносит определенные отступления от госстандарта, которые заключаются в следующем:

Во-первых. В БУП не включен учебный предмет «Мировая художественная культура (МХК)», предусмотренный в госстандарте. Инициируя такое отступление, мы исходили из следующих обстоятельств.

В свое время (до 2007 года) вопросы мировой художественной культуры были исследованы старшим научным сотрудником КАО Марченко Л.Ю. (ныне сотрудник министерства образования). Анализ ее научных отчетов, подготовленных за годы работы в академии, не позволяет утвердительно сказать о сформированном содержании нового предмета и о наличии соответствующего учебно-методического сопровождения.

Весомым аргументом является и то, что в республике отсутствует практика подготовки учителей мировой художественной культуры, что осложняет ситуацию и может спровоцировать новые проблемы, возможное решение которых должным образом не подготовлено. Мы не исключаем возможности изучения проблематики мировой художественной культуры и для решения данного вопроса предложено интегрировать ее в содержание других предметов, которые представлены в образовательной области «Искусство».

Во-вторых. В БУПе нами оставлен ранее изучаемый предмет «Допризывная подготовка» (10-11 классы). Мы считаем исключение указанного предмета из госстандарта ошибочным. Наличия различных видов угроз, в том числе связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности, а также государственной значимости подготовки подрастающего поколения к службе в рядах Вооруженных сил страны и его готовности к защите Отечества позволяет отметить не только актуальность вышеуказанного предмета, но и его практическую значимость. В историческом плане нельзя сбрасывать со счета то, что предмет «Допризывная подготовка» за последние четверть века дважды был объектом исключения из школьного образования с прекращением практики подготовки соответствующих преподавателей (подготовку кадров осуществляет КГАФКиС) и столько же раз согласно решения Жогорку Кенеша он возвращался. В этой связи, считаем своим долгом предостеречь о неизбежном конфликте интересов министерств обороны и образования страны.

В-третьих. В связи с тем, что был включен предмет «Допризывная подготовка», произошло перераспределение времени на старшей ступени на долю государственного, школьного (регионального) и элективного (предметы по выбору и профильный) компонентов. Это стало возможным, в связи с тем, что данное распределение в госстандарте является примерным, а принятое нами изменение не нарушает общего объема часов. В этой связи в 10-11 классах (пункт 40 госстандарта) произведено перераспределение общего объема времени следующим образом: государственный компонент — 80 % (вместо 70%), школьный (региональный) компонент — 15% (вместо 20%), элективный (предметы по выбору и профильные) компонент — 5% (вместо 10%), что в целом составит 100%.

В-четвертых. В план мероприятий по поэтапному внедрению стандартов нового поколения в систему школьного образования Кыргызской Республики (приложение к соответствующему постановлению) предлагаем внести отдельные коррективы.

Пункт 1, предписывающий «Внести на утверждение в Правительство Кыргызской Республики предметные стандарты нового поколения для 1-4, 5-9 и 10-11 классов», требует пересмотра. В действующем Законе КР «Об образовании» отсутствует понятие «предметный стандарт» и утверждение Правительством страны документа, статус которого законодательством не определен, с юридической точки зрения не корректно.
Пункт 2, предписывающий «Внедрение предметных стандартов в начальной школе» в 2014-2015 годы, нуждается в уточнении. С профессиональной точки зрения новое содержание образования вводится с первого класса с ежегодным охватом последующих классов. В этой связи, одномоментное внедрение новых предметных стандартов на всех классах начальной школы не допустимо.

На основе вышеизложенного академия образования рекомендует следующий алгоритм действий:
— Не позднее марта 2015 года утвердить БУП и до сентября 2015 года обеспечить разработку предметных стандартов и типовых программ предметов и утвердить их МОиН КР.
— В сентябре 2015 года объявить конкурс на разработку учебно-методических комплексов предметов 1-2 и 5-6 классов и не позднее декабря 2015 года произвести отбор авторов и рукописей.
— В первой половине 2016 года организовать экспертизу рукописей, обеспечить издания пробных УМК (в порядке 400 экземпляров по каждому предмету) и с 2016-2017 учебного года провести полноценную их апробацию. По итогам апробации новое поколение УМК может быть внедрен с 2017-2018 учебного года.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Образовательная областьНаименование предметовБазисный вариант по классам
1234567891011
ЯзыковаяКыргызский язык33332221221
Русский язык66664432211
Иностранный язык222222222
СоциальнаяИстория2222222
Человек и общество (Граждановедение)11111111111
МатематическаяМатематика44444444444
ЕстественнонаучнаяПрирода (Естествознание)11111
Физика  (Астрономия)22223
Биология212111
Химия2211
География121211
ТехнологияТехнология111122111
ИскусствоЛитература    кыргызская1 1 1 1 1 11
Литература русская2221211
Изобразительно-художественное творчество и музыка2222111
Культура здоровьяФизическая культура22222222222
Допризывная подготовка22

I. Инвариантный компонент:  — государственный1920222223262724262423
I I. Вариативный компонент:  —  школьный (региональный)122333366
 — элективный (предметы по выбору и профильные)57
Предельная недельная нагрузка2022242526293030392930
Годовая нагрузка6607488168508849861020102010889861020

КЫРГЫЗ  РЕСПУБЛИКАСЫНЫН  БИЛИМ  БЕРүү  ТУТУМУНУН БАЗИСТИК  ОКУУ  ПЛАНЫ

Билим берүү чөйрөлөрүПредметтерКласстар боюнча Базистик  вариант
1234567891011
ТилдикКыргыз тил66664432211
Орус тил33332221221
Чет тил222222222
СоциалдыкТарых2222222
Адам жана коом(Жаран таануу)11111111111
МатематикаМатематика44444444444
Табигый илимдерЖаратылыш (Табият таануу)11111
Физика (Астрономия)22223
Биология212111
Химия2211
География121211
ТехнологиялыкТехнология111122111
ИскусствоКыргыз адабияты2221211
Орус адабияты1111111
Көркөм сүрөт чыгармачылыгы жана музыка2222111
Ден соолук маданиятыДене тарбия22222222222
Аскерге чейин даярдоо22

I. Инварианттык компонент:-  мамлекеттик1920222223262724262423
I I. Вариативдик компонент: — мектептик  (региондук)122333366
— элективдик (тандоо боюнча предметтер жана профилдик)57
Окуу жүгүнүн жумалык чеги2022242526293030392930
Жылдык  окуу жүгү6607488168508849861020102010889861020

Поделиться

Комментарии