ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ТРЕТЬЕГО СЛАГАЕМОГО
- 14.07.2023
- 0

Данный план-конспект урока стал призером конкурса “Лучший план-конспект урока по математике” проходившего в рамках проекта USAID «Окуу керемет!» с января по май 2023 года.
Масколенко Наталья Петровна,
учитель ШГ №1 им. Л.Н.Толстого г. Балыкчы
Предмет: Математика, 3 класс
Тип урока: Комбинированный
Тема урока: Задачи на нахождение третьего слагаемого
Образовательный результат: составляет числовое и буквенное выражение ситуаций, заданные в тексте или в изображениях (согласно ПС, 2.4.9.)
Цели урока: Учащийся к концу урока сможет:
образовательная: представить задачи (в том числе близкие к жизненным ситуациям) в виде составных числовых выражений в 2-3 действия (согласно ПС, 3.3.);
развивающая: выделить связи между величинами в задачах, объяснить и обосновать ход рассуждений, сделать выводы;
воспитательная: работать самостоятельно и в команде, объективно провести самооценку и оценить другие работы.
Методы: наглядно-иллюстративный метод, частично-поисковый; стратегия «Объяснение и обоснование».
Оснащение урока: учебник Математика 3 класс, М.И. Моро, М.А. Бантова; карточки с разноуровневыми заданиями; карточки для быстрой проверки, слайды.
Введение в урок (8 мин).
а) Организационный момент. Сообщение темы и цели урока (1 мин).
Учитель приветствует учащихся.
-Здравствуйте, ребята!
— Соберите тетради для проверки домашнего задания.
-Покажите с каким настроением вы начинаете урок! Учащиеся показывают кружочки светофора.
-Венгерский учёный математик и педагог Дьерть Пойа сказал: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться …, то … их!
ТЬШАРЕ ТЕШАЙРЕ (Слайд)
-Отгадав анаграмму и ребус вы узнаете тему нашего урока.
![]()
|
— Какая тема нашего урока?
Учащиеся отвечают:
— Решение задач.
Учитель показывает следующий слайд и добавляет.
-Да, урок посвятим решению задач. Тема урока: Решение задач на нахождение третьего слагаемого.
— Решая задачи, о многом можно узнать. Задачи учат нас наблюдать, рассуждать, анализировать, составлять шаги решения.
— Кто скажет, что мы будем делать на уроке?
Учащиеся читают слайд, где приведены ожидаемые результаты:
— познакомимся с задачами на нахождение третьего слагаемого;
— будем решать эти задачи разными способами;
— составлять выражения к задачам, связанных с жизненными ситуациями и объяснять шаги решения.
Учитель добавляет:
— Ещё вы будете работать в парах, дополнять и поддерживать друг друга, оценивать работы, комментировать ответы, активно включатся в обсуждение.
б) Актуализация знаний (7 мин).
Учитель напоминает имеющиеся знания.
- Блиц опрос: (Слайд)
а) Числа при сложении называют -…(слагаемые);
б) Число, которое вычитают, называется-…(вычитаемое);
в) Результат умножения называют-…(произведение);
г) Если частное умножить на делитель, то получится…(делимое);
д) Они бывают числовые и буквенные-…(выражения);
е) Равенство, которое содержит неизвестное число, называют-…(уравнение);
ж) Если в уравнении неизвестно одно слагаемое, то его находят действием- …. (вычитание).
з) Если в уравнении неизвестно делитель, то его находят действием- …. (деление).
- Арифметический диктант (Слайд).
— На столах у вас лежат карточки.
В карточках обведите в кружок правильные ответы:
- Произведение чисел 6 и 8… (48)
- Делимое 56, делитель 7, частное…(8)
- Увеличьте 12 в 3 раза (36)
- 60 разделите на 3…(20)
- Восемь умножить на девять…(72)
Учащиеся обводят в карточках правильные ответы.
-Поменяйтесь карточками с соседом и проверьте ответы друг друга.
Учащиеся меняются карточками и проверяют правильность ответов.
-Если вы обвели правильные ответы, то положите с обратной стороны карточки по порядку, что у вас получилось? (буква латинского алфавита).
-Что мы обычно обозначаем этой буквой? (неизвестное в уравнении).
- Задача на устное решение (Слайд).
Учитель просит учащегося прочитать задачу.
Дина может купить мороженое за 17 сомов, пирожное за 18 сомов и шоколадный батончик за 23 сомов. У неё есть 40 сомов. Какие сладости может купить Дина?
Учащиеся предлагают свои решения, дают варианты выбора сладостей и объясняют свои ответы.
— мороженое за 17 сомов и пирожное за 18 сомов, у неё ещё останутся 5 сомов;
— мороженое за 17 сомов и шоколадный батончик за 23 сомов, все это будет ровно 40 сомов;
— пирожное за 18 сомов и шоколадный батончик за 23 сомов, у неё не хватит денег.
- Формирование понимание учащегося (30 мин).
а) Представление и решение задачи (2 мин).
Учитель формулирует задание и просит учащихся работать в паре.
— Откройте учебник страницу 58, № 4. Внимательно посмотрите рисунок и схему, ответьте на вопросы и выполните задание (Слайд 6).
![]() | -Какое условие задачи? -Какой вопрос вы поставите к задаче? -Решите задачу.
|
б) Обсуждение задачи (5 мин).
Учитель просит нескольких учащихся поделиться своими ответами и объяснить свою линию рассуждения, задаёт наводящие вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы, приводят свои рассуждения.
— Какое условие и вопрос задачи?
Примерные ответы учащихся:
— Дети расчистили 7 м и 5 м дорожки длиной в 35 м. Сколько метров расчистил папа?
Вопросы учителя:
-Какой ответ получили? (папа расчистил 23 м дорожки)
-Как вы решили эту задачу?
Учащиеся показывают свои варианты решения.
- 1) 7+5 = 12(м); 2) 35-12 = 23(м)
- 35-(7+5) = 23(м)
- 35-7-5 = 23(м)
- 35-5-7 = 23(м)
-Можете объяснить, как решили эту задачу?
Примерные объяснения учащихся:
— сначала узнали сколько метров расчистили дети, действием сложения, получилось 12 м; затем узнали сколько расчистил папа, вычитанием от общей длины дорожки, ту длину, которую расчистили дети, получилось 23 м;
— сначала составляем сумму, чтобы узнать сколько метров расчистили дети; затем, чтобы узнать сколько расчистил папа, составляем разность, всей длины дорожки и длины, которую расчистили дети, 35-(7+5);
— отнимаем из всей длины дорожки, сначала одну длину расчищенной дорожки, а затем вторую, составляем выражение.
Учитель задаёт дополнительный вопрос.
-Кто решил другим способом?
Возможный ответ и объяснение учащегося:
— Составил равенство по схеме задачи: 7 + 5 + ? = 35 или 7 + 5 + х = 35. Решил это уравнение, 12 + х = 35, х = 35–12, х = 23. Ответ 23 м.
в) Противоположное предположение (2 мин).
Учитель привлекает учащихся к обсуждению возможного неправильного решения задачи, говорит учащимся, что, когда эта задача была предложена другому ученику, он сказал, что в ответе получилось 47.
-Вы согласны с таким решением? Объясните почему да или почему нет.
— Как он получили такой ответ?
-Что бы вы сказали этому ученику?
Возможные ответы на каждый вопрос и объяснения учащихся:
— не согласен с таким решением, т. к. 47 больше 35, всей длины дорожки;
— этот ученик к общей длине дорожки прибавил длину дорожки, которую расчистили дети;
— ему следует обратить внимание на условие и вопрос задачи и от общей длины дорожки вычесть длину дорожки, которую расчистили дети.
г) Моделирование и подведение итогов (3 мин).
Учитель подводит итоги обсуждения, обращает внимание на то, как была решена задача.
- При решении задачи следует обратить внимание на условие и вопрос задачи.
- Есть несколько способов решения таких задач. Один из способов – составить выражение, другой – составить уравнение, третий — сделать схему и посчитать и т.д.
- Рассмотрим подобную задачу.
- Задача. На полке стоит 64 книги. Из них 19 книг со стихотворениями, 21 книг со сказками, а остальные книги с рассказами. Сколько книг с рассказами стоит на полке?
- Что означает число 64?
- Это число означает сколько всего книг, т.е. сумму.
- А тогда, какие слагаемые в нашей сумме? 9 книг со стихотворениями, 11 со сказками и с рассказами.
- Что здесь неизвестно? Число книг с рассказами. Запишем краткую запись задачи.
- 9 книг со стихотворениями
11 книг со сказками 34 книг
? книг с рассказами.
- А как мы находим неизвестное слагаемое? Вычитанием.
- Что вычитаем? Из общего количества книг, книги со стихотворениями и сказками.
- Итак, составим выражение 34 – (9 + 11).
- Находим значение выражения и пишем ответ: 34 – (9 + 11) = 14 (кн.).
- Ответ: 14 книг с рассказами.
- 2 способ. Можно решить задачу другим способом. Запишем условие задачи в математических символах.
- 9 книг со стихотворениями, 11 книг со сказками и книги с рассказами, вместе эти книги составят число всех книг на полке, т.е. 34.
- Запишем, 9 + 11 + х = 34. Составили уравнение. Здесь, х -обозначает неизвестное число, число книг с рассказами. Если найдём значение х, то ответим на вопрос задачи. Сначала выполним действие, 9 + 11, а затем найдём неизвестное слагаемое.
- 9 + 11 + х = 34
20 + х = 34
х = 34–20
х = 14.
- Мы нашли неизвестное третье слагаемое. Ответ: 14 книг с рассказами.
- Такие задачи называются задачами на нахождение третьего слагаемого. Вам следует обратить внимание на то, какой из предложенных способов короче и удобнее. Какими способами вы не решали эти задачи, главное, чтобы смогли объяснить ход своих рассуждений.
д) Физминутка (слайд): упражнения для глаз (1мин).
ж) Применение и закрепление полученных знаний/практика (14 мин).
Учитель просит учащихся решить похожие задачи. Учащиеся, у кого затруднения с решением задачи, выбирают задачи, с жёлтыми кружочками, остальные могут выбрать задачи с красными кружочками. Кто закончит раньше, решают задачи с зелёными кружочками.
Задача 1. На двух столах 37 тарелок. На первом столе 15 тарелок. Сколько тарелок на втором столе?
Задача 2. В классе 24 учащихся занимаются в кружках. Из них 11 в музыкальном, 8 в хореографическом, а остальные в спортивном. Сколько учащихся занимается в спортивном кружке?
Задача 3. Алишер, Болот и Малика вместе решили 63 примера на умножение и деление. Алишер решил 27 примеров, Болот 20 примеров, а остальные примеры решила Малика. Сколько примеров решила Малика?
Задача 4. У трёх мальчиков 43 наборов Лего. У первого 13, у второго столько же. Сколько Лего у третьего мальчика?
Задача 5. В трёх альбомах 63 листа. В первом 13 листов, во втором на 7 листов больше, чем в первом. Сколько листов в третьем альбоме?
Задача 6. В библиотеку записались 80 человек. Из них 48 подростков, взрослых в 6 раз меньше, остальные читатели — дети. Сколько детей записались в библиотеку?
Задача 7. В городе за год было построено 57 домов: 7 одноэтажных, в 5 раз больше двухэтажных, а остальные — трёхэтажные. Сколько трёхэтажных домов построено в городке?
Учитель ходит по классу, наблюдает за работой учащихся и при необходимости оказывает поддержку. Задаёт нескольким учащимся наводящие вопросы, они объясняют своё решение.
По окончании работ на доске учащиеся показывают решение задачи 4 и 5.
з) Математическая разминка (3 мин).
Учитель даёт задание учащимся по решение геометрической задачи стр. 58 учебника, №5 (Слайд).
— Составьте из фигур прямоугольники и найдите его площадь.
Учащиеся составляют из геометрических фигур прямоугольник находят его площадь.
Оформляют запись в тетради. Учитель наблюдает работу, спрашивает, как они нашли площадь получившейся фигуры.
- Оценивание результатов обучения (7 мин).
а) Быстрая проверка/Неформальное формирующее оценивание (3 мин).
Учитель показывает задачу, приведённую на доске, и предлагает учащимся решить в тетради, показать соседу своё решение и объяснить друг другу, шаги решения; наблюдает класс и отмечает для себя, кто испытывает трудности.
Задача. На трёх столах 47 тарелок. На первом столе 12 тарелок, на втором на 9 тарелок больше. Сколько тарелок на третьем столе?
б) Рефлексия (3 мин).
Учитель подводит итоги урока.
-Что мы сегодня делали на уроке? Что удалось сделать?
Представьте, что наш сегодняшний урок — это игра в баскетбол. Перед вами есть три кольца: «Настроение», «Знания», «Активность». В баскетболе за попадание в корзину можно получить 1 очко, 2 очка, 3 очка, а можно и вообще не попасть в цель. Как ты ощущаешь, сколько очков ты получил(-а) сегодня на уроке за бросок в каждое из колец? Почему?
— Какое задание вам понравилось больше всего?
— Кто испытывал трудности?
Учащиеся на карточках пишут количество очков, соответствующих их настроению, знаниям и активности на уроке. Несколько учащихся объясняют свой выбор. Учитель подводит итоги урока.
в) Домашнее задание (1 мин)
Учитель даёт домашнее задание на решение задач на нахождение третьего слагаемого с уровнем сложности, не превышающим уровень сложности задач, рассмотренных в практической части, и соответствующим целям, поставленным на урок.
№ 1, 2 страница учебника 58.
Комментарии