ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
- 15.08.2023
- 0
В эпоху глобализации в вопросах образования и воспитания произошли многочисленные изменения. Во многих странах изменились социальные положения и ценности людей, поэтому воспитательная работа является одной из динамичных видов деятельности во всем мире. В обществе идет процесс гуманизации и гуманитаризации, именно поэтому в педагогическую теорию и практику вошли такие понятия как цифровизация, компьютеризация, программированное дистанционное обучение и т.д. Прежняя идеологическая направленность утратила свою силу, а система управления и содержание воспитания в школах утратила прежнюю актуальность. В воспитательной системе за последние несколько десятилетий произошли различные изменения. Увеличились общественные объединения, появились люди с иными взглядами и убеждениями, а также псевдокультурные учения, политические партии, секты, способствующие изменению конфессиональной картины страны. Эти явления и тенденции стали активно атаковать сознание молодежи.
Педагогическая общественность всех стран ищет пути новых подходов, методов и технологий воспитания с целью создания эффективной системы, нацеленной на вхождение в мировое образовательное пространство. Необходимо воспитывать молодое поколение на основе нового содержания в соответствии с новыми социальными, политическими и экономическими заказами, поэтому создается новый госстандарт образования и новое содержание воспитания
Увеличивается количество учащихся, не способных адаптироваться к существующим изменениям в обществе и новым условиям. Такие школьники нуждаются в помощи классного руководителя больше, чем когда-либо. Цель, содержание и технология воспитательной деятельности в школах должны быть динамичными и эффективными в зависимости от внутренних и внешних влияний.
Имеются факты неблагополучия в семьях учащихся: увеличилось количество родителей-мигрантов, которые оставили детей у родственников. В результате увеличения числа безнадзорных детей и воздействия улицы на эмоционально-интеллектуальное состояние подростков, увеличилось и количество детей с разными проблемами. Учащиеся испытывают стресс, у них появились психические проблемы: депрессия, апатия, психопатия и т.д., фиксируются факты суицида. Классный руководитель должен уметь работать с проблемными детьми, решать задачи в воспитании подрастающего поколения. Рекомендуем уделять больше внимания к работе с учащимися, находящимися в состоянии стресса, повышенной агрессивности, нуждающимся в социальной защите, т.к. воспитательная работа влияет на нравственно-духовное состояние учащихся. Для решения этих проблем предлагаем использовать методические пособия на тематику«Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения» разных авторов.
Уровень роста самосознания, нравственно-духовного и психического состояния подростков зависит от оптимального выбора технологий классной и внеурочной деятельности, компетентности учителя. В настоящее время уделяется внимание модернизации содержания образовательной/ воспитательной деятельности на компетентностной основе. Также необходимо позаботиться о формировании позитивного мышления, оптимистического мировоззрения, правильного убеждения, психического, духовного и физического здоровья.
Нужно организовать воспитательную работу в соответствии с требованиями времени, учить учиться мыслить смолоду. Это будет способствовать определению их дальнейшего направления, найти свое место в жизни. Сотрудниками Кыргызской академии образования разработаны пособия по оказанию методической помощи классным руководителям, завучам и учащимся.
В КАО разработана «Программа воспитательной работы» для работы с учащимися 1-11 классов (авт. Г.Джумабаева, Б.Алымбаева), где предложены содержание и методы воспитательных занятий, где учащиеся должны услышать, узнать в школе лучшие этические ценности, духовное наследие и высокие нравственные принципы наций, народов нашей республики и мира. Вы можете ознакомиться с содержанием классных часов и внеклассных мероприятий. В этой программе было рекомендовано 9 разработок классных часов. При составлении календарно-тематического плана (34 часа в году) предлагаем включить темы этих девяти уроков. Просматривая остальные классные часы из программы, а также учитывая особенности возраста учащихся, актуальные вопросы современности, особенности региона и т.д., классный руководитель может выбрать 25 тем по своему усмотрению. С программой можете ознакомиться на сайте академии (https://kao.kg/).
Будущее благополучие государства зависит: от трудового воспитания молодежи, патриотизма, умения налаживать взаимоотношения и сотрудничество, высокого интеллектуального потенциала, широкого кругозора, творческого, масштабного, стратегического мышления и др. Умение решать собственные проблемы играет также важную роль. Им уделялось внимание в разработках воспитательных часов.
Если классный руководитель не в курсе теоретических новаций по воспитательной работе, новых тенденций в мировом образовательном пространстве, изменений в культурной жизни человечества, не может найти оптимальный способ организации учебно-воспитательной деятельности, предлагаем методические пособия (разработки классных часов) для каждого класса, разработанные сотрудниками КАО. Содержание соответствует «Программе воспитательной работы» для 1-11 классов. Сделан анализ недостатков нашей прежней воспитательной системы, как нам исправить их сейчас, какие задачи должны решать классные руководители в наши дни. Вскоре данные разработки появятся и на русском языке.
Вопросы для рассмотрения в методическом объединении классных руководителей, темы повышения педагогической грамотности родителей, план организатора воспитательной работы и др. описаны в «Программе воспитательной работы».
Богатым источником воспитания подрастающего поколения, несомненно, является интеграция воспитательной системы предков (этнопедагогики) с инновациями современных наук (педагогики, психологии и др.). Предлагаем интегрированные материалы классической педагогики и этнопедагогики в этой же программе.
Если дети вырастут, зная духовно-нравственные ценности с юных лет, о своем долге перед Родиной, народом, родителями, семьей, то это уменьшит проблемы в будущем. Воспитанность детей станет настоящим богатством нашей страны. Воспитанные молодые люди смогут предотвратить проблемы (коррупцию, трайбализм и т.д.) в обществе, перейти на новое направление развития и создать гуманное, демократическое общество. Учитывая трудности классных руководителей в этой области, эти темы были разработаны и включены в обязательные классные часы.
Целесообразно использование интеллектуального и духовного потенциала граждан республики, все возможные ресурсы и инвестиции. Улучшить положение внеурочной деятельности и качество работы кружков («Юный математик», «Юный талант», «Юный знаток», «Юный химик», «Юный техник», «Конструктор», «Юный натуралист», «Гуманист» и др.). Для решения этих задач специалисты управления образованием, общественных организаций и школ должны работать в гармоничной взаимосвязи.
Если в предыдущие годы мы акцентировали внимание классных руководителей на решение проблем воспитания подрастающего поколения, то теперь сосредоточимся на духовно-нравственном, интеллектуальном развитии учащихся, вопросах укрепления их здоровья.
Предлагаем обсудить на августовской встрече следующие вопросы воспитания:
- Содержание воспитательной деятельности (календарно-тематический план классного руководителя, план методического объединения классных руководителей, план работы с родителями и др.).
- Кризис детей школьного возраста и пути выхода из него.
- Духовно-нравственное развитие и физическое воспитание школьников.
- Оптимизация воспитательного процесса, педагогические инновации.
Рекомендуемая методическая литература для классных руководителей:
- Алымбаева Б.Б. «Здравствуй, школа!» 1-класс. — Бишкек, 2023.
- Алымбаева Б. Б. «Образованный человек – это будущее общество». 2-класс. — Бишкек, 2023.
- Босенко А.А. Настольная книга классного руководителя 8-класса. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
- Глаголев О.Б. Настольная книга классного руководителя 9-класса. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. 5-9-классы — М.: «ВАКО», 2009.
- Дереклеева Н.И. Справочник завуча. Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. — М.: «ВАКО», 2008.
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. «Справочник классного руководителя. – 10-11 классы. — М.: «ВАКО», 2007.
- Джумабаева Г.А., Карагозиева Г.Ж., Воронина И.И., Егиналиева А.С., Шабданова Т.Т. Разработка классных часов по воспитательной работе и внеклассных мероприятий. Методическое пособие для классных руководителей 9-11-классов средних общеобразовательных школ. Бишкек, 2015.
- Жумабаева Г.А., Алымбаева Б.Б., Акматов К.К. Программа воспитательной работы.- Бишкек, 2023.
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. Санкт-Петербург: Речь. 2009.
- Классные часы. 7-класс. // Авт.-сост. А.В. Давыдова, А.Д. Хижниченко.М.: «ВАКО», 2012.
- Концепция воспитания школьников и молодежи Кыргызкой Республики на 2021-2030-годы.
- Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. Санкт-Петербург: Речь, 2010.
- Система открытых мероприятий в школе. Классные часы, внеклассные мероприятия, открытые уроки. / Под. ред. А. Перепелкина. Волгоград: Учитель, 2007.
- Школа классных руководителей. Картотека воспитательных форм работы. Авт. Т.Н. Федосова, Ю.С. Скворцова, Н.А. Селезнева, Е.А. Бережнова, Т.В. Плахова, В.В. Воробьева, Н.Ю. Калашникова. Волгоград: Изд. Учитель, 2010.
Б. Алымбаева,
заведующая лаборатории воспитания, социализации и внешкольного дополнительного образования КАО.
Тел.: (0779) 871 680;
e-mail: [email protected];
Г. Жумабаева,
ведущий научный сотрудник лаборатории воспитания, социализации и внешкольного дополнительного образования КАО, к.п.н.
Тел.: (0778) 040 830
Комментарии