“ВО ВСЕМ … ДО САМОЙ СУТИ”

  • 18.04.2021
  • 0

Недавно в  “Галерее  М” открылась первая персональная выставка акварелей известного искусствоведа, заслуженного деятеля культуры Кыргызстана, преподавателя Национальной академии художеств им.Т.Садыкова  Гульчахры Токтосуновой. “Дебют” так назвала выставку автор, где было представлено около 90 работ в жанрах пейзажа и натюрморта. Акварели отразили все сезоны года – весну, лето, осень и зиму. Любители живописи могут насладиться выставкой, которая  продлится до 22 апреля.

“ВО ВСЕМ ... ДО САМОЙ СУТИ”

Ценности нашего мира

Увидев творение Г.Токтосуновой, каждый зритель понимает, что автор через призму  картин передает свое восприятие, ощущение, свою чистейшую душу. По ее картине можно представить эту хрупкую, изящную, женственную, тонкую, высоко интеллектуальную, благородную женщину. Когда я увидела ее, от нее веяло добротой, теплотой, порядочностью, обаянием, и самое главное, скромностью. А ее нежный голос, так и тянет, как магнит к себе.  Я очень рада, что попала на вернисаж акварелей и познакомилась замечательной личностью.

— Акварель – одна из сложных техник в живописи. Вместе с тем по техническому оснащению наиболее проста: требуются всего лишь хорошая бумага, мягкие кисти разных размеров и краски, растворимые водой. Бумага для достижения большего впечатления выступает еще одной краской, помогающей колористической градации при нанесении красок. Акварель не допускает переделок и исправлений, — говорит Г.Токтосунова.

Кстати, автор вернисажа с молодости интересовалась  восточной живописью. Она прочитала все трактаты китайской классической живописи.

“ВО ВСЕМ ... ДО САМОЙ СУТИ”

— Мне повезло в детстве отрезать кончики косички, и сделать кисточку, потому что в то время в школах были краски, но кисточек не было. Мне всегда везло. Видимо, везение тоже нами заслуженные права, которые нам же сопутствуют в жизни. Для меня этот весений, прекрасный день  необычный. Все мои родственники смеялись, что за название “Дебют”?  “Дебют могут быть у певцов, балерин, которым по 18”, — говорили они. Но, я на старости лет, под чутким руководством директора этой галереи решила показать свое творение публике. Живопись, рисование, акварель – это те средства, которые помогают нам оставаться людьми, и облагараживает человека от негативного воздействия. Поэзия и живопись превращаются в необходимые элементы образованности, однако для подлинных художников они становятся делом жизни. Похоже, что и я, читая трактат о китайской живописи, тушью и кистью попала под ее обаяние. Вот, что я хочу сказать, надо детей с детства как в Китае, Японии, Корее обучать рисованию, музыке, спорту. Там это самые ведущие дисциплины, — говорит искусствовед.

И действительно, всем тем, кому не безразлично искусство, предоставилась счастливая возможность встретиться с  работами искусствоведа, которая  кистью и словом заставляет задуматься о ценностях нашего мира.

—     Способность эмоционально воспринимать мир делает ученого художником и  поэтом. А умение проникать в сущность предметов и явлений превращает поэтов и художников в исследователей. И сколько бы мы ни отгораживались от природы,  мы все равно являемся ее частью. Так рассуждает сама Гульчахра Токтосунова, стремясь к осмыслению природы и ее художественнному воспроизведению, — говорит директор НЦДЮ “Сейтек” Сабийра Челпакова.

Немного об авторе

Гульчахра Токтосунова родилась в многодетной семье в городе Фрунзе. После окончания средней школы  она поступила во Фрунзенское художественное училище на Декоративно-оформительское отделение. Одним из ее любимейших занятий была акварель.

— Она всюду была со мной. Помню, когда написала этюд по памяти (закат солнца) мне пришла идея с оборотной стороны подсветить фонариком солнце на горизонте. При этом показать экспозицию солнца в темной комнате. Демонстрация картины вызвала восторг у родных. Я была счастлива, — рассказывает мастер кисти.

“ВО ВСЕМ ... ДО САМОЙ СУТИ”

Ее старшая сестра Адаш Токтосунова с восторгом вспоминала их детство. Как она  отличалась от всех  их: лучше всех пела, рисовала, сочиняла великолепные стихи, прекрасно писала сочинения. Вся школа приходила к ним домой, списывать у Гульчахры эже  домашнее задание.

— Когда она позвонила домой и сказала маме, что она не поступила, все соседи удивились: “Как она не поступила в консерваторию? Она же лучше всех пела”. Оказывается она решила поступить в художественное училище, а там когда она приехала уже закончился прием документов. И все-таки решили показать директору училища ее рисунки, он сразу же принял без экзамена. Потом она уехала в Ленинград, и поступила в Художественный институт им.Репина. Она великолепна во всем, только очень скромная. Я думаю, что эта выставка ее окрылит. И мы гордимся, что у нас такая сестра, — закончила свою речь А.Токтосунова на открытии выставки.

“ВО ВСЕМ ... ДО САМОЙ СУТИ”

Что говорят о ней ее современники?

В.Шестопал, скульптор, профессор, Народный художник КР:

— Гульчахра Токтосунова – высокопрофессиональный специалист в области истории изобразительного искусства. Работая преподавателем истории искусств, она одновременно много внимания уделяет издательской деятельности – пишет книги, создает каталожные статьи, популяризует в СМИ достижения изобразительного искусства Кыргызстана и творчества отдельных художников. Ее материалы отличаются глубиной проникновения в тему и четкой по форме подаче материала.

Она умеет понять творческие особенности каждого автора, его отличие и место в общем контексте изобразительного искусства Кыргызстана.

“ВО ВСЕМ ... ДО САМОЙ СУТИ”

О.Мамбеталиева, президент Ассоциации женщин-художников и искусствоведов КР:

— В 1993 году мы  создали Ассоциацию женщин-художников и искусствоведов Кыргызстана. Все тонкости организации мы выполняли с Гульчахрой Токтосуновой. Благодаря ее отзывчивости, участию, мы провели за  период существования ассоциации более 100 выставок.

А.Н.Каменский, монументалист, профессор, действующий член НАХ КР им.Т.Садыкова:

— Художник и критик в одном лице – не такое уж частое явление в нашей художественной жизни. Но, я убежден, что, именно, профессионализм художника помогает Гульчахре Токтосуновой в ее искусствоведческой деятельности, которой она служит всю свою жизнь, помогает ей глубже и грамотней разбираться во всех сложностях и тонкостях творческой работы других художников.

Закончив искусствоведческий факультет Ленинградского художественного института им.И.Е.Репина, Гульчахра работала в системе Министерства культуры Калмыкии, заведовала творческими секциями в Союзе художников КР, а также работала в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств им.Г.Айтиева, вела преподавательскую деятельность в различных вузах столицы.

В настоящее время работает в Национальной академии художеств им.Т.Садыкова, передавая свои знания и опыт молодым художникам.

Гульчахра – автор научных статей о кыргызском изобразительном искусстве, у нее глубоко продуманные, увлекательные статьи о художниках, написанные с глубоким пониманием и серьезным анализом, помогают художникам лучше разобраться в своем творчестве, стимулируя к дальнейшим поискам, к созданию новых работ.

Р.Айххорн, член СХ Российской Федерации, сокурсник, коллега:

— Студенческие работы Гульчахры удивительно просты в исполнении: несколько легких касаний кистью и уже готовы портретные образы, прозрачен и ясен пейзаж. И в те времена Гульчахру отличало врожденной чувство вкуса, изысканность композиции, неутолимое стремление к совершенству.

Не могу не отметить поэзию Гульчахры, образную, искреннюю, полную лиризма и света. Это стихи для себя и про себя, но в них – особое поэтическое видение окружающего мира и реакция на обыденность как на возможное, прекрасное.

Если человек талантлив, то он талантлив во всем. Это в полной мере можно отнести к Гульчахре Токтосуновой – тонко чувствующем художнике и искусствоведе, прекрасно владеющем языком литературы и поэзии, умном и обаятельном человеке.

Л.А.Прыткова, заслуженный деятель культуры КР, культуролог, профессор, действ.член НАХ КР им.Т.Садыкова:

— Гульчахра Токтосунова – не только искусствовед, тонкий знаток искусства, автор многочисленных книг, статей, но и замечательный педагог. Это многогранная личность, человек доброго нрава и светлого жизнерадостного мировосприятия, книжница, певунья, выдумщица. Она всегда полна впечатлений, идей, забот о ком-то. Легко откликается на чужую боль, готова утешить, помочь. Искренне верит в добро, всем рада, за все благодарна.

Вот мы видим выставку ее акварелей, таких же чистых непосредственных по духу, как и ее натура. Гульчахра начинала учиться на художника, но ее победила склонность работы со словом, но  то не ушло. Думаю, что эта выставка даст стимул ее руковотворным творческим способностям. Браво, Гульчахра!

Любая выставка расширяет культурное пространство Кыргызстана.

Т.Кулматов, Народный художник КР:

— О Гульчахре можно говорить очень долго. Какая она  талантливая, добрая, умная, красивая… У нас в Союзе художников 450 художников-профессионалов.  Из них 80% художников она описала. Где она время находит? Пишет она не просто так, пишет она глубоко. Она когда писала про меня, три дня была у меня в мастерской. Очень серьезно относится к своей работе. Лучше, чем Гульчахра никто не напишет. Великолепная выставка!

М.Акматкулов, известный художник Кыргызстана:

— Я ее знаю больше как искусствоведа. Любая выставка без нее не обходилось. Она не только художник, но и педагог. Тонкий ценитель искусства.

М.Акынбекова, член СХ КР, профессор КТУ им.И.Раззакова:

— Персональная выставка для художника – это возможность посмотреть на свои работы глазами зрителя, объективным беспристрастным взором. Когда ты честен и суров перед своими промахами, понимая что реальность природы не превзойти.

Перед нами искусствовед и акварель. Сюжетами акварелей Гульчахры Искендеровны являются картины природы, предметы быта, составленные в жанре натюрморта, зарисовки животных, портреты людей.

Признается, что творчество для нее – сплошное счастье.

Она находит единство в кыргызском пейзаже и старинных песнях нашего народа. При их соединении переживает счастливые мгновения.

Б.Тенизбаева, художник-керамист, член СХ КР, действ.член Национальной академии художеств КР им.Т.Садыкова:

— В ее акварелях видно тонкое прикосновение кисти к бумаге, которая соучаствует в созидании природной красоты. Формы цветов обобщены, цвет скупой, но точный. Кое-где выцветшая акварель говорит о его быстротечности времени. Автор с пониманием относится к форме и материалу, сравнивая тонкость и хрупкость стекла с лепестками цветов.

Гульчахра Искендеровна писала работы, даже не датируя их, поскольку это было, как для души самовыражения, не осознавая, что когда-либо выставит их, как бы раскрывая мир таинства.

Прозрачные акварели несколько размытые, пожухлые от времени, тем они и ценны. Автор слышит музыку, видит форму, ощущает цвет. Порой ей даже не важно качество бумаги, размер, фактура – важно сиюминутное видение, прикосновение к красоте.

Очень мало искусствоведов пишущих, рисующих. Это та редкость, как исключение, когда человек может выражать себя через различные структуры материала. Владея цветом, формой, плоскостью и пространством автор проникает в саму сущность предметного мира, подчеркивая значимость каждого объекта через личное восприятие и понимание композиции и ее целостности.

Гулнара Алыбаева, “Кут Билим”

Поделиться

Комментарии