СОЗДАНИЕ НОВОГО ПРИБОРА – РЕЗУЛЬТАТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ!
- 13.04.2022
- 0
Сейчас наш мир стоит на пороге новых больших открытий. В нашу жизнь активно вошли Интернет, виртуальное общение и новая реальность в виде цифровизации многих областей современной жизни. На дорогах уже появляются новые автомобили без водителей, в воздухе – беспилотные летательные аппараты. Сегодня остро не хватает отечественных профессионалов в области прикладной математики, физики, химии, астрономии. Поэтому в школе-гимназии № 63 уделяется огромное внимание образованию детей в области точных наук. Наши ученики со своими старшими наставниками аккумулируют новые идеи в технической области. Создают исследовательские проекты в области физики, которые отличаются доступностью, актуальностью и большим прикладным значением.
Учитывая современные условия и потребности средней школы и рынка, я как учитель физики ШГ №63 имени Ч.Т.Айтматова г. Бишкек, и мои ученики 11 класса — Шералиев Эрмек, Молочков Вениамин — создали в 2020-2021 учебном году наш первый проект, который занял 3-е место в городском конкурсе исследовательских проектов в номинации «Приборы и оборудование по физике». Этот проект называется так: «Создание прибора для измерения основных параметров биполярных транзисторов» Несмотря на то, что 2020-2021 учебный год выпал на режим онлайн обучения мы неустанно работали над созданием этого проекта и были удостоены призового места!
Принципиальная электрическая схема лабораторного комплекса экспериментальных работ по электродинамике
Ученики старших классов, которые ориентированы на поступление в технические вузы, на уроках и кружках физики с углубленным изучением раздела «Электродинамика» на протяжении ряда лет участвуют в проектировании несложных электронных приборов. При углубленном изучении разделов физики по электродинамике весьма важным является исследование вольтамперных характеристик биполярных транзисторов и определение их коэффициентов усиления. Мы знаем, что для проведения любых экспериментов при макетировании электронных узлов необходимы электроизмерительные приборы. На это и направлена наша совместная исследовательская и экспериментальная деятельность.
Общий вид прибора
Лицевая панель прибора
В процессе проектирования при создании электронных приборов школьникам необходимы электронные компоненты с точными значениями основных параметров. Особенно это важно при подборе комплементарных пар транзисторов. В справочных данных по промышленно выпускаемым транзисторам приводится информация о том, что коэффициент усиления транзистора находится в диапазоне от указанного минимального значения до указанного максимального значения (например, от 100 до 300). Но при подборе комплементарных пар необходимо подобрать усиление транзисторов с точностью не меньше от 1 до 3-х %. Для исследования вольтамперных характеристик биполярных транзисторов и точного подбора транзисторов по коэффициентам усиления предлагается новый прибор для исследование технических параметров транзисторов. В целях электробезопасности питание прибора осуществляется от батареек или аккумуляторов.
Целью нашего проекта было создание электронного оборудования для организации углубленного изучения раздела «Электродинамика» на уроках физики при проведении лабораторных работ, а также для кружковых занятий по физике. Проект был направлен на оказание помощи ученикам старших классов, которые ориентированы на поступление в технические вузы Кыргызстана и за пределами Кыргызстана.
Участники проекта во время работы
В чём же научная новизна нашего проекта? В современной технике много различных измерительных приборов применяется для определения различных электрических компонентов деталей, используемых в приборостроении, ЭВМ и др. областях. Так для целей электроники выпускаются полупроводниковые транзисторы, компонентами которых являются параметры, приведенные в определенные пределы. Следует отметить, что на отечественных и зарубежных рынках имеются в продаже измерительные приборы, которые контролируют коэффициенты усиления биполярных транзисторов. Также существуют приборы, которые контролируют токи и напряжение в электрических цепях. Мы же создали новый прибор, который кроме коэффициента усиления, измеряет ещё и основные параметры биполярных транзисторов: коэффициент усиления транзистора, напряжение и изменение напряжения «база-эмиттер» транзистора, коэффициент усиления, измеряющийся во всем диапазоне, а также:
— напряжение «коллектор-эмиттер» транзистора;
— ток базы транзистора;
— ток коллектора транзистора;
— снятие вольт-амперных характеристик (ВАХ);
— возможность исследования транзисторов, как РПР и ПРП.
Особенности нашего прибора обеспечивают не только наличие инженерной функции измерения выше приведенных параметров биполярных транзисторов, но и функцию обучения школьника или студента.
Практическое применение следующее: созданный нами прибор могут использовать
мастера-радиотехники, любители ЭВМ, воспитанники кружков технического творчества; старшеклассники школ для изучения и проведения лабораторных работ по курсу «Электродинамика» по предмету физика; студенты вузов для проведения практических работ по дисциплинам «Информатика», «Электротехника», «Радиотехника»; учителя физики средних школ могут использовать наш прибор для качественного изучения раздела «Электродинамика» и для проведения лабораторных работ в старших классах.
Как же мы решили нашу исследовательскую задачу? Для изготовления «Прибора для исследования технических параметров биполярных транзисторов» приобретались только комбинированные измерительные приборы и электронные компоненты цепей управления. Корпус изготовлен на базе имеющегося в школе списанного старого советского оборудования, которое было доработано. Поэтому на изготовление прибора потрачено всего 3500 сомов.
Мы ждем от нашего эксперимента решение важной задачи: углубленное изучение раздела физики «Электродинамика», которое позволит подготовить школьников к изучению в вузах таких дисциплин, как «информатика», «электротехника», «электроника», «схемотехника», «цифровые микросхемы» и «устройство компьютерной техники».
- Изучение электродинамики намного облегчит школьникам изучать в самой школе дисциплину «информатика».
- Прибор для исследования технических параметров биполярных транзисторов могут использовать учителя школы для качественного изучения раздела электродинамики и безопасного проведения лабораторных работ по программе физики.
Для учителей реализуются дополнительные возможности при освоении новых информационных технологий в образовании. Освоение профессиональных программных продуктов «моделирования процессов в электрических цепях Мultisim 12.0» и проведение лабораторных работ по электродинамике на их основе.
- Основное назначение прибора является измерения коэффициента усиления транзисторов и исследование характеристик полупроводниковых приборов, поэтому прибор будет основным помощникам для любителей ЭВМ и членов кружка технического творчества.
- При разработке стенда расчеты и моделирование функционирования стенда производилось в программной среде Multisim 12.0
Выводы: Надеемся что наш прибор для исследования технических параметров биполярных транзисторов поможет многим решить проблемы измерения .
Мы надеемся, что созданный нами выгодный в экономическом плане прибор принесёт пользу учителям и ученикам!
Е.У.Абдуллаев, учитель физики ШГ№ 63 им. Ч.Т. Айтматова,
отличник образования КР
Комментарии