ШКОЛЫ РОССИИ

  • 03.11.2022
  • 0

На момент распада СССР все советские школы были примерно в одинаковом состоянии: их инфраструктуры со всеми составляющими мало чем отличались друг от друга. По мере того, как каждая республика, обретя независимость, стала двигаться по своему пути, школы в странах СНГ тоже получили разное развитие.

ШКОЛЫ РОССИИ

Казань – городсказка

Ознакомиться со школами России мне помогло стечение жизненных обстоятельств. Необходимость сменить род своей деятельности, которой я занималась последние 19 лет, и связанная с этим обстоятельством какая-то растерянность заставили меня буквальным образом ухватиться за возможность участия в Международном Фестивале школьных учителей в Казани и на курсах повышения квалификации в г. Елабуга. И я не пожалела! Это был неожиданный подарок судьбы! Три, пять дня на поезде (едешь, смотришь в окно, видишь казахские степи – ассоциируешь себя и с учителем истории Абуталипом из «Буранного полустанка», и с едущим по этапу Торокулом Айтматовым; проезжаешь русские леса с тонкоствольными корабельными деревьями – чувствуешь себя Есениным). Почти десять дней в городе-сказке Казани! Действительно, это не просто метафора: Казань – это красивейший, самый аккуратный, самый притягательный город! Несмотря на дорогую жизнь по сравнению с нашим Бишкеком. Знакомясь с Казанью, на каждом шагу видишь и слышишь наш общий корень – тюркское происхождение. Мечеть Беш-Балта, извозчики в старину назывались барабусами («барабыз»), само название города «Казань», по одной из версий, от слова «котёл», «казан»…Это хорошо развитый город – в одном Кировском районе 15 больших промышленных объектов, а в целом в Татарстане очень развита нефтедобывающая промышленность.
Величественный Казанский Кремль, белоснежная мечеть Кул Шариф, башня Сююмбике, непревзойдённый Дворец земледельцев, памятник татарскому поэту, герою Великой Отечественной войны – Мусе Джалилю, длинная прямая улица Баумана (местный Арбат) до озера Кабан с уличными рок-музыкантами
— это и многое другое оставляет в душе неизгладимый отпечаток. Прокрустово ложе лимитированного объёма статьи не позволяет мне рассказать вам историю падающей башни царицы Сююмбике и о её маленьком сыне Утямыш-Гирее. Под страшным взором Ивана Грозного этот маленький властитель по рождению — чувствовал себя совсем не по-хански, сидел всегда потихоньку в сторонке (вот откуда пошла идиома «сирота казанская»). Я бы рассказала вам о Раифском монастыре, о Казанском университете, в котором учился Ленин и Толстой, о музее Марины Цветаевой, Ивана Шишкина, Владимира Бехтерева, о Чёртовом городище в г. Елабуга («Алабука» по-нашему). Рассказала бы вам поподробнее об отважном Мусе Джалиле, к которому фашисты применили средневековый вид казни – гильотина.

Превосходное современное оснащение школ

Как педагога, меня, конечно, не могла не интересовать система школьного образования и всё в её инфраструктуре: условия реализации образовательных программ, организация процессов обучения и воспитания, обучающие технологии, фигура учителя, его социальный статус. За время моего пребывания в Татарстане мною было посещено шесть школ и один детский сад (в Елабуге: Университетская школа, Полилингвальный образовательный комплекс «Адымнар-Алабуга», Татарская гимназия №1 «Центр национального образования», частная школа с английским уклоном «Три медведя»; в Казани: лицей №121 имени Героя Советского Союза С.Ахтямова, Национальная татарская гимназия №18 и детский сад «Сказка»).

ШКОЛЫ РОССИИ

Что можно сказать в общем? Поражает превосходное современное (по сравнению с нашим, отечественным) оснащение школ и обеспечение их насущных потребностей со стороны государства. Следует отметить, что в российских школах очень большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, уважение к символике государства: 1 сентября и в каждый 1-ый день учебной недели – поднятие флага и пение гимна (1 куплет +1 припев).  Поднимается 2 флага – сначала России, потом Татарстана. Флагштоки и флаги закупаются на государственном уровне, расходы на их приобретение в каждую школу России внесены в Федеральный проект бюджета. Также на Фестивале школьных учителей прозвучало, что в школы будет вводиться новая штатная единица – советник по воспитанию (их будут отбирать по конкурсу и специально обучать). Законом № 298 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (в одном из пунктов идёт речь о снижении документационной нагрузки для учителей) из 49 документов оставлены 5: 1. Рабочая программа по предмету; 2. Заполнение электронного журнала; 3. План внеурочной деятельности; 4. Программа воспитания учащихся; 5. Характеристика на учащегося. В этом же Законе в пункте 6 чётко обозначено, что не допускается возложение на учителей дополнительной работы. По вопросу введения в жизнедеятельность школ «продлёнок» создаётся Рабочая группа, чтобы на законодательном уровне решить и финансировать этот вопрос. На 2023 год в России также решается вопрос: присвоение педагогу статуса государственного служащего со всеми вытекающими льготами.

Миллион рублей на развитие татарского языка

Хотелось бы несколько слов сказать о национальных школах. Так в начальных классах обучение идёт только на татарском языке (педагоги жаловались, что родители приводят в 1 класс русскоговорящих детей и просят обучить их родному, татарскому языку. Оказывается, не у нас одних такая проблема! Государство старается решить проблему утраты родного языка и выделяет гранты в размере 1 000 000 рублей на развитие татарского языка). С 5-го же класса некоторые предметы (ИЗО, технология, музыка, физкультура) преподаются на татарском языке, остальные – на русском (без русского языка невозможно, так как ЕГЭ проводится только на русском языке: у нас же выпускники могут сдать ОРТ и на кыргызском, и на узбекском, и на русском, по желанию). Документация в национальных школах ведётся на русском языке. В посещённой нами татарской школе №1 г. Елабуга большое внимание уделяют трудовому воспитанию: в начальной школе – «Трудовой десант», в старшей школе – «Трудовые бригады». Школьники облагораживают территорию своей школы, выращивают цветы, чистят арыки, ухаживают за деревьями. В летние каникулы школьник может записаться в такую трудовую бригаду — два дня в неделю работает – и получить за месяц 4000 рублей.  Действительно, во всех школах территория блестит чистотой, ухоженность, цветущая зелень. Очень красиво! Бухгалтерия в некоторых школах – автономная, и она позволяет вести собственную финансово-хозяйственную деятельность. В образовательных учреждениях ведётся активная кружковая работа.  Так в работу школ введён актуальный на сегодняшний день новый формат дополнительного образования по инженерно-техническому направлению — «кванториум».

ШКОЛЫ РОССИИ

По комплектованию школ — дети принимаются строго по проектной мощности! В татарской гимназии №1, например, по проекту – 1224 учащихся. Всё!  Больше не берут! В начальной школе – бесплатное питание. На одного ребёнка закладывается 55 рублей 55 копеек. В Елабуге всё скромненько, но чувствуется, что на образование государство денег не жалеет!

Современное, светлое, просторное…

Ещё хотелось бы остановиться на моём посещении лицея №121 имени С. Ахтямова в Казани. Дело в том, что на протяжении девяти лет наша школа, школа-гимназия №63 имени Чынгыза Торокуловича Айтматова, сотрудничает с этим лицеем. Связывает нас общая любовь к книгам Ч. Айтматова и заинтересованность в деле популяризации его творчества среди детей и молодёжи Кыргызстана и Татарстана. Ежегодно, в дату, близкую ко дню рождения Айтматова — 12 декабря, мы проводим видеомосты по определённой тематике. Старшеклассники обеих школ выбирают произведение писателя, которое будут внимательно читать, тщательно изучать, затем определяют формат видеомоста (телеигра, онлайн-викторина, игра «Что? Где? Когда?»), готовят музыкальные номера (игра на национальных инструментах, народные танцы, стихи, чтение отрывков из айтматовских произведений), назначают дату онлайн-встречи и выходят на контакт. Видеомост длится обычно 1 – 1,5 часа. Победители и активные участники награждаются дипломами. В 2022 году мы планируем посвятить наш видеомост произведению Чынгыза Торокуловича «Первый учитель». Для казанцев это будет актуально: 2023 год в России объявлен «Годом педагога и наставника»! Такие онлайн-встречи мотивируют юношество к чтению прекрасных книг Айтматова, через общение со сверстниками из других стран наши дети расширяют свои потенциальные возможности в устройстве своего будущего. Такая тесная связь с лицеем № 121 подразумевала, безусловно, более близкое знакомство.

ШКОЛЫ РОССИИ

В лицее № 121 меня встретили очень радушно. В Самосырово (район Казани), где я жила, приехала за мной на служебной машине директор лицея Афонская Валентина Александровна. Можете себе представить: на материальном балансе лицея есть свой транспорт: автомобиль и автобус (!). Был август. Летние каникулы ещё не закончились, поэтому всё было на подготовительном к новому учебному году этапе. Тем не менее меня впечатлило в каком прекрасном состоянии находится здание школы! Современное, светлое, просторное… Широкий холл, турникеты, везде символика единой школьной темы. Одно из воспитательных направлений – безопасное поведение детей, в том числе на дорогах: Дорога без опасности! Отголоски этой темы чувствуются при первом шаге вступления на территорию этого лицея. В холлах, в коридорах, в столовой – символы этой темы: дорожные знаки, разметки, светофорчики. Окружающая среда выполняет свою задачу – укрепить в сознании детей: дорога становится безопасной, если ты соблюдаешь правила дорожного движения. Команда Юных инспекторов движения лицея №121 не однократный победитель республиканских и региональных конкурсов «Безопасное колесо», члены команды входят в сборную республики – победителя Международных соревнований! В кружке юных инспекторов дорожного движения сотрудники ГАИ проводят занятия со школьными инспекторами, а уже обученные ЮИДДовцы проводят занятия, выступают на классных часах, чтобы передать свои знания по ПДД остальным учащимся. За победу конкурсах по ПДД лицей получил в качестве приза современные велосипеды. Кстати, педагог, подготовивший детей к конкурсу, тоже был награждён!

В здоровом теле – здоровый дух!

Школа следует девизу: В здоровом теле – здоровый дух! Есть два великолепных бассейна: очень большой – для старшеклассников, поменьше – для учеников начальной школы. В школьный бассейный комплекс входят также: сауна  и комната отдыха (можете представить, мои широко открытые глаза – от изумления!). Медицинский блок включает в себя восемь кабинетов: кабинет врача, процедурный кабинет, стоматологический кабинет, массажный кабинет, кабинет психологической релаксации, кабинеты психологов, медицинская комната-изолятор. На оснащение  комнаты для обучающихся с ОВЗ лицей выиграл большой грант. Отмечу, в российских школах в штат входят несколько психологов: на 500 учащихся — 1 ставка психолога. В лицее №121 трудятся три психолога. Следует сказать о том, что стоматологический кабинет помимо обязательных профилактических и лечебных работ со школьниками, может заниматься ещё и внебюджетной деятельностью. Вопрос лицензирования решается через Министерство здравоохранения Республики Татарстан. Расценки по услугам и вся информация о предоставляемых населению услуг размещена на сайте школы. Таким образом, организация пополняет свои финансовые ресурсы законным путём.

Библиотека. Музей

Библиотека лицея содержит два больших помещения. В одном из них – прекрасно оснащённый информационный зал: интерактивная доска, компьютеры, посередине круглый стол для проведения конференций, в центре стола стоит большой глобус. Читательские столики, зелёные живые цветы. В 2020 году лицей принял участие и стал победителем в городском конкурсе библиотек. Немаловажное значение в победе сыграло то, что библиотека проводит большую методическую работу! Кроме этого библиотечные уроки входят в общешкольный план воспитательной работы. В работе библиотеки – нестандартные методики: создание буктрейлеров (видеороликов о прочитанных книгах), проведение фотокроссов (по книжной тематике), интеллектуальные квесты и квизы (викторины в компьютерном формате).

ШКОЛЫ РОССИИ

Отдельное слово нужно посвятить музеям школы. Их в школе несколько. Музей боевой славы – на его открытии был сам С.Ахтямов, имя которого носит лицей. Сабир Ахтямов — Герой Великой Отечественной войны, стрелок противотанкового ружья, истребил немало вражеских танков.  Музей боевой славы обладает сертификатом на право музейной деятельности и вошёл в Российский реестр школьных музеев «Победа». В музее несколько разделов. Например, есть такой раздел – «Родственники учеников лицея № 121 – герои и участники ВОВ». Есть панорама больших размеров – рельефная карта России, на которой крупные населённые пункты, движения вражеских и советских войск обозначаются горящими крохотными лампочками и светящимися проводами, работа которых регулируется пультом. В разделе музея «Учителя – участники ВОВ» мы видим оставшиеся от них реликвии: фотографии, вещи, письма, документы. Один из учителей — участников ВОВ – Гисметдинов Минсагир Гисметдинович, майор, водитель. За его плечами – фронтовые дороги и бои с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года (Западный, Юго-Западный и Третий Украинский фронт). Работал учителем, потом завучем, директором в Татаро-Тимяшской школе. За благородство помыслов, за беззаветное служение идеалам добра награждён Серебряной Звездой – Орденом «Слава Нации» 2 степени. Часть музейной экспозиции посвящены этому незаурядному человеку. Целям музейной работы: связь поколений и сохранение памяти – посвящаются различные акции. Одна из них: «Письмо ветерану»

В музее можно увидеть музейное ноу-хау: «Музей в чемодане». Совместными усилиями находится самый большой, обязательно самый древний потёртый чемодан и в нём собираются музейные экспозиции по разным темам. Например: 1. Вещи военных лет; 2. Пионерские годы родителей; 3. Сокровища бабушкиного сундука; 4. Музей редких музыкальных инструментов.

В музее есть экспозиция, посвящённая афганским событиям. Несколько учеников лицея были участниками этой войны. Среди них — Злотов Сергей, Сергеев Вячеслав. Сохранились в музее их личные вещи, письма родным и близким. Купан Тимур – ветеран военных событий в Чечне. Ныне он – председатель Совета отцов в лицее № 121.

Следующий музей необычен. Находится он прямо в учебном кабинете. Одна часть кабинета оформлена как театральная: бархатный бордовый занавес с золотым кручёным шнуром с кистью, кусочек сцены с атрибутикой театра. Этот кабинет-музей посвящён Габдулле Кариеву – основоположнику татарского национального театра, режиссёру и актёру. О нём в кабинете-музее очень много интересной документальной информации. В формате  лонгрида разработан сайт этого музея (даётся большая, постоянно обновляемая информация об этом музее и Габдулле Кариеве, прерываемая музыкальными вставками, фотографиями, иллюстрациями). На базе кабинета-музея Габдуллы Кариева работает школьный театр, задача которого – развитие поликультурной личности (три театра: на русском, на татарском и на английском языках).

Дело в том, что Лицей № 121 находится на пересечении 2-х улиц: Г.Кариева и А.Камалеева. В лицее придерживаются мнения, что дети должны знать историю своей страны, своего города и своей улицы. Поэтому и Габдулле Кариеву, и Альберту Камалееву посвящены целые музеи. Альберт Асхарович Камалеев был видным человеком, будучи главой администрации Советского района г.Казань (а именно в этом районе находится наш лицей!) он внёс огромный вклад во всестороннее развитие инфраструктуры района. Одним из его начинаний был вывод ЖКХ из городского управления в автономное. По сути, музей Камалеева в школе – это музей Советского района г. Казань, так как он проработал акимом (по-нашему!)  16 лет. У нас в Кыргызстане, в Бишкеке, ни в одной школе нет такого музея – а было бы интересно! Лицейский музей Камалеева в настоящее время – центр общения разных представителей социума с современной молодёжью.

ШКОЛЫ РОССИИ

И, конечно, родным теплом на меня повеяло, когда мы вошли в кабинет-музей Чингиза Айтматова – огромное спасибо лицею! Ни в одном другом, посещённом образовательном учреждении Татарстана я больше не увидела нигде не то что кабинета Ч. Айтматова, даже портрета: мне показалось, что татарская линия происхождения писателя там никого особо и не трогает. Айтматова ценят как советского и киргизского писателя, любители айтматовского творчества читают, восхищаются, плачут над страницами его книг, считая его самобытным национальным писателем советской литературы наряду с такими писателями как Олесь Гончар, Фазиль Искандер, Василь Быков… Чувствуется, что над созданием этого кабинета-музея трудились учителя и ученики, знающие и любящие творчество Ч.Айтматова. В кабинете можно ознакомиться с информацией о жизненном и творческом пути писателя, много фотографий, сменная выставка рисунков и иллюстраций по произведениям нашего любимого писателя. Особенно меня поразило множество проектных работ по произведениям Ч.Айтматова и их тематика.

Одним из методов музейной работы в лицее является перфоманс. Путём перфоманса «мёртвые» предметы музея интегрируются в живую сегодняшнюю жизнь. Силами детей, переодеванием в одежду минувших времён, разыгрыванием различных ситуаций достигается эффект «вживания» учеников и посетителей музея в ту или иную историческую эпоху. Части перфоманса могут быть стабильными (манекены, одетые в одежду той или иной эпохи) и сменными, подвижными (дети в период экскурсии устраивают перфомансы – сценки с героями). Конечная цель всех музеев лицея – сохранить Память, просвещать учащихся и всех посетителей о давно минувших делах, воспитывать в них этнокультурную составляющую.

 О статусе учителя

О фигуре и статусе учителя… Конечно, как и у нас, в Татарстане есть постоянные вакансии. Работа учителя тяжёлая везде, требует много интеллектуальных и психо-эмоциональных сил. Как же в России мотивируется труд учителя? Выше я уже отмечала, какие новшества введены и будут вводится в 2023 году в поддержку учителя. На примере лицея №121 хотелось бы более конкретно показать степень заботы государства об учителе и о школе вообще. Есть множество различных грантов в области образования, и если школа активна, она может выиграть не один большой грант на самые разные цели. Так же есть президентские гранты для всех успешных учителей в сумме 200 000 рублей. Заработная плата учителя состоит из: часовая нагрузка (ставка 18 часов) + классное руководство + ежемесячные надбавки со школьного зарплатного бюджета + ежеквартальные премии от государства. Ежемесячные надбавки бывают до 5000 р., ежеквартальные премии – от 3000 р. до 10000 рублей. За классное руководство учителя получают 8000 р.

Также предусмотрены гранты от Министерства образования и науки в сумме 100 000 рублей; достойных учителей критериально и на основе конкурсов МОиН РТ определяет само. В лицее № 121 есть учителя, получающие такие гранты.

Как же работает в лицее система премирования? От бюджета заработной платы школы 2% можно направлять на ежемесячное премирование учителей. Но премии получают, конечно, не все. А только те, кто заслужил. Для справедливого начисления премий в лицее существует матрица «Критерии успешности учителя». Сначала каждый учитель сам заполняет эту матрицу, ставит себе оценку, подтверждая её доказательствами собственных успехов или успехов своих учеников: грамоты, дипломы, статьи, сертификаты. Победы школьного, городского, республиканского и иных масштабов оцениваются в разное количество баллов от 3 до 10. Затем с критериями успешности этого учителя работает завуч, проверяет все документы и подтверждает поставленный балл или выводит свой балл. Затем подсчитывается общий балл по школе. Например, за прошедший месяц по школе получилось 1200 баллов. Производятся расчёты – сколько стоит 1 балл и после этого проставляются суммы премий для каждого учителя. Все разные получаются ежемесячные премии. Вопросом премирования и расчёта размера премий занимается профсоюзная организация лицея.

 Рейтинг школ

Так же, как и у нас в Бишкеке, выводится рейтинг лучших школ. За основу берутся победители олимпиад, международных конкурсов, золотые медалисты, результаты по ЕГЭ и количество выпускников, поступивших в высшие учебные заведения. В 2022 году в российском рейтинге лицей № 121 имени С.Ахтямова г.Казань назван как одна из лучших школ Республики Татарстан по поступлению выпускников в ведущие вузы России.

ШКОЛЫ РОССИИ

Весь огромный труд по мотивации педагогического коллектива, по созданию духа сплочённости с учащимися, учителями, родителями, с вышестоящими инстанциями проводится директором лицея – Афонской Валентиной Александровной. Это умный и чуткий человек, смелый и креативный руководитель, задорная и красивая женщина! В городе, который напичкан школами, университетами, академиями, институтами, в городе, в котором главный конёк – это образование, вывести школу на такой высокий уровень может только тот человек, который искренне любит свой труд, людей, с которыми работает и которых учит. Тот человек, для которого школа – это судьба.

Закончить свою статью, мне хотелось бы светлыми, жизнерадостными строками из стихотворения Ильи Тарасова. Это выпускник лицея № 121, золотой медалист, а ныне молодой талантливый поэт и учитель русского языка и литературы в родном лицее:

«…Нет причины для несчастья,

   Полно груз в душе носить!

   Распрощаемся с ненастьем

   Станем полной жизнью жить!»

(«Откровение», стр. 12, Тарасов И.А., 2021, издательство Казанского университета)

P.S. Надеюсь, что моя работа «Школы России» будет полезной для педагогов и руководителей школ нашей республики.

Аида Давлетова, учительница русского языка

ШГ №63 им.Ч.Айтматова,

лауреат Международной премии им.Чынгыза Айтматова

Поделиться

Комментарии