«ОКУУ КЕРЕМЕТ!» – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КЫРГЫЗСТАНА

  • 16.04.2021
  • 0
«ОКУУ КЕРЕМЕТ!» – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КЫРГЫЗСТАНА

Проект USAID «Окуу керемет!» – это пятилетний проект, который начал свою деятельность 1 ноября 2019 года и направлен на улучшение результатов обучения чтению и математике в начальных классах. Проект реализуется в рамках Меморандума о взаимопонимании, подписанном Министерством образования и науки Кыргызской Республики и USAID в августе 2020 года.

Проект охватывает своей деятельностью 1687 или 75% общеобразовательных школ в стране: это более 13 500 учителей начальных классов, 5 000 администраторов школ, специалистов Рай\ГорОО и школьных библиотекарей. В конечном итоге, более 300 000 учащихся начальных классов по всей стране смогут улучшить свою математическую и читательскую грамотность, которая является залогом успешности обучения в средней школе.
1687 целевых школ были согласованы и утверждены Приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики (№708/1 от 8 сентября 2020 года).

Карта: охват школ по регионам

«ОКУУ КЕРЕМЕТ!» – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КЫРГЫЗСТАНА

Цель 1.
Улучшение качества обучения чтению, счету и математике.

В рамках данного компонента разрабатываются и реализуются в целевых школах программы повышения квалификации учителей начальных классов по чтению, письму и математике.
Проект разработал в течение первого года деятельности пять тренинговых модулей по чтению и письму для учителей начальных классов. Эти материалы строятся на базовых модулях, разработанных предыдущими проектами USAID в Кыргызстане «Читаем вместе» (2013-2017 гг.) и «Время читать» (2016 -2020 гг.). Планируется, что более 15 000 учителей начальных классов и школьных библиотекарей пройдут обучение в онлайн и офлайн форматах по пяти модулям в течение 2021 года. Для реализации обучения и методической поддержки учителей проект подготовил более 350 национальных тренеров, которые в настоящее время проводят онлайн обучение, посещают уроки, предоставляют обратную связь, используя электронное приложение, разработанное в рамках проекта.
С января 2021 года проект USAID «Окуу керемет!» начал серию тренингов для учителей 1687 целевых школ проекта по интегрированному обучению чтению и письму в начальной школе, которая состоит из пяти модулей: «Применение дифференцированного обучения в начальной школе», «Интегрированное обучение предмету и языку», «Использование детской книги в начальной школе», «Творческое письмо в начальной школе», «Повседневное письмо в начальной школе».
Данная программа повышения квалификации прошла экспертизу и утверждена учебно-методическим объединением Респуб-
ликанского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики (от 14.10.2020 г.) в объеме 72 часов, включая тренинги и межсессионный практикум на базе школ. Учителя по завершении обучения получат совместный сертификат РИПК и ППР МОиН КР и Проекта.
Программа обучения направлена на улучшение навыков чтения и понимания прочитанного, творческого и повседневного письма среди учащихся младших классов с использованием дифференцированного подхода. Также учителя и администраторы будут обу-чены использованию электронных приложений для формативного оценивания и наблюдения уроков.
Согласно приказа МОиН КР (№20/1 от 14 января, 2021 г.) тренинги до конца текущего учебного года идут в дистанционном формате на базе платформы Moodle (подробнее далее). На данный момент более 17 000 учителей и школьных библиотекарей проходят обучение в дистанционном формате. Дистанционные тренинги продлятся до конца учебного года, в следующем году планируется завершение программы по интегрированному обучению чтению и письму в начальной школе в течение августа-декабря 2021 года в традиционном формате.
Также проект разработал программу повышения квалификации для учителей начальных классов по методике обучения математике. Программа состоит из десяти модулей, в настоящий момент они пилотируются в 30 школах г. Бишкек и Чуйской области. После пилотирования и финализации эти тренинговые модули пройдут процедуру утверждения в РИПК и ППР при МОиН КР для последующего обучения учителей. С января 2022 года проект совместно с РИПК и ППР начнет повышение квалификации учителей начальных классов по методике обучения математике.
Эффективность тренингов и использование предложенных стратегий обучения на уроках во многом зависят от методической поддержки и наставничества в школах. Проект планирует летом 2021 года обучить администраторов школ и Рай/ГорОО, а также руководителей ШМО методам и техноло-
гиям методического сопровождения: разрабатываются электронные приложения по менторингу, которые можно будет использовать для наблюдения урока и предоставления обратной связи учителю. Каждая школа и Рай/ГорОО получит планшет с полным пакетом приложений и материалов. Одно из приложений будет предложено для скачивания всеми учителями – приложение по формативному оцениванию навыков чтения и математики, в котором будут электронные формы оценивания, обработки и анализа результатов для быстрого получения информации о навыках учеников и использования ее для планирования следующих шагов в обучении и дифференциации обучения.
В целях оказания поддержки МОиН КР в процессе разработки и обновления образовательных стандартов, в апреле 2021 года создана рабочая группа, которая в настоящее время, под эгидой КАО, работает над дорожной картой и руководством для разработчиков предметных стандартов. Далее будет проведена серия рабочих семинаров для разработки предметных стандартов для начальной школы.

Цель 2.
Улучшение формальной и неформальной среды обучения

Проект начал работу со школами, родительским сообществом, общественными и школьными библиотеками с целью популяризации чтения, поддержания интереса к книге, информированию о значимости формирования базовых читательской и математической грамотности в начальных классах. В школах будут проводиться различные мероприятия, такие как фестивали книги, чемпионаты по математике, исследовательские командные проекты, книжные клубы, каникулярные лагеря чтения и счета и т.д., в организации которых будут принимать участие учителя, школьные библиотекари и родители. Так, в апреле пройдут мероприятия, приуроченные ко Всемирному дню книги, который празднуется 23 апреля. Школьные библиотекари целевых школ активно принимают участие в тренингах проекта и инициируют проведение внеклассных мероприятий на базе школ для привлечения детей начальных классов к чтению. Мы сотрудничаем с РБДЮим. К. Баялинова и с общественными библиотеками в регионах, на базе которых также происходят интересные мероприятия для детей и взрослых.

«ОКУУ КЕРЕМЕТ!» – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КЫРГЫЗСТАНА

Для повышения доступности и качества материалов для чтения проект разработает около 1500 наименований детских книг на кыргызском, русском, узбекском и таджикском языках и будет повышать потенциал авторов и иллюстраторов. Начиная с июня 2020 года было привлечено около 45 авторов и иллюстраторов для адаптации и создания новых детских книг, соответствующих возрасту и уровням развития навыков чтения младших школьников. На данный момент адаптировано и разработано 335 книг, которые утверждены МОиН КР. Книги будут распространяться в электронном и печатном формате в школы и библиотеки. В сентябре 2020 года проект уже передал комплект детских книг, разработанных проектом USAID «Время читать» (45 наименований, 285 000 экземпляров) в 1065 школьные и 83 общественные библиотеки.
Для повышения качества издания детской литературы, в рамках проекта совместно с Министерством культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики (МКИСМП КР) разрабатывается стандарт издания детской книги. Разработка данного документа продиктована необходимостью внедрения единых требований к качеству издаваемых детских книг в стране и требует вовлечения издательств, авторов и иллюстраторов и других стейкхолдеров.

Цель 3.
Укрепление системы начального образования

Проект работает в тесном партнерстве со структурами Министерства образования и науки, а также с Министерством культуры информации и молодежной политики по вопросам планирования, реализации и институционализации обучающих программ и материалов, так как только партнерский подход обеспечивает эффективность внедрения и устойчивость результатов (схема
ниже).
Создан и действует при МОиН КР Комитет по функциональной грамотности – площадка для координации и партнерства различных инициатив в области начального образования. С начала пандемии проект поддержал разработку 1500 телеуроков для начальных классов. Были проведены исследования по инклюзивному образованию и гендерным аспектам для последующего использования рекомендаций в процессе разработки материалов тренингов и детских книг.
Проект «Окуу керемет!» продолжает свою работу в партнерстве с МОиН КР и надеется на сотрудничество и поддержку со стороны учителей, директоров школ, Рай/ГорОО, областных методических центров при реализации работы на местах. Потому что только совместными усилиями мы сможем повысить качество образования в наших школах!

«ОКУУ КЕРЕМЕТ!» – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КЫРГЫЗСТАНА

А ВЫ уже прошли дистанционный курс проекта «Окуу керемет!»?

Одной из основных целей проекта «Окуу керемет!» является повышение качества обучения чтению и математике в начальной школе. Для достижения данной цели проект оказывает техническую и программную поддержку Министерству образования и науки Кыргызской Республики в укреплении системы повышения квалификации и непрерывного профессионального развития учителей.
В течение 2020 года командой проекта в тесном сотрудничестве с представителями МОиН, РИПКиППР, КАО, ведущими кыргызстанскими экспертами в сфере образования и педагогики и школьными учителями разрабатывались курсы повышения квалификации учителей начальных классов. Так, курс повышения квалификации (72 часа) «Дифференцированное и интегрированное обучение чтению и письму в начальной школе» включает в себя пять модулей по чтению и письму, а именно:
(1) Применение дифференцированного обучения в начальной школе;
(2) Интегрированное обучение предмету и языку;
(3) Использование детской книги в начальной школе;
(4) Творческое письмо в начальной школе;
(5) Повседневное письмо в начальной школе.
Все эти модули были разработаны на кыргызском и русском языках и переведены узбекский и таджикский языки.
Пандемия COVID-19 внесла определенные коррективы в планы проекта: было принято решение о переводе курса «Дифференцированное и интегрированное обучение чтению и письму в начальной школе» в комбинированный формат обучения (blended learning). Часть разработанных модулей («Использование детской книги в начальной школе», «Творческое письмо в начальной школе» и «Повседневное письмо в начальной школе») были перенесены на платформу Moodle для дистанционного обучения, которая уже на протяжении нескольких лет используется Рес-публиканским институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических работников (РИПК и ППР при МОиН КР).
Обучение проводилось на двух языках обучения – русском и кыргызском, по каскадной схеме в несколько этапов. В обучении приняли участие и участвуют три основные группы: (1) мастер-тренеры; (2) национальные тренеры; (3) учителя, руководители школьных методических объединений, школьная администрация, библиотекари и методисты районных/ городских отделов образования.
1) В январе 2021 года прошли тренинги для 36 мастер-тренеров в традиционном офлайн режиме.
2) Далее, мастер-тренеры обучили 358 национальных тренеров в каждой из областей страны. Национальные тренеры организуют и координируют обучение учителей начальных классов по дистанционному курсу, включая проведение зум-встреч, а также выступают в роли ментора/наставника, проводя наблюдения уроков в школах и предоставляя обратную связь.
3) Обучение учителей начальных классов и школьных библиотекарей 1687 целевых школ проекта началось 13 февраля по модулю «Использование детской книги в начальной школе» на обучающей платформе Moodle. В данном тренинговом модуле были представлены понятия «детской литературы» и «детской книги», рассмотрены темы: а) важность введения детской книги в учебный процесс в начальной школе на уроках по разным предметам; б) разнообразие типов детской книги; в) возможности применения детских книг на уроках чтения и письма, математики, родиноведения и других предметах; г) стратегии, с помощью которых учителя смогут интегрировать детские книги в учебный процесс. Обучение по данному модулю завершено 22 марта. С 27 марта открыт доступ к следующему модулю. Всего до июня 2021 года учителя пройдут обучение дистанционно по трем модулям. Обучение по еще двум тренинговым модулям будет продолжено с августа 2021 года в традиционном формате.
До начала дистанционного обучения каждая целевая школа получила напечатанные материалы всех трех модулей, поэтому каждый учитель должен был их получить в своей школе. Один экземпляр модулей должен находиться в школьной библиотеке для использования учителями и библиотекарями в дальнейшем.

«ОКУУ КЕРЕМЕТ!» – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КЫРГЫЗСТАНА
Статистика показала, что более 85% участников курса используют для обучения свои телефоны. Поэтому, для большей доступности платформы дистанционного обучения посредством смартфонов и планшетов проектом было приобретено еще и его мобильное приложение Moodle Mobile. Одним из самых главных и важных преимуществ данного мобильного приложения является офлайн доступ (при отсутствии сети интернета) к уже просмотренным учебным материалам и быстрый доступ к материалам модуля.
На сегодняшний день на дистанционном курсе зарегистрировано более 17 000 учителей начальных классов и библиотекарей целевых школ проекта, которые разделены на более чем 420 обучающихся групп (рис. 1).
Обучение учителей в системе Moodle построено следующим образом: на изучение каждого модуля слушателю курса (учителю, библиотекарю) отводится 4 недели. В течение этого периода участники самостоятельно изучают весь предоставленный материал, выполняют задания, апробируют стратегии обучения в классе, проходят промежуточное тестирование, а каждую субботу тренер-ментор встречается со своей группой по видеоконференции (Big Blue Button приложение), встроенной в платформу Moodle на 1,5-2 часа.

«ОКУУ КЕРЕМЕТ!» – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КЫРГЫЗСТАНА
Весь учебный материал, размещенный в Moodle, построен в той же последовательности, что и в печатном варианте каждого модуля, также дополнен фрагментами видеоуроков по применению стратегий, представленных в модулях. Эти учебные материалы доступны в любое время суток на любом компьютере, смартфоне, планшете, имеющем доступ к интернету, причем можно неоднократно возвращаться к этим материалам. Другая важная особенность Moodle – это необходимость последовательного изучения учебных материалов и выполнения заданий участниками курса: не выполнив тестирование по теме 1, нельзя перейти к теме 2, что позволяет лучше осваивать материал. Каждый тренер может отслеживать индивидуальный прогресс и активность слушателя на платформе. Если в ходе обучения у учителей возникают вопросы, они могут обсудить их либо во время следующей видеоконференции, либо отправить их в форум. Тренер модерирует эту дискуссию, стараясь ответить на эти вопросы. По окончании изучения всех учебных материалов в рамках модуля слушателю открывается доступ к финальному тесту. По результатам финального теста 85% участников успешно завершили обучение по модулю 3 (рис. 2).
Для системы образования Кыргызстана это первый масштабный опыт с таким охватом дистанционным обучением – более 17 000 участников одновременно. Как и в любом новом начинании не следует ожидать каких-либо мгновенных сногсшибательных результатов. В реализации дистанционного формата обучения мы столкнулись с такими проблемами, как
— Очень слабый неустойчивый интернет, особенно в регионах, что приводит к техническим сбоям обучающей системы;
— Отсутствие доступа к школьным кабинетам информатики/компьютерам и интернету;
— Не у всех учителей телефон поддерживает мобильную версию обучающей платформы Moodle;
— На начальном этапе нежелание понимать и принимать новый формат обучения, низкая мотивация к самостоятельному и дистанционному обучению.
Работая в этой системе, практикуясь в ней, наши учителя, (а также и тренеры) осваивают новые дистанционные образовательные технологии, что является требованием современной жизни, значительно улучшают свои цифровые навыки. В будущем применение данной платформы системой непрерывного профессионального развития и повышения квалификации учителей предоставит гибкость в обучении, что позволит им сформировать индивидуальную программу обучения, наполненную теми курсами наиболее важны для изучения и ведения учительской деятельности. Также, стоит отметить, что преимущество дистанционного формата обучения является большой охват и экономичность.

Платформа Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) достаточно давно известна в университетской среде и является одной из популярных в мире систем как для дистанционного онлайн, так и для традиционного обучения. Moodle находится в открытом доступе и имеет широкие возможности для коммуникации, поддерживающая обмен файлами и информацией как между преподавателем и слушателями курса, так и между самими слушателями, позволяет загружать видео-лекции, обучающие видеофрагменты, тестовые задания и многое другое. Раздел «Форум» в данной системе дает возможность организовывать учебное обсуждение вопросов по определенной тематике, причем в режиме реального времени. К сообщениям в форуме можно прикреп-лять файлы любых форматов.

 

Поделиться

Комментарии