НОВЫЕ РЕАЛИИ ТРЕБУЮТ НОВЫХ ЛИДЕРОВ

  • 12.07.2022
  • 0
НОВЫЕ РЕАЛИИ ТРЕБУЮТ НОВЫХ ЛИДЕРОВ

Впервые за тридцать лет лед тронулся в важнейшем вопросе —  в подборе и отборе руководителей школ, отвечающих современным требованиям. Министерство впервые пытается изменить коррупционную и бюрократическую систему назначения директоров, заменив ее конкурсным отбором. Сегодня страна нуждается в обновлении содержания образования, в подготовке учителей новой формации, в поиске эффективных решений в управлении школой.

 

Реформа, конечно же, касается каждого участника образовательного процесса, которая будет реализовывать задачи, отмеченные в Государственном образовательном стандарте школьного общего образования. И кто, как не директор должен быть во главе изменений школе. Поэтому со стороны Министерства образования и науки планируется обучение директоров основам менеджмента, критическому мышлению, финансовой грамотности и тому, что поможет им в эффективном управлении школой. Роль директора в школе очевидна, они отвечают за моральное и физическое состояние всех учеников, учителей, пока идут занятия. То есть всегда было что директор — это педагог, психолог управленец, экономист, стратег. Он, как и всегда, должен постоянно развиваться, совершенствовать деятельность учителей, эффективно взаимодействовать с учащимися, родителями и сообществом во благо развития школы, — сказал заместитель министра Уланбек Мамбетакунов.

НОВЫЕ РЕАЛИИ ТРЕБУЮТ НОВЫХ ЛИДЕРОВ

На итоговой Коллегии Министерства образования и науки Кыргызской Республики за 2021 год, состоявшейся в феврале 2022 года, рассмотрен впервые проведенный Рейтинг эффективной деятельности районных и городских отделов/управлений образования республики. По результатам Рейтинга районные и городские отделы образования с самыми слабыми показателями совпали с теми, у кого фиксировались самые низкие показатели образовательных достижений учащихся.

Конечно, качество образования в школе зависит от множества факторов, но если учитель – это стержень всей системы образования, то директор – это стержень школы, от которого, в первую очередь, зависит результат ее деятельности.

Руководитель общеобразовательной организации – не только педагог, но и менеджер управленческих, кадровых, финансово-хозяйственных и организационных вопросов. Роль руководителя общеобразовательной организации также предполагает разрешение конфликтных ситуаций и заботу о психологическом климате в коллективе.

Если бы вопрос стоял только в том, чтобы сменить директоров, занимающих свою должность более 20 лет, то конкурсное назначение касалось бы только 6,3% директоров. Например, из 2177 государственных и муниципальных директоров школ 55,7% директоров работают в течение последних пяти лет.

Согласно,  Типового положения об общеобразовательной организации, утверждённого от 12 сентября 2011 года № 541, где указано, что директором назначается гражданин Кыргызской Республики не старше пенсионного возраста, имеющий высшее образование и педагогический стаж работы не менее семи лет.

Однако, кризис качества преподавания в школе настолько глубок, что новые критерии и процедуры отбора директоров школ должны касаться всех государственных и муниципальных школ республики, которыми управляет государство. Любой желающий, в том числе, действующий директор имеет право участвовать в конкурсе на должность директора любой школы в республике.

НОВЫЕ РЕАЛИИ ТРЕБУЮТ НОВЫХ ЛИДЕРОВ

 

Качество образования – показатель работы

Образовательные достижения учащихся школ республики стали снижаться, и данная тенденция вызывает все больше нареканий со стороны общества.

Первым звонком были самые низкие из всего перечня стран, результаты школьников Кыргызстана, участвующих в Международном исследовании по функциональной грамотности PISA в 2006 году, которые повторились в 2009 году. Можно было бы говорить о том, что международные исследования не измеряют степень освоения школьной программы Кыргызской Республики. Однако, Национальное оценивание образовательных достижений учащихся (НООДУ), проводимое независимым агентством тестирования в 2007, 2009, 2014, 2017 и в 2021 году, только подтверждало базовые результаты PISA. Мало того, предварительные данные НООДУ-2021 показывают дальнейшее снижение качества школьного образования, особенно заметна отрицательная динамика по г. Бишкек.

Результаты тестирования выпускников – претендентов на аттестат особого образца «Алтын Тамга» также показывают усугубляющийся кризис с качеством школьного образования.

Так, в 2022 году из 2232 претендентов смогли подтвердить свои знания только 80 человек или 3,7%. Хотя, безусловно, одной из причин является отрицательное влияние пандемийного периода.

Результаты тестирования  по областям показывают недостаточный уровень освоения программного материала учащимися общеобразовательных школ.  Средний балл ОРТ, который более или менее  стабильно рос по одному баллу в год, в 2021 году показал, что всего за одну четверть дистанционного обучения, выпускники потеряли показатели за целых три года (если в 2019 году средний балл ОРТ составлял 123 балла, то в 2021 и в 2022 годах только 120).

Введенная аккредитация школ республики также показывает, что за период с 2017 по 2022 годы прошли «условную аккредитацию» (то есть успеваемость учащихся составила менее 40%) — 727 школ республики. Из них, дважды не прошли аккредитацию 108 школ, еще 38 школ после двух «условных аккредитаций» получили отказ в аккредитации вообще.

НОВЫЕ РЕАЛИИ ТРЕБУЮТ НОВЫХ ЛИДЕРОВ

Важно создать правильный механизм отбора руководящих кадров

Новый механизм достаточно простой, прозрачный и исключает человеческий фактор, что является основой борьбы с коррупцией.

Первая отличительная черта нового механизма в том, что претендент на должность директора самостоятельно загружает на сайт МОН КР пакет документов для участия в конкурсе. И в этом случае, кандидат не зависит ни от органов образования, ни от местных органов власти. Ему не нужно никуда идти, с кем-то договариваться, использовать связи. В пакет документов будет также входить эссе в виде стратегического плана развития школы минимум на 5 лет. И в случае победы, кандидат будет реализовывать именно свою стратегию.

Вторая отличительная черта – это полностью автоматизированное тестирование, которое кандидаты будут сдавать на базе областных государственных вузов. Аудитории будут оснащены режимом видеонаблюдения с трансляцией в режиме реального времени (а также под запись), а результаты теста будут моментально выдаваться на руки кандидатам.

В тесты включены такие темы как управленческий менеджмент, педагогика, психология, IT-технологии на уровне пользователя, конфликтология и нормативные правовые акты в сфере образования.

До официального теста каждый сможет пройти на сайте МОН КР пробные тесты.

Директором школы будет назначаться тот кандидат, который наберет максимальное количество баллов. Остальные претенденты, набравшие баллы выше порогового, будут зачисляться в резерв кадров данного района или города.

В настоящее время тесты проходят апробацию, чтобы они были валидны и надежны, и чтобы любой претендент, обладающий достаточным знаниями и опытом, успешно прошел тестирование.

Единственная цель всей этой работы — обеспечение учебных заведений кадрами высокого качества, с тем, чтобы преподавание в школах осуществлялось на должном уровне.

 

 

Кто такой директор школы?

Директор школы – это госслужащий, должностное лицо, чиновник, юридическое лицо, муниципальный служащий, педагогический работник.

Современный директор школы должен иметь не только профессиональные компетенции, которые позволяют ему быть эффективным руководителем, но и личные качества, такие как стрессоустойчивость, упорство и настойчивость, уравновешенность, доброжелательное отношение к людям, уверенность в себе.

Успешный директор школы – это хороший психолог, человек высокой морали, сильная и творческая личность; человек постоянно развивающийся, совершенствующийся, предъявляющий себе жёсткие требования. Только такой человек имеет право управлять людьми, образовательным процессом; может добиться желаемых результатов.

Что для этого нужно?

*личный профессиональный и карьерный рост директора школы;

*управление персоналом школы;

*управление производством.

Человек, облечённый властью, не может позволить себе:

*потерять ее – власть можно только усилить, построив ещё более высокую карьеру  или отпустить, т. е. вовремя уйти и уступить место другим;

*использовать власть вовред людям – именно власть должна делать человека человеком;

*бояться власти других – надо просто никого не бояться;

*прятаться за спины исполнителей – за их спины можно встать лишь в одном случае: когда надо последним уйти с тонущего корабля;

*управлять людьми с позиции «я – начальник, ты — дурак» — иначе наступит день, когда станешь сам себе начальник и сам себе дурак;

*приходить на работу с опозданием – зарвавшийся начальник имеет не власть над подчинёнными, а страх перед ними, который он прикрывает наглостью;

*плохо выглядеть – эффектный внешний облик успешного руководителя не прихоть имиджа, а суровая необходимость.

Это в идеале, но все ли руководители школ соответствуют этим требованиям? Конечно, абсолютно идеальных людей не бывает, но руководитель должен придерживаться норм.

НОВЫЕ РЕАЛИИ ТРЕБУЮТ НОВЫХ ЛИДЕРОВ

О наболевшем

Зайдя в социальные сети, невозможно не обратить  внимание  на многочисленные посты учителей, и об учителях. Но в данный момент весьма популярен вопрос о конкурсе директоров школ, руководителей образовательных организаций и учреждений. Есть избитая фраза «Кадры решают всё», а сейчас хочется добавить «Компетентные руководящие кадры…». Кадровая политика во времена советского союза предполагала структуру продвижений по комсомольской, партийной линиям, а также назначений резервных кадров. Сейчас эта схема изжила себя, и уже много лет идет конкурсный отбор кадров.

Недоверие к конкурсному отбору имеет место быть, так как в своё время, у многих представителей конкурсной комиссии очень инертно появлялись «родственники» или, на худой конец, «благодарственные толстые конвертики», которые мигом решали «кадровую головоломку».  Решение назначения руководителей местным самоуправлением повлекло за собой образование негласной, слаженной системы выбора и назначения руководителей районных отделов образования и директоров школ, о ставках и тарифах которых говорят среди населения как должное. Все государственные и муниципальные служащие проходили конкурсные процедуры, участвовали в тестировании, оценивались по системе KPI, и только в системе школьного образования ничего не менялось.

Послужной список многих директоров школ, лицеев, колледжей, внешкольных учебных организаций города Бишкек очень богат, насыщен, интересен. А знаете в чём основной секрет –  секрет в коммунистической закалке, которая очень помогла выжить во времена распада союза. Многие почтенные директора школ сегодняшнего города – бывшие комсомольцы и партийные работники, оставшиеся без союзного руководства, но с его воспитанием. Надо отдать должное, что многие школы смогли избежать разрушений, и преобразиться в гимназии и лицеи, некоторые выбрали специализированные уклоны. Этот заведенный механизм работал как часы, по инерции, по тем же правилам, по тем же программам, по тем же учебникам долгое время. И неизменными штурманами оставались те самые комсомольцы. Но с тех пор прошло почти 40 лет, и многие директора уже давно перешли в пенсионный возраст, однако не желают расставаться с насиженными местами. Как это называть: стабильность или консерватизм?

А.Асаналиева « Кут Билим»

Поделиться

Комментарии