«НЕ ПРОДЛЕВАТЬ, А ПОДТЯНУТЬСЯ К МИРОВОМУ УРОВНЮ». КЫРГЫЗСТАН ПЕРЕХОДИТ НА 12-ЛЕТНЮЮ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ

  • 18.03.2024
  • 0

Кабинет министров Кыргызстана принял решение о поэтапном переходе системы среднего общего образования на 12-летнюю модель.

Это наиболее важная часть государственной программы трансформации образования, объявленной Министерством образования и науки КР.

Ранее этот вопрос был рассмотрен на заседании с участием Президента, и Садыр Жапаров решительно поддержал его. Теперь эта инициатива должна найти поддержку в Жогорку Кенеше и в обществе.

«НЕ ПРОДЛЕВАТЬ, А ПОДТЯНУТЬСЯ К МИРОВОМУ УРОВНЮ». КЫРГЫЗСТАН ПЕРЕХОДИТ НА 12-ЛЕТНЮЮ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ

Для этого очень важно, прежде всего, донести до людей правильную информацию. В течение двух лет шла дискуссия  по этому вопросу и, как  известно, наиболее ярыми противниками нововведения выступили депутаты  Жогорку Кенеша. Выступали они против, не вникая в сущность и масштабы проблемы, аргументируя свои выступления тем, что, мол,  зачем продлевать учебу на 12 лет, когда денег не хватает на нынешние 11 лет.

«В корне неверно считать, что учебный год в средней школе продлевается на один год и будет 12 летним!»,- написал в Фейсбуке заместитель Председателя Кабинета Министров Эдиль Байсалов.

«Мы просто убрали начальный год подготовки к школе (нулевой класс). Место нулевого класса займет 1-й класс и, соответственно изменится количество лет обучения. В средней школе учебный цикл займет 12 лет. Это потому, что почти все страны мира используют такую систему, особенно развитые страны. Чтобы стать частью мирового образовательного пространства мы обязаны внедрить эту систему образования. Это нужно еще и для того, что у наших детей не было преград для обучения за рубежом”.

По словам официальных лиц, путь перехода на 12-летнюю модель обучения достаточно хорошо проанализирован, и речь идет о достоверном информационном сопровождении и четкой реализации идеи, суть которой – действующие подготовительные классы (нулевые) называются первым классом, а остальные автоматически повышаются вместе. Дети начинают ходить в школу с шести лет и  стопроцентно вовлечены в процесс образования. В 6-9 классах значительное внимание будет уделено функциональной грамотности – формированию умений, навыков для решения жизненных ситуаций.

Основным направлением 10-12 классов, с одной стороны, станут специализированные школы (физико-математический уклон, лингвистика, программирование), с другой – профессиональное обучение (портной, повар, плотник, гостиничный сервис).

Министр образования и науки Догдургуль Кендирбаева заявила, что Кыргызстан готов перейти на новую школьную модель.

«Готовность к нововедению есть в каждой школе. В настоящее время в нулевых классах обучается свыше 100.000 детей и для выплаты заработной платы учителям в  государственном бюджете предусмотрено 800.000.000 (восемьсот миллионов). Кроме этого из бюджета мэрии города Бишкек выделяется учителям для  оплаты труда 12 млн. 400 тыс. сомов. Во всех дошкольных учреждениях Кыргызстана независимо от их формы собственности действует программа подготовки к школе. Поэтому 157 000 детей, поступающих в первый класс, переступают порог школы с 80% -готовностью. 12-летнее образование позволит обеспечить равные возможности для обучения оставшихся 20% первоклашек», – написала министр образования на своей странице в социальных сетях.

Если Кыргызстан не сможет модернизировать систему среднего общего образования, то он не сможет встать на путь развитых стран. Потому что из 193 стран-членов ООН 150 перешли на двенадцатилетнее образование. В том числе в соседних с Кыргызстаном странах — Казахстане и Узбекистане. Внедрение 12 летнего образования  открывает более широкие возможности для учащейся молодежи нашей страны.

Реакция общественности на четкое разъяснение министром основных направлений модернизации  системы образования нашло понимание  среди общественности.

«Прекрасно, что выступаете с разъяснениями нововведений. Ведь известно, что эта инициатива ранее не нашла поддержки, потому что, во-первых, она была неправильно истолкована населением, а во-вторых, законодатели не до конца вникли в суть новшества. Преобразовать подготовительные классы в 1-классы  это веление времени. Очень своевременное решение», — написал в Фейсбуке Улан Турсунов из Нарына.

«Поддерживаю. Ничего не изменится, тот же возраст, только нулевой класс будет считаться первым классом»,-написала преподаватель Кыргызского национального университета Рапия Исаева.

«О введении 12 –летнего обучения говорят с 2021 года. Я даже, в свое время, написала пост в поддержку этой идеи, с соответствующими разъяснениями, но тогда я подверглась жесткой критике. Оказывается, те, кто не хочет понимать и не старается понять. Среди противников новшества были некоторые родители. В их интересах, оказалось,  было, чтобы дети проводили в детском саду весь день, и они не утруждали себя сопровождением детей в школу в 1-й класс. Парадокс. Словом, любое новшество вызывает сопротивление. Однако, большинство здравомыслящих людей правильно понимают и поддерживают необходимость модернизации образования».

«НЕ ПРОДЛЕВАТЬ, А ПОДТЯНУТЬСЯ К МИРОВОМУ УРОВНЮ». КЫРГЫЗСТАН ПЕРЕХОДИТ НА 12-ЛЕТНЮЮ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ

«Алтын казык» – четкий вектор развития

Министр образования и науки намерена модернизировать систему образования страны и привести её в соответствие с требованиями нынешней быстро меняющейся эпохи. В недавно анонсированной программе  «Алтын казык» были рассмотрены основные направления этих изменений.

Это переход на 12-летнюю систему обучения, решение проблемы учебников в течение двух лет, увеличение охвата детей дошкольным образованием до 40% в этом году, обновление содержания школьного образования, внедрение передовых мировых образовательных практик. В сфере профессионального образования также стоит задача подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда и качественного изменения содержания и технологии образования.

Представители научного сообщества уже давно обсуждают перевод школьного образования на двенадцатилетнюю модель и видят в нем насущную необходимость. Так, заведующий лабораторией социально-гуманитарного образования Кыргызской академии образования М.К.Иманкулов недавно опубликовал в газете” Кут Билим » разработанную им концепцию перехода на 12-летнюю модель.

«В XXI веке – в условиях высокотехнологичного информационного общества, для экономического и социального развития государства необходимо повышение качества человеческого потенциала, уровня образования и культуры населения. Для вхождения Кыргызстана в мировое образовательное пространство, приведения отечественных образовательных стандартов в соответствие с нормами мирового сообщества необходимо сделать продолжительность общего среднего образования не менее 12 лет. Полный охват 6-летних детей школьным обучением позволяет им максимально использовать психологические возможности ребенка для полноценного развития”, — говорит Мурат Иманкулов.

Переход на 12-летнее образование позволит более полно учесть интересы, потребности и возможности учащихся и рационально перераспределить учебный материал по уровню образования, создать благоприятные условия для индивидуального обучения.

Кроме того, создаются экономически выгодные возможности для молодых людей в возрасте 17-18 лет, которые не всегда могут найти работу в условиях всё возрастающей конкуренции на рынке труда.

Реализация плана модернизации образования также может помочь сократить количество общеобразовательных предметов в колледжах и высших учебных заведениях, позволив им уделять больше времени на изучение специальных дисциплин.

«НЕ ПРОДЛЕВАТЬ, А ПОДТЯНУТЬСЯ К МИРОВОМУ УРОВНЮ». КЫРГЫЗСТАН ПЕРЕХОДИТ НА 12-ЛЕТНЮЮ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ

Звезды «шоу — образования»  и спекуляции 

Профессор Ошского государственного университета Маккамбай Мамаюсупов отметил, что, несмотря на непонимание сущности образования, являющегося стратегической государственной отраслью, происходят попытки отдельных «знатоков образования» вкупе с некоторыми политиками от имени всех работников образования устраивать шоу, спекулируя на данном вопросе и преследуя свои корыстные интересы.

«В ходе реформ школьного образования в годы независимости учебные предметы решались не в соответствии с потребностями учащихся и общества, а в соответствии с доминирующими голосами в спорах о взаимном распределении запланированных часов в педагогической сфере и влиянием уличных объединений и охлократов, намеревавшихся вмешиваться в общественные настроения и политику. В результате вопрос о том, принесут ли эти предметы пользу будущей жизни учащихся, оставался нерешенным».

«Мы знаем, что наш президент, который лично принимает на себя ответственность за судьбу страны, своими решениями доказывает, что необходимо искоренить проблемы, возникающие во всех сферах, и решить их таким образом, чтобы они не могли быть возрождены. Поэтому данный проект необходимо вывести из плоскости, где идет борьба за классные часы и спекуляции политических игроков,  в орбиту научно-технического прогресса, который стимулирует использование современных технологий, взращивание талантливых учеников, реальное развитие экономики страны”,-говорит Маккамбай Мамаюсупов.

Резюме

Чтобы осуществить переход к 12-летней модели образования предстоит сделать очень большой фронт работ. Прежде всего, необходимо внести дополнения в Закон КР «Об образовании» и разработать соответствующие нормативные правовые акты. Соответственно разработать государственный (национальный) стандарт 12-летнего общего среднего образования, пересмотреть предметные стандарты.

Совершенно очевидна необходимость обеспечения учебно-методическими и материально-техническими средствами. В этом плане вселяет оптимизм государственный подход нынышней власти, так как государственная казна увеличиваются и на образование средства идут в полной мере.

Заработная плата учителей впервые выросла на 80-100% в 2022 году. Только в 2023 году было построено 120 новых школ. В настоящее время правительство объявило, что закупит всем учителям специальные ноутбуки, оснащенные со всеми ресурсами образования. Профильное министерство создало издательский дом «Окуу китеби» и  намерено внедрить педагогические технологии Сингапура и Кембриджские стандарты обучения, перевести 46 учебников (физика, математика, химия, биология, английский язык) за три года и адаптировать их к национальным стандартам. Президент в свою очередь поручил Кабинету Министров решить проблему с учебниками в течение двух лет и найти для этого необходимые средства.

 

Кубат Чекиров, «Кут Билим»

Поделиться

Комментарии