НАУЧИТЬ ПЕДАГОГОВ ОБУЧАТЬ ПО НОВОЙ МОДЕЛИ
- 02.07.2025
- 0
В рамках Педагогического семинара-форума, который проходил с 15 по 20 июня 2025 года на Иссык-Куле, Кыргызская академия образования представила участникам ключевые изменения в школьном образовании. Более 800 педагогов со всей страны получили подробную информацию о новом Государственном образовательном стандарте школьного общего образования (далее – ГОС), предметных стандартах с 1-12 классы, новых учебных программах, учебниках/учебно-методических комплексах и обновленной модели перехода на 12-летнее школьное обучение.
Новый ГОС: содержание, структура и ценности
Содержание школьного образования в Кыргызстане формируется на основе ГОС и предметных стандартов. Эти стандарты охватывают учебный цикл с 1 по 12 класс и адаптированы под все языки обучения в школах республики: кыргызский, русский, узбекский, таджикский и дунганский.
Ключевым компонентом содержания являются учебные программы для учителей, которые служат основой для планирования и проведения уроков в течение всего учебного года. Именно они обеспечивают реализацию образовательных целей, ориентиры на образовательные результаты и методическую поддержку педагогов.
Новый ГОС представляет собой важный нормативный документ, который является основанием для: управления качеством образования, социального гарантирования и сохранения единого образовательного пространства, основанием для разработки базисных учебных планов, предметных стандартов, учебных программ, учебно-методических комплексов. «Сердцем» ГОС является Рамка ключевых компетентностей общего образования, компонентами которой являются четыре ключевые компетентности:
* познавательно-деятельностная;
* социально-коммуникативная;
* информационно-цифровая;
* эмоционально-личностная.
Каждая из них включает ключевые навыки XXI века, которые признаны и являются актуальными на уровне ведущих мировых образовательных систем: критическое и креативное мышление, функциональную грамотность, цифровую грамотность, культуру здоровья, эмоциональный интеллект, экологическую грамотность и др.
Модель выпускника 12-летней школы, отраженная в Рамке ключевых компетентностей, построена на национальных ценностях и стратегических государственных документах: «Кыргыз жараны», Доктрине «Национальный дух – мировые высоты», Конституции КР и посланиях главы государства. В центре Рамки – 7 ключевых ценностей: патриотизм, честность и справедливость, ответственность, доброта и сострадание, трудолюбие и добросовестность, бережное отношение к природе и следование принципам устойчивого развития. Эти ценности созвучны с заветами Манаса и отражают духовно-нравственную основу культуры кыргызского народа.
Обновлённая модель перехода: один перескок в год до 2027-2028 учебного года, далее – согласно обновленной Модели перехода.
В соответствии с поручениями и рекомендациями высшего руководства страны была пересмотрена модель перехода на 12-летнее обучение. Цель изменений – сделать процесс перехода максимально понятным и безболезненным для всех участников образовательного процесса.
В 2025–2026 учебном году предусмотрен один перескок: дети, обучавшиеся в подготовительных группах детских садов либо освоившие программу предшкольной подготовки «Наристе», переходят сразу во второй класс.
В 2026–2027 учебном году также предусмотрен один перескок: из пятого класса в седьмой, который сохраняется до 2029-2030 учебного года. Также с 2027-2028 учебного года и до 2030-2031 года планируется перескок после 9 класса в 11 класс (на протяжении 3-х учебных следующих друг за другом учебных годов). Чтобы сохранить целостность учебного материала при перескоках, в новом учебном году пятый класс будет обучаться по интегрированной программе 5+6, включающей содержание пятого и шестого классов на протяжении 4-х, следующих друг за другом учебных годов до 2029-2030 учебного года (не путать с новыми 1 и 2-ми классами стартовавшими с 2025-2026 учебного года).
При интеграции программ особое внимание уделено сохранению «фундаментального ядра» предметов: важнейших тем, которые обеспечивают целостность научной картины мира, преемственность и соответствие содержанию школьного образования, согласованного с «О взаимных признаниях в рамках межгосударственных соглашений СНГ».
На Форуме были проведены специальные сессии, посвященные особенностям содержания 1, 2, 5 и 7 классов.
Внимание было сфокусировано на классах, которые обозначены как ключевые для внедрения новых программ: 1-й, 2-й, 5-й и 7-й классы.
Первый класс:
* Внедрение программы «Наристе» с обновлённым содержанием;
* Подробное планирование каждой четверти: добукварный и послебукварный периоды;
* Введение новых учебников/УМК по математике, естествознанию, русскому языку и чтению;
* Подход, учитывающий возрастные особенности детей.
Второй класс:
* Два вида вторых классов: по 11-летней и по 12-летней системе;
* Новые учебники по математике, естествознанию и, в будущем, английскому языку;
* Для детей, сделавших перескок из нулевого класса во второй класс, предусмотрена адаптационная четверть с возможностью повторения элементов программы 1 класса.
Пятый класс:
* Обучение по интегрированной программе 5+6;
* Сохранение всего содержания шестого класса в новой учебной программе;
* Подготовка к перескоку в седьмой класс в 2026–2027 учебном году.
Седьмой класс:
* Введение новых учебников по предмету «Естественные науки», включая физику, химию и биологию;
* Обзорные материалы и методические рекомендации для учителей по каждому предмету.
Вопросы оценивания: фокус на развитие ученика.
Президент Кыргызской академии образования Назирa Дюшеева также сообщила о предстоящих изменениях в системе оценки учебных достижений учащихся начальных классов.
Согласно 12-летней системе школьного образования, для учеников 1 (6-летки) –2 (7-летки) –3-х (8-летки) классов будет безотметочное оценивание, которое предполагает систему контроля и оценки на содержательно-описательной основе без выставления отметок (существуют техники безотметочного оценивания, которые позволяют отслеживать динамику роста учебных достижений учащихся и мотивировать их на учебно-познавательную деятельность). Эта система ориентирована на развитие личности каждого ученика и предусматривает содержательную обратную связь вместо традиционной балльной шкалы.
«Безотметочное оценивание позволяет сфокусироваться не на отметке, а на процессе обучения, на понимании сильных сторон ребёнка и его индивидуального прогресса», – подчеркнула Н. Дюшеева.
Учителя будут предоставлять развёрнутую обратную связь, отслеживать динамику освоения материала и визуализировать прогресс (через словесное оценивание, цветовые маркеры, игровые элементы, карточки успехов и символы), формировать навыки самоконтроля, самооценки и ответственности. Важнейшей задачей является создание положительной учебной мотивации и уверенности в своих силах и способностях.
Следует отметить, что в 3-х классах, для учащихся, продолжающих обучаться по 11-летней системе, сохранится отметочное оценивание.
Таким образом, в возрастном аспекте, в отношении безотметочного оценивания, по сути, ничего не изменилось: при 11-летней системе 7-летние дети учились в 1 классе, 8-летние – во 2-м, а 9-летние – в 3-м. При 12-летней модели те же возрастные категории соответствуют 2–3-м классам, при введении и 1-го класса, но с новым содержанием и подходами к оцениванию.
Учебные материалы и поддержка учителей
Все новые учебники сопровождаются учебно-методическими комплексами, которые включают:
— Учебник;
— Рабочую тетрадь;
— Методические рекомендации для учителей, в том числе поурочные конспекты.
Это поможет педагогам уверенно работать по новым программам и снизить уровень тревожности, связанный с переходом на новую систему школьного образования.
С.Алпыспаев
Комментарии