КЫРГЫЗСТАН ГОТОВИТСЯ К «PISA-2025»

  • 03.12.2021
  • 0

Объектом международных сравнительных исследований PISA являются 15-летние учащиеся, основными предметами – такие виды грамотности, как читательская, естественнонаучная и математическая грамотность. Исследования проводятся с интервалом один раз в три года и в каждом раунде их фокус меняется. Например, читательская грамотность была фокусом исследований, проведенных в 2000, 2009 и 2018 годах, математическая грамотность – в 2003 и 2012 годах, а естественнонаучная грамотность – в 2006-м и 2015-м годах. Основные предметы предстоящих в 2022 году исследований – математическая, а в 2025 году – естественнонаучная грамотность. С 2012 года в программу PISA внесены дополнительные направления, исследование которых проводилось по желанию стран-участниц. Таким образом, в 2012 году в виде дополнительного направления была исследована финансовая грамотность учащихся, в 2015 году – решение жизненно значимых проблем, а в 2018-году – глобальные компетенции.

КЫРГЫЗСТАН ГОТОВИТСЯ К «PISA-2025»

В будущих исследованиях в качестве дополнительного направления предложено исследовать уровень креативного мышления (2022 г.) и уровень владения иностранными языками (2025 г.). Вместо традиционного бумажного тестирования будет компьютерное тестирование.

Учитывая отрицательные результаты участия страны в PISA (2006, 2009) были приняты политические меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации в сфере школьного образования. К ним относятся разработка новой Стратегии развития образования Кыргызской Республики на период 2012-2020 годы (СРО-2020) и плана мероприятий Правительства страны по ее реализации. План мероприятий Правительства предусматривал детализации основных направлений развития образования и его первый этап реализовался в 2012-2014 гг., второй этап – в 2016-2017 гг. и третий этап – в 2018-2020 гг.

Необходимый упор в СРО-2020 и Плане действий правительства был сделан на реформирование содержания образования, основанное на достижение образовательного результата, выраженного в компетенциях. Соответственно, приняты новые Государственный образовательный стандарт школьного образования (2014 г.), Базисный учебный план и предметные стандарты (2016 г.). На их основе разработаны, апробированы и внедрены в систему образования новое поколение учебно-методических комплексов для учащихся 5-6 классов по 32-м наименованиям предметов школьного образования на кыргызском и русском языках обучения. И здесь не обошлось без недостатков. Были негативные отзывы на некоторые учебники. Также в процессе обновления содержания школьного образования осуществлены масштабные меры по повышению квалификации учителей общеобразовательных школ, реализующих новое содержание.

Ориентация образования на достижение конечного качественного, общественно и личностно значимого результата сопровождалась и с изменением системы оценивания достижений учащихся. В стране больше стали привлекать внешние институты оценивания, используя стандартизированные инструменты оценки. В частности, дважды провели Национальное оценивание образовательных достижений учащихся (НООДУ–2014, НООДУ–2017) и один раз – исследование читательской грамотности учащихся начальных классов (EGRA–2018). Кроме них Кыргызстан принимал участие и в Центральноазиатских региональных исследованиях (CAPSA–2015), в которых принимали участие также учащиеся Казахстана, Таджикистана и Туркмении.

Вышеуказанные предпосылки в целом позволяют рассчитывать на более успешное выступление учащихся Кыргызстана в предстоящих международных исследованиях PISA–2025. Однако, на наш взгляд, они явно недостаточны. Мы считаем, что подготовка учащихся страны к предстоящим исследованиям PISA–2025 должны проводиться как минимум в трех направлениях, т.е. в формате научного, методического и организационно-финансового сопровождения подготовки учащихся.

  1. Научное сопровождение подготовки осуществляется КАО через разработку научно-исследовательской работы по диагностике образовательных достижений учащихся, которые в будущем примут участие в исследованиях PISA–2025. Исполнителем темы является лаборатория оценки практик и инноваций в образовании КАО. Объектом исследований стали учащиеся 5 класса и 15-летние учащиеся, а предметом – их образовательные достижения естественнонаучной, математической и читательской грамотности. Мы полагаем, что такие исследования должны проводиться до фактического участия в международных исследованиях.

Мы уверены, что проведение диагностических исследований позволит иметь объективное представление о наиболее сильных и слабых сторонах подготовленности учащихся, и принимая своевременно обоснованные решения позволят подойти к PISA–2025 наиболее подготовленными.

  1. Методическое сопровождение подготовки должно базироваться на обобщении итогов ежегодных раундов диагностических исследований, планируемых НЦКОИТ согласно плану действий по подготовке КР к международному исследованию PISA–2025, и доводиться до сведения учителей-предметников базовых школ в рамках мероприятий обратной связи в течение всего времени предстоящей подготовки. Кроме этого, основные итоги исследований, особенно методические рекомендации, разработанные на их основе, должны оперативно внедряться в учебный процесс повышения квалификации учителей через структуры Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а также использоваться в ходе методической учебы, организуемой в рамках августовских педагогических совещаний. В этом деле должны быть задействованы не только сотрудники КАО, но и сотрудники РИПКПК.
  2. Организационно-финансовое сопровождение подготовки должно осуществляться министерством образования и науки Кыргызской Республики, в ходе которого должны быть решены вопросы определения школ и репрезентативного количества учащихся для проведения диагностических исследований; направления ресурсов международных доноров на проведение процесса подготовки к PISA; организации мероприятий по повышению потенциала сотрудников КАО, НЦКОИТ, РИПКПК, учителей и учащихся по осуществлению подготовки к исследованию, использованию компьютерных программ в ходе оценки образовательных достижений учащихся в классе и т.д.

КЫРГЫЗСТАН ГОТОВИТСЯ К «PISA-2025»

Реализация вышеуказанных мер сопровождения подготовки учащихся Кыргызской Республики к международным исследованиям PISA–2025 без серьезного вложения финансовых и человеческих ресурсов невозможна. В этой связи, считаем необходимым направить ресурсы доноров, привлекаемых в систему образования, на их решение. На наш взгляд, наиболее высокую организационную, методическую и профессиональную подготовленность имеет ОКП ВБ. Именно при поддержке Всемирного Банка в нашей стране разработаны и внедрены предметные стандарты и новое поколение учебно-методических комплексов, предназначенное для учащихся 5-6 классов, и сформировалась ныне существующая система оценивания образовательных достижений учащихся, разработана Концепция системы оценки качества дошкольного и школьного образования. Необходимо отметить, что в течение многих лет Кыргызская академия образования и проектные структуры Всемирного банка работают ритмично и вполне результативно.

Безусловно, инструментарии исследования PISA (тесты и анкеты), которые будут предложены в основном исследовании, будут разработаны организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в консорциуме с ведущими международными научными организациями, а проводится при участии национальных центров.

Но для подготовки наших учащихся необходимо разрабатывать тесты, подобные тестам PISA как тренировочные.

Разработка инструментария диагностики проводилась в лаборатории совместно с учителями-практиками школ г. Бишкек.

Разработанные инструментарии апробированы в малой выборке, прошли компьютерную проверку валидности и надёжности. Тесты введены в онлайн-формат, ссылки на них размещены на сайте КАО в разделе PISA.

Разработка заданий, которые развивают функциональную грамотность, достаточно сложна, так как они должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержательными, практико- ориентированными, основываться на интересных фактах.

Для формирования функциональной грамотности важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению.

Обратим внимание на то, для чего необходимо учителю развивать функциональную грамотность у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. Представим некоторые результаты научного исследования лаборатории оценки. По результатам анкетирования мы получили следующие показатели.

Как видно из диаграммы 1, из 706 учащихся среднего звена обучения, участвовавших в анкетировании, считают, что самыми важными учебными предметами в школе являются естественнонаучные предметы – 40,2%, математика – 28,2% и языки на третьем месте – 22,8%.

Диаграмма 1. Ранжирование учебных предметов по значимости.

КЫРГЫЗСТАН ГОТОВИТСЯ К «PISA-2025»

Приведенные данные свидетельствуют о том, что наши дети понимают значимость тех предметов, по которым в международных исследованиях проверяют сформированность функциональной грамотности (PISA, TIMMS).

А структура увлечений, представленная в диаграмме 2, показывает, что почти половина увлекается спортом и физкультурой (41,9%); музыка и литература нравится 30,7% респондентов, и 27,3% детей больше всего занимают компьютерные игры и программирование. Какой вывод можно сделать из данной информации. Безусловно, в детском и подростковом возрасте важно движение и навыки, формирующие физическое здоровье, следующим по рангу оказалось духовное развитие детей и, наконец, в век цифровизации компьютерные технологии безусловно тоже занимают умы нашего подрастающего поколения.

Диаграмма 2. Ранжирование увлечений детей

 

Хотя дети и понимают важность математики, но они часто не могут использовать полученные знания в жизненной ситуации. Познакомьтесь с заданием по математике, которое дети выполнили правильно только на 37,39%

Монеты сом

КЫРГЫЗСТАН ГОТОВИТСЯ К «PISA-2025»

Исследователи обнаружили, что идеальная монетная система соответствует следующим требованиям:

  1. Монеты в диаметре должны быть не меньше 15 мм и не больше 45мм.
  2. Каждая следующая монета в системе должна быть на 30% больше в диаметре, чем предыдущая.
  3. Выпускаются только такие монеты, диаметр которых равен целому числу.

Задание 2.

Рассчитайте размеры монет Кыргызской Республики, которые соответствуют перечисленным требованиям. Вам следует начать с размера 15 мм и ваши расчеты должны охватить монеты от 50 тыйын до 10 сомов, которые используются на территории нашего государства.

Это задание пятого уровня исследования PISA, который соответствует по нашему стандарту креативному уровню. Проверяет оно компетентность решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.

Представим задание по физике.

Токтогульская ГЭС

Токтогульская ГЭС – крупнейший производитель воды и электроэнергии в Кыргызстане. Построен в пределах Кетмен-Тюбинской долины, в узком месте русла реки Нарын. В 1962 г. началось строительство ГЭС, и в 1975 году она начала работать. Общая мощность 1200 мВт; объем вырабатываемой электроэнергии по проекту в течение года – 4,4 млрд кВт/ч. Объем водохранилища – 19,5 млрд м3; Полезный объем для выработки электроэнергии составляет всего 8,5 млрд м3. Высота плотины 215 м.

 

Задание 21. Сколько электроэнергии произведет Токтогульская ГЭС по данной мощности за те годы, данные на таблице?

ГодыПроизведенная электроэнергия 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200196 млрд кВт /час
2021 
2035 

 

Данное задание относится к пятому уровню исследования PISA и соответствует по нашему стандарту креативному уровню. Оно проверяет способность учащегося использовать теоретические знания для интерпретации информации или формулирования прогнозов. Представленные два задания открытого типа, то есть здесь дети должны сами решить задачу и сформулировать ответ.

А вот пример задания закрытого типа на понимание прочитанного.

Задание 36. Что из нижеприведённого является основной причиной полноводности озера Иссык-Куль в течение всего года?

А) озеро наполняется за счет выпадения осадков

Б) много притоков, появившихся от таяния ледников

В) из озера Иссык-Куль не вытекает ни одна река

Г) часть вод реки Чу вливается в озеро

Прочитав текст «Жемчужина Азии», тестируемому необходимо было выбрать один, самый правильный ответ, который отвечает требованию найти «основную причину» полноводности озера.

Как вы заметили, содержание заданий было приближено нашим реалиям и требованиям предметных стандартов.

По данным ниже ссылкам вы можете посмотреть задания полностью на двух языках – русском и кыргызском, использовать их как тренировочные для своих учеников 15-летнего возраста.

https://docs.google.com/forms/d/1xFRGDm_yW1v-ZP6sg-1pl1uhycsM_n24lJge_P_2D-I/edit

https://docs.google.com/forms/d/1dWDjdaRo7Ga9d-DDTl_seWCZaVdUKPx8f218vx8AfFg/edit

https://docs.google.com/forms/u/1/d/1wCF8Z0qWwWbdJvAvGl02cCOLDzG4dIHsQ5dL5Mjlq6o/edit?usp=drive_web

https://docs.google.com/forms/u/1/d/1e16AhtjNPeyw6sTpIWM7gjCm_NsDlz2DMj6NZeUHl3w/edit?usp=drive_web

Безусловно, мы не утверждаем, что тестовые задания совершенны, но в процессе разработки соблюдены все требования и этапы разработки, они прошли все процедуры, рецензирование компетентными специалистами. Также тестовые задания прошли апробацию (претесты) и психометрический анализ с помощью компьютерной программы Iteman, в результате которого достигнуты необходимые параметры: валидности, надежности и т.д.

В экспериментальной части нашего исследования было проведено тестирование по разработанным тестам в трех направлениях: математической, естественнонаучной и читательской грамотности в ряде школ Бишкека в мае месяце, а затем в октябре 2021 года в формате онлайн. Для наглядности представим некоторые результаты. Для большего понимания мы приводим среднеарифметические результаты в процентном соотношении.

Анализ результатов тестирования показывает, что уровень образовательных достижений или овладения компетентностями 15-летних учащихся не достигает базового уровня (46,25%).

Показатели результатов онлайн-тестирования, проведенного в октябре 2021 года, еще на 5 процентов ниже (41,53% по чтению и пониманию, 34,07% по естественнонаучной грамотности и 33,86% по математике). Здесь на низкие результаты, думается, повлиял фактор участия регионов, хотя их было очень мало (представленность с каждой области по нескольку учеников), а также низкого уровня владения компьютерными навыками, требуемыми в онлайн-формате выполнения тестовых заданий.

По результатам исследования также прослеживается зависимость успехов учащихся от языка обучения в школе. Учащиеся школ с русским языком обучения показали чуть более высокие показатели нежели ученики школ с кыргызским языком обучения.

Таким образом, по результатам проведенного лабораторией исследования можно сформулировать следующие методические рекомендации нашим учителям:

  • уроки должны быть мотивирующие, интересные, для этого необходимо использовать наряду с традиционными методами обучения активные и интерактивные методы обучения;
  • необходимо больше использовать на уроках практические задания, формирующие функциональную грамотность учащихся, т.е. задания должны быть более практикоориентированными;
  • тексты, с которыми работают учащиеся, должны быть не только сплошные, необходимо предлагать для работы и несплошные тексты (со схемами, таблицами, картами и рисунками);
  • учебные задания должны быть связаны с жизнью, иметь творческий и продуктивный характер, направлены на развитие логики и критического мышления.

И в конце хочется резюмировать, что факт низких результатов Кыргызстана в PISA заключается в том, что наши учителя не учат наших детей тому, чего требует международное исследование. И значит, в первую очередь необходимо работать с учителями.

Дорогие учителя, мы знаем, что сообща мы сделаем многое, мы надеемся на вас и верим в вас. Вы всегда являетесь патриотами своей страны!

Лаборатория оценки практик и инноваций в образовании КАО
Тагаева Г., зав. лаб.,
Мамытов А., г.н.с. проф.,
Ажыкулова Н., с.н.с.
Камчиева А., аспирант лаборатории, учитель ШГ №29

 

 

Поделиться

Комментарии