АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В СФЕРЕ STEM

  • 23.07.2021
  • 0

А.Сагынбаева, эксперт

Согласно мульти-индикаторному кластерному обследованию (МИКО), проведенному Национальным статистическим комитетом при поддержке ЮНИСЕФ, лишь каждая третья девочка в возрасте 15-19 лет обладает компьютерной грамотностью. ЮНИСЕФ запускает программу «Девочки в науке», с целью укрепить потенциал 500 девочек из новостроек и сел, чтобы они могли преуспеть в области науки, техники, инженерной деятельности и математики и получить больше возможностей для карьерного роста. Программа включает профессиональную ориентацию и предварительную подготовку к 2-4-месячным программам наставничества в государственных и бизнес организациях, в том числе в тех областях, где женщины часто недопредставлены, таких как информационные технологии, инженерия, транспорт, строительство, точные науки и т.д. В результате, девочки-участницы будут лучше подготовлены к обучению в выбранных областях после окончания школы. Они также получат подготовку для получения стипендий и более широкого спектра возможностей карьерного роста, как при поддержке своего наставника, так и в других организациях по окончании школы.

В рамках данного проекта был проведен анализ рынка труда в сфере STEM с помощью комбинации методов кабинетного исследования и глубинных интервью.

В рамках проведения исследования были проанализированы государственные стратегические документы на предмет планов развития отраслей, требующих STEM-специалистов, гендерных вопросов и образовательных аспектов.

По итогам проведенного исследования можно отметить следующее:

  • Происходит хроническое недовыполнение мероприятий, утвержденных Программами занятости, и перетекание их в обновленных формулировках из ранних в более поздние.
  • Произошло заметное уменьшение даже формального внимания к специфичным проблемам занятости женщин. Контент анализ всех принятых в КР программ занятости показал, что информация, имеющая непосредственное отношение к женщине, встречалась в Программе занятости до 2005 г. – 38 раз, в Программе занятости до 2010 г. – 21 раз и в последней Программе занятости до 2020 г.
    – 5 раз.
  • Наблюдается значительное гендерное неравенство среди безработной молодежи – 20,6% среди женщин против 12,7% среди мужчин.
  • Отсутствие взаимосвязи между экономической и образовательной политикой в стране.
  • Фактически все стратегии Кыргызстана, разрабатываемые для совершенствования социально-экономического состояния страны и регионов, не учитывают трудовые ресурсы как главный фактор производства. В данных документах не указывается реальная потребность в рабочей силе по количеству и по структуре специальностей. Это значительно ограничивает возможности государственного регулирования рынка труда.
  • Во всех национальных стратегических программах Кыргызской Республики не рассмотрены вопросы специальных мер, направленных на обеспечение улучшения занятости женщин.
  • Углубление и расширение интеграционных связей между рынком труда и рынком образовательных услуг необходимо и требует серьезной государственной поддержки и тесного сотрудничества государственных структур и учебных заведений для гармоничного развития рынка труда и образовательных услуг. Развитие человеческих ресурсов и подготовка квалифицированных кадров, расчет численности выпускников определенных специальностей, согласование спроса и предложения на рынке труда имеют ключевое значение для
    подъема экономики Кыргызской Республики.
  • Потребности рынка труда с каждым разом повышаются, отвечая вызовам и формируя дальнейшее развитие общества. STEM-профессия на рынке труда становится все больше востребованной. При создании облика будущих профессий систематический анализ равного вовлечения мужчин и женщин – один из ключевых факторов цифровизации и развития страны.

В рамках данного проекта также было проведено 25 глубинных интервью со следующими респондентами:

▶ выпускницы ВУЗов

▶ работодатели

▶ эксперты

▶ представители ведущих ВУЗов страны

▶ представители Академии наук КР

▶ учителя средних школ

Проведение кабинетного исследования и глубинных интервью выявило следующие проблемы в образовании и подготовке кадров в сфере STEM:

  • слабость естественно-научной и технической составляющей среднего образования;
  • низкие знания выпускников школ;
  • компетенции выпускников ВУЗов не соответствуют запросам рынка труда;
  • утечка кадров в сфере STEM за рубеж;
  • слабая профориентация и стремление к освоению передовых технологий.

Относительно участия девушек в сфере STEM выявлены дополнительные отдельные проблемы, такие как: стереотипы, слабая информированность, отсутствие положительных примеров, неверие в свои силы и т.д.

Положительные моменты от увеличения количества женщин в STEM

Эффект от роста количества женщин в сфере STEM многогранный и может оказывать положительное влияние на различных уровнях: на уровне семьи, организаций, экономики и общества в целом.

Для семьи. Традиционно женщина имеет большое влияние на семью и детей. Если девушка имеет высшее образование, то существует вероятность в 70%, что ее дети получат высшее образование. Если женщина будет грамотна в современных, новейших технологиях, то естественно, и детям даст лучшее образование, будет значительно влиять на будущее поколение.

Данная сфера является более высокооплачиваемой, следовательно, женщина может обеспечить более высокий уровень жизни для своей семьи.

Для организаций. Женщины более дисциплинированны, более педантичны. Женщины гораздо лучше справляются с работой с данными, которая требует большой внимательности и усидчивости. Девушки в этой сфере могут показать свою стойкость, терпеливость, аккуратность и ответственность. Женщинам свойственно ответственное отношение к делу.

Совместная работа мужчин и женщин в сфере STEM, например, над научными и инженерными проектами может быть гораздо продуктивнее из-за большего количества различных инновационных идей, Работая в команде, где есть и женщины, и мужчины можно решать вопросы более эффективно, рассматривать их с разных сторон.

Гендерно-сбалансированные компании являются более успешными, коллективы в них более коммуникабельные, дружелюбные.

Для общества в целом. Прогресс в сфере STEM тесно коррелирует с прогрессом страны. Чем больше женщин и девочек будут увлечены наукой, тем более развитой и удобной станет жизнь. Женщины также могут создавать что-то новое, решать важные задачи, делать открытия, развивать благоприятные условия в современном мире. Чем больше умов будут заняты над решением той или иной задачи, тем больше шансов на ее решение. В целом, чем больше образованных людей, тем сильнее
государство.

Рекомендации Государственные органы

  1. Проведение количественного странового исследования с участием всех стейкхолдеров, на основе которого подготовить Программу по развитию СТЕМ в Кыргызской Республике на всех уровнях образования, обязательно учитывающей гендерный компонент.
  2. Разработка НСК КР новых статистических показателей для мониторинга состояния рынка СТЕМ в динамике (разделы образование, занятость, сферы экономической деятельности).
  3. Обеспечение гармонизации школьного и Вузовского образования с учётом потребностей страны в трудовых ресурсах, разработка государственных заказов по подготовке кадров.

Образовательные организации

  1. Распространение новых цифровых технологий в образовании, разработка и внедрение нового цифрового образовательного контента, цифровых учебно-методических комплексов (программ, материалов, инструментов оценки сформированности ключевых компетенций);
  2. Обеспечение качественного и количественного профессионального состава педагогов как в столице, так и в регионах с использованием инновационных методик с акцентом на английский язык.

Общество

  1. Продвижение и популяризация сферы СТЕМ, демонстрирование успешных примеров, разрушение стереотипов о «неженских» специальностях. Проведение информационных кампаний, усиливающих образ женщин в науке и инновациях.

 

Поделиться

Комментарии