«КОЛЛЕДЖИ ДОЛЖНЫ ВНОСИТЬ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ СТРАНЫ»

  • 30.11.2020
  • 0

Новый министр образования Алмазбек Бейшеналиев поставил перед собой задачу – реформировать сферу профессионального образования таким образом, чтобы студенты могли учиться, заниматься исследованиями, работать в проектах, быть востребованными на рынке труда. Он рассказал нам, какие шаги для этого будут предприняты на уровне колледжей.

— Как следует работать колледжам, чтобы их выпускники были востребованы на рынке труда?

— К сожалению, на данный момент профессиональное образование, в том числе на уровне колледжей, не отвечает данному требованию. Мы должны создать экосистему, которая будет включать не просто качественную подготовку студентов, но также исследования и инновации, которые будут востребованы бизнесом и обществом, будут вносить свой вклад в развитие страны, повышать эффективность экономики.

Для этого мы вносим уточнения в проект Стратегии развития образования Кыргызской Республики до 2040 года в части повышения качества обучения в колледжах. Предусмотрено регулирование  Перечня специальностей среднего профессионального образования Национальной системой квалификаций Кыргызской Республики, что позволит обновлять перечень предлагаемых программ, основываясь на тенденциях и требованиях рынка труда, с учетом преемственности уровней образования в соответствие с рамками квалификаций.

Начата работа по обновлению профессиональных стандартов. Для усиления взаимодействия с работодателей будут предусмотрены стимулирующие факторы на уровне законодательства, в частности, планируются налоговые и институциональные условия для такого взаимодействия.

Сегодня в рамках проекта ”Программа развития сектора: Навыки для инклюзивного роста”, финансируемого Азиатским банком развития, формируются Центры передового опыта. Это инновационные образовательные площадки для передачи современных практик и инноваций для учащихся, преподавателей и администраторов организаций профессионального образования.

Будет уделено внимание системе независимой оценки качества профессионального образования, включая оценку и сертификацию квалификаций выпускников на основе Национальной рамки квалификаций, проведение независимой аккредитации.

Для развития международной интеграции профессионального образования, в том числе и для обеспечения роста его экспорта предусмотрено участие Кыргызской Республики в профессиональных соревнованиях WorldSkills и других конкурсах. Эти мероприятия направлены на повышение профессиональной подготовки, популяризации рабочих профессий.

— Сейчас в стране отсутствует система повышения квалификации педагогов и мастеров профлицеев и колледжей. Как решить эту проблему?

— В настоящее время проводится анализ квалификационной структуры подготовки преподавателей, нормативной правовой базы, возможностей выстраивания новой системы подготовки и переподготовки преподавателей и мастеров производственного обучения для сектора среднего профессионального образования. По итогам анализа планируется открыть курсы/отделения для преподавателей среднего профессионального образования в Республиканском институте повышения квалификации и переподготовки кадров

А на базе Центров передового опыта уже проводятся тренинги по разработке модульных учебных программ в соответствии с разработанными экспериментальными образовательными программами.

— Как идет цифровизация обучения в СПО?

— В связи с пандемией коронавируса колледжи также перешли на дистанционное обучение, которое в основном реализуется через мессенджер What’sApp, используются возможности информационной системы AVN, Google Класс, электронная почта, Instagram страницы, ZOOM.US, WeChat, Skype и др.

Со стороны государственного предприятия «СоцСервис» при ГКИТС разработана Moodle платформа для организации дистанционного обучения колледжей, разработаны инструкции для пользования системой. На данный момент больше половины государственных СПУЗов работают с этой системой, с помощью которой можно организовывать онлайн уроки, проводить тестирование, задавать контрольные работы, преподаватели могут размещать свои учебные материалы.

При этом постоянно проводится мониторинг дистанционного обучения, включая контроль качества учебных материалов и их своевременное обновление, контроль проведения обучения согласно учебному плану и расписанию, оценка качества преподавания и освоения учебного материала.

В 2020 году государственная итоговая аттестация выпускников впервые проведена с применением дистанционных образовательных технологий.  Для этого были внесены соответствующие изменения в нормативные правовые акты, регулирующие госаттестацию.

— Какова эффективность дистанционного обучения для студентов?

— Несомненно, никакие современные технологии не смогут заменить живого общения между преподавателями и студентами. К тому же многие направления подготовки и специальности тесно связаны с большим количеством практических занятий, которые трудно организовывать в дистанционном формате.

Не все СПУЗы страны были в достаточной мере готовы к дистанционному обучению. Возникали проблемы, связанные с материально-техническим и методическим обеспечением учебного процесса в онлайн формате. Не все преподаватели имели навыки работы с дистанционными образовательными технологиями, есть проблемы, связанные с обеспеченностью студентов компьютерной техникой.

— Как улучшить качество дистанционного образования?

— Это во многом зависит от квалификации преподавателей, их умения использовать инновационные методы обучения. В связи с этим остро стоит вопрос организации повышения квалификации педагогов. Перед началом учебного года министерством были выработаны системные рекомендации для учебных заведений, которые направлены на подготовку человеческих ресурсов, образовательной среды, цифровой инфраструктуры, методической базы и методов оценивания учебного процесса в онлайн формате.  Были проведены вебинары, на которых презентованы рекомендации по подготовке учебных заведений к началу учебного года в онлайн формате.

— Какие проекты реализуются на уровне СПО?

— Сейчас реализуется «Программа развития сектора: «Навыки для инклюзивного роста», которая направлена на создание системы, отвечающей потребностям рынка труда. Важными моментами этого проекта является вовлечение девочек и девушек в колледжи для обучения, а также развитие предпринимательских навыков у студентов.

В целом, реализация данной программы направлена на достижение трех результатов. Первый из них – это укрепление управления и финансирования технического профессионального образования и обучения для в поддержки ключевых секторов экономики. Второе направление – улучшение качества среды преподавания и обучения. И третье – расширение сотрудничества с отраслями экономики и развитие навыков.

— Ведется ли работа министерством по обеспечению колледжей качественными учебниками?

— К сожалению, в республиканским бюджете не предусмотрены средства на издание учебников и учебных пособий для колледжей республики. Каждое учебное заведение самостоятельно за счет собственных средств решает вопросы обеспеченности учебниками.

— Какие меры принимаются по противодействию коррупции в этой сфере?

— Для исключения коррупционных рисков в течении нескольких лет прием абитуриентов в медицинские колледжи осуществляется на основании результатов тестирования, проводимого Национальным центром тестирования при МОН КР. Это позволило сделать процедуры приема более прозрачными и объективными.

Прием абитуриентов в СПУЗы на 2020-2021 учебный год был организован полностью в онлайн режиме с использованием Автоматизированной информационной системы на сайте spuz.edu.gov.kg.

Конкурс среди абитуриентов проводился по сумме средней оценки аттестата или свидетельства с учетом оценки по профилирующему предмету для конкретной специальности.

Кроме того, ежегодно в СПУЗах проводится акция «За чистую сессию!», анонимные анкетирования разного уровня (студент – о преподавателе, коллега – о коллеге, заведующий кафедрой – о преподавателе), работают телефоны доверия.

 

Поделиться

Комментарии