Прилагательные цвета (Урок с использованием инновационных технологий)
- 20.12.2024
- 0
Л. И. Пущина
Ход урока
Учитель заранее готовит и раздает учащимся на уроке разноцветные карточки (цвета: красный, синий, голубой, зеленый, желтый, лимонный, оранжевый, белый, черный, серый, коричневый, фиолетовый, сиреневый, розовый, малиновый, рыжий). Из цветной бумаги лучше вырезать разные геометрические фигуры: круг, овал, ромб, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию, параллелограмм. Это будет способствовать запоминанию учениками не только названий цветов, но и названий геометрических фигур. Таким образом осуществляется межпредметная связь, что очень важно в школьной практике.
В начальных классах дети уже узнали, что такое квадрат, круг, прямоугольник. Если ученики еще не знают, что такое ромб, трапеция и параллелограмм, то они познакомятся с этими фигурами на уроке в игровой форме и таким образом усвоят новые слова.
Обязательно надо уточнить, все ли цвета знают учащиеся. Если какой-то цвет им не знаком, преподаватель скажет, как он называется. Работа с наглядностью (разноцветные карточки) в данном случае облегчит понимание оттенков цвета: зеленый и салатный или розовый и малиновый и т. д., а также сэкономит время на поиск нового слова в словаре при необходимости перевода на другой язык (в иноязычной аудитории). Кроме того наглядно будут показаны различия в названии цветов в русском и родном для учащихся языках. Так, например, в английском языке голубой и синий цвета обозначаются одним словом blue (blue sea – синее море, blue eyes – голубые глаза). В киргизском языке прилагательное көк может обозначать и синий, и голубой, и зеленый, и даже серый цвета. Например: көк асман – голубое небо, көк деңиз – синее море, көк чай – зелёный чай, көк ат – серая лошадь. В русском же языке синий и голубой – это названия двух разных цветов.
Если урок проводится в компьютеризированном классе, то начать его можно следующим образом: предложить учащимся начертить (нарисовать), используя программу Microsoft Power Point, разные геометрические фигуры и раскрасить их. Здесь попутно проверяется, какие геометрические фигуры знает ученик.
Урок представляет собой практическое занятие, в ходе которого учащиеся знакомятся с прилагательными, обозначающими цвет в русском языке, и учатся употреблять их в устной и письменной речи.
Задание 1. Назовите цвет своей карточки (геометрической фигуры). Спросите у одного из учеников, какой у вас цвет, а какой – у другого одноклассника (работа «по цепочке»).
Образец:
– У меня розовый цвет. Какой у меня цвет?
– У тебя розовый цвет.
– А какой у Аиды цвет?
– У нее малиновый цвет.
В ходе выполнения задания учащимися учитель записывает называемые ими прилагательные цвета на доске.
При работе с компьютерной программой ученики говорят, какие фигуры они нарисовали (начертили) и в какой цвет их раскрасили. По просьбе учителя учащиеся набирают названия цветов на компьютере, размещая их рядом с нарисованной фигурой.
Задание 2.
- Повторите изменение прилагательных по родам и числам; вставьте вместо точек свои примеры.
Какой? – красный, синий, …; какая? – красная, синяя, …; какое? – красное, синее, …; какие? – красные, синие, ….
- Повторите (запомните) окончания существительных и прилагательных в родительном падеже.
У Марата (Андрея) ромб красного цвета. У Люды (Юли) трапеция синего цвета.
Задание 3. Придумайте словосочетание «существительное + прилагательное, обозначающее цвет вашей карточки». Например: зеленый – зеленая ель; желтый – желтое солнце.
При работе с компьютером можно предложить учащимся заполнить таблицу, вставив пропущенные окончания и вписав в скобки подходящие существительные:
Мужской род | Женский род | Средний род |
бел… (…) | зелен… (…) | красн… (…) |
Задание 4.
- Назовите, какая геометрическая фигура у каждого из учеников.
Образец:
– У Марата красный квадрат. У Аиды синяя трапеция.
- Спросите, какого цвета геометрические фигуры у ваших одноклассников. Пусть они ответят вам. Эту работу можно проводить в парах.
Образец:
– У тебя квадрат какого цвета?
– У меня квадрат красного цвета.
– У Тани овал какого цвета?
– У нее овал белого цвета.
Задание 5. Скажите (напишите), от каких существительных (названий растений) образованы следующие прилагательные цвéта: малиновый, розовый, абрикосовый, персиковый, гранатовый, вишневый, фиалковый, лимонный, земляничный, апельсиновый, арбузный, васильковый. Например: васильковый – васильки (василек).
Учитель напоминает учащимся, что если основа слова (часть слова без окончания) заканчивается на согласный н и при образовании прилагательного прибавляется суффикс -н-, то прилагательное пишется с —нн- (с двумя буквами «н»). Например: лимон – лимонный.
При работе с компьютером учитель выводит на мониторы учащихся заранее подобранные картинки (рисунки) фруктов, цветов и ягод (роза, василек, малина, персик, абрикос, вишня, гранат, лимон, апельсин, земляника, арбуз, фиалка). Ученикам предлагается образовать от названий этих цветов, фруктов и ягод прилагательные цвета и записать их. Например: арбуз – арбузный.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что прилагательные малиновый, розовый, абрикосовый, персиковый, гранатовый, вишневый, лимонный, арбузный могут обозначать цвет, а также могут называть сорт сока или джема (варенья).
Задание 6. Образуйте от данных существительных прилагательные и запишите те из них, которые образуются с помощью суффикса -н-.
Сон, район, блин, лимон, баня, экран, трон, абрикос, вишня, гранат, француз, Россия, Турция, Китай.
При работе на компьютере учащимся предлагается образовать от данных существительных прилагательные и записать в один столбик те из них, в которых пишется -нн—, а в другой столбик – все остальные, выделив в образованных прилагательных корень и суффикс.
Задание 7. Спишите, раскрывая скобки.
Образец: Лариса купила (гранат) сок. – Лариса купила гранатовый сок.
1) Мама приготовила (вишня) сок. 2) Бабушка варит (абрикос) варенье. 3) Очень полезен (апельсин) сок. 4) Сестра сварила (персик) компот. 5) Я пью чай с (малина) вареньем. 6) Борис сделал (лимон) напиток. 7) Из мякоти арбуза получается (арбуз) сок. 8) Очень кислый (лимон) сок.
Задание 8. (Работа в парах.)
- Прочитайте диалог.
– Мария, где ты была?
– Я была в магазине.
–Что ты купила?
– Я купила минеральную воду и гранатовый сок.
– Ты любишь гранатовый сок?
– Да. Он очень полезный.
- Составьте свои диалоги. Замените выделенные курсивом слова аналогичными словосочетаниями. Поговорите.
Задание 9.
- Прочитайте текст.
Вы не были на Иссык-Куле? Я расскажу вам о нем. Иссык-Куль – это озеро в Кыргызстане. Оно находится высоко в горах. Небо над озером голубое. Вода в озере синяя и очень чистая. Вокруг озера высокие зеленые горы. Весной там цветут красные маки. А на вершинах гор даже летом лежит белый снег.
- Задайте вопросы к предложениям, в составе которых есть прилагательные.
- Выпишите из текста словосочетания «существительное + прилагательное».
При работе с компьютером текст выводится на экран. Также можно показать картинку, фотографию озера или даже небольшой видеофрагмент об Иссык-Куле. После рассмотрения картинки или просмотра видеофрагмента учитель просит учеников рассказать об озере. Для составления рассказа предлагаются вопросы: Где находится озеро? Какие горы? Какие маки на горах? Что лежит на вершинах гор? Какое небо над озером? Какая вода в озере?
Задание 10. Хотите запомнить цвета радуги? Выучите фразу: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Первая буква в каждом слове приведенной фразы является первой буквой в названии цвета: К – красный, О – оранжевый, Ж – желтый, З – зеленый, Г – голубой, С – синий, Ф – фиолетовый. Именно в таком порядке расположены цвета в радуге.
Задание 11. Разложите цветные карточки в таком порядке, в каком расположены цвета в радуге.
При работе с компьютером ученики рисуют радугу в программе Microsoft Power Point.
Задание 12. Прослушайте предложение и запишите его: Однажды звонарь Жак сломал как-то городской фонарь. Переставьте слова в предложении так, чтобы по первым буквам этих слов можно было назвать порядок цветов в радуге. Напишите получившееся предложение.
Задание 13.
- Прочитайте текст.
Цвет вещей и характер человека
Цвет, который предпочитает человек, может многое рассказать о его характере. Люди, которые любят теплые цвета (красный, оранжевый, желтый), обладают сильным, властным характером. Они очень общительны. Те, кто предпочитают синий, голубой, зеленый (холодные цвета), отличаются выдержкой и хладнокровием, добродушием. Коричневый и желтый цвета выбирают люди, уравновешенные во всех отношениях. Пессимисты любят фиолетовый и черный цвета. Серый цвет любят безынициативные. Но серый цвет успокаивает.
Цвет влияет и на аппетит. Посуда красного цвета вызывает аппетит. Если хотите похудеть, ешьте с синих тарелок.
- Соедините цвета с соответствующими им характеристиками человека:
красный цвет человек безынициативный
синий цвет человек активный
серый цвет человек добродушный
голубой цвет человек общительный
зеленый цвет человек с сильным характером
желтый цвет человек властный
Задание 14. Прочитайте стихотворение. Найдите в нем все слова, обозначающие цвет. Выпишите прилагательные цвета, являющиеся синонимами. Какие слова-обозначения цвета есть в вашем языке, а каких нет?
Разноцветное стихотворение
На фоне красного заката
Цветочек аленький сияет.
И песни звонкие цикада
В вечерней дымке рассыпает.
Шиповник розовый душистый
С бордовой розой тихо спорит:
Кто всех красивее, пушистей,
Природой кто искусней скроен?
Пурпурный занавес на солнце
Сиреневый накинул вечер.
Какой же день он нам пророчит?
С дождем? Оранжево ль беспечный?
Опустит полог свой вишневый
Ночная мгла на город спящий,
И елей голубых ряд стройный
От снов прогонит чудищ страшных.
Цвет фиолетовый бессонниц
Рассеет утра лучик добрый.
И апельсином сочным солнце
На синем небе всходит бодро.
Багровый край листочка клена
Напомнит об ушедшем лете.
И золотая осень скоро
Леса в червонный цвет оденет.
(И. Расулова)
Домашнее задание. Составьте 5-6 предложений с прилагательными цвета.
В более подготовленной аудитории можно предложить написать эссе с использованием прилагательных цвета. Например, описать летнюю ночь, восход или закат солнца, Иссык-Куль в солнечный день, горы, опушку леса и т.д.
Комментарийлер