(Русский) УЧИТЕЛЬ, СОЛНЦУ ПОДОБНЫЙ

Извините, но эта статья доступна только на Русский For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

12 июня – день рождения Ефима Борисовича Якира, удивительно талантливого, интереснейшего учителя математики, педагога-новатора, превратившего обычную среднюю школу г. Фрунзе в известную во всем бывшем СССР!
Сегодня выпускники учебного комплекса физико-математической школы-лицея №61 им. Якира – профессионалы своего дела, они прославляют нашу республику во всем мире.
Как он, завуч, создавал в своей авторской школе атмосферу искренности, взаимоуважения и эффективного сотрудничества, как решал конфликтные ситуации в педколлективе, как воодушевлял своих коллег и учеников на достижение самых высоких целей?
Предлагаем вниманию читателя фрагменты из книги В. Тимирбаева «Ефим Якир», серии «Жизнь замечательных людей Кыргызстана»

Василий Неймышев, выпускник школы-лицея №62 1968 г.

Все у нас было здорово!

– …Однако уже первые шаги в новой школе едва ли не всех нас обескуражили. Пришли отличники, с амбициями и изрядной долей самомнения, а тут сразу же превратились в троечников. Как обнаружилось, то, к чему мы привыкли в своих школах, здесь не приветствовалось. От нас требовалось не механическое запоминание формул и теорем, а умение думать и соображать. Здесь на уроках математики отказались от учебников для 9-10 классов. Пользовались задачниками для поступающих в вузы. А также редким по тем временам сборником конкурсных задач под редакцией М. Сканави. Нагрузка, доложу вам, была колоссальная.
Понимая это, Ефим Борисович ввел для нас ежедневный урок физкультуры. Можете представить: в математическом классе каждый день урок физкультуры. И это было здорово! Это сильно помогло.
Много лет позже довелось познакомиться с соображениями о воспитании французского философа 18-го века Жан-Жака Руссо.
– Во всех гимназиях, – писал он, – нужно устроить для детей гимнастические залы или места для телесных упражнений. Это область воспитания, которою часто пренебрегают, является, на мой взгляд, наиболее существенной его частью, и притом не только для воспитания крепких и здоровых телом, но еще более для воспитания морального – а этой стороной либо совершенно пренебрегают, либо заменяют ее массой педантичных и бесполезных постановлений, а сие все равно бросать слова на ветер. Я никогда не устану повторять, что хорошее воспитание должно быть предупреждающим. Помешайте порокам зародиться, вы тем самым достаточно сделаете для воспитания добродетели. Средство достижения этого при соответствующем общественном воспитании крайне просто: нон состоит в том, чтобы всегда держать детей в напряжении не при помощи скучных занятий, в которых они ничего не понимают и которые делаются для них ненавистными потому только, что они должны сидеть неподвижно; но упражнениями, которые им нравятся, потому что они удовлетворяют естественную потребность их растущих организмов в движении; и и не только в этом будет для них привлекательность таких занятий.
Должен сказать, что на первых порах наш класс резко разделился на разные группировки. Ведь собрались из разных школ, совершенно незнакомые друг с другом. Все со своими амбициями. Благодарность Ефиму Борисовичу и нашей классной руководительнице Александре Яковлевне Замятиной. Уж не знаю, каким образом, но они уговорили наших родителей отправить нас на зимние каникулы в поездку Москва-Ленинград-Кронштадт.
Из Фрунзе ехали на поезде. Трое суток в плацкартном вагоне. Новый год встретили в Москве. Побывали в Большом театре, музее. Затем на поезде – в Ленинград. Все из нас впервые в жизни посетили «Эрмитаж». А потом на теплоходе поплыли в Кронштадт. Нужно говорить, что из поездки мы вернулись совсем другими. Она не только сдружила, но и сплотила нас. Различные группировки превратились в монолитный коллектив.

Не могу сказать, что учиться у Ефима Борисовича было легко. Но вот чего никогда и никому не было на его уроках, так это – скучно.
Мне всегда казалось, что у Якира просто невозможно было получить двойку. Когда он вызывал кого-либо к доске, то даже самый неподготовленный к данному уроку ученик под его воздействием начинал выуживать из глубин памяти даже то, о чем, быть может, и сам не подозревал. При этом как бы весь класс оказывался вызванным к доске, все включались в решение задачи или в поиски правильного ответа на вопрос.

Валентина Певченко, учитель математики школы-лицея №61, заслуженный учитель Кыргызстана, отличник просвещения Киргизской ССР

Ни малейшего намека на обиду

-…Помимо того, что у него были блестящие организаторские способно-сти, он был добр и отзывчив. Умел легко, нередко не без помощи мягкого юмора ре¬шать достаточно щекотливые вопросы, без которых немыслим никакой коллектив.
За все годы работы не могу припомнить ни одного случая, чтобы Якир не смог «раз¬рулить» возникшее недоразумение, будь то с учителями, учениками, родителями или проверяющими.
Особенно меня поражало его умение кри¬тиковать нас так, что ни у кого не оставалось ни малейшего намека на обиду на него, не сохранялся неприятный осадок. Делал заме¬чания он как-то добродушно, по-отечески. Но это всегда запоминалось, и провинившемуся не хотелось лишний раз огорчать нашего наставника, заставлять его говорить неприятные для него вещи.

О синусе и косинусе – только весело
(Из воспоминаний учеников)

…Не припомню случая, чтобы Ефим Борисович вошел в класс в плохом настроении.
У доски он становился свободным, раскованными точно выше ростом. Взяв в руку брусочек мела, обращался к нам, его ученикам:
– Итак, голубчики мои, запишем: «Решение тригонометрических функций».
Следом на доске появлялись формулы, за ними ось координат. Едва учитель начинал объяснение между ним и классом тут же устанавливался контакт. А может, он возникал сразу же с появлением Ефим Борисовича в кабинете? Скорее, так оно и было.
– Разумеется, – продолжал учитель, – вы скажете, что синус и косинус связаны основным тригонометрическим тождеством. Но вот я провожу линию, и что вы теперь скажете? Да, конечно, в этой армии угле должен быть командир. Вот он – наш дорогой искомый угол. Он – наименьший из всех по абсолютной величине. Надеюсь, это всем понятно. Вот я сейчас вывожу на доске новое равенство. Прямо боюсь кого-нибудь вызвать к доске, чтобы он доказал, что такое равенство имеет место. – И резко повернувшись к классу, азартно бросает: – А ну-ка, идею, дайте кто-нибудь спасительную идею!
Встает наиболее нетерпеливый ученик, предлагает идею, его тут же опровергает другой одноклассник, разгорается спор, вовлекая в свою орбиту все новых и новых участников. А в горящих азартом глаза наблюдающего за жаркой баталией учителя лукавая усмешка и блаженство. А еще Ефим Борисович очень любил «ошибаться» на уроках. И надо было видеть его радость, когда класс дружно «ловил» своего обожаемого математика на допущенном проколе.
…Или рассматривают ученики на уроке элементы высшей математики. Неожиданно задается вопрос: «Кто может доходчиво объяснить, что такое скорость?» И тут же следует просьба: «Только убедительно прошу, не говорите, что это рычаг переключения в автомобиле. Мне об этом уже сообщали».
Вот в такой «несерьезной» и непринужденной ат¬мосфере каждый из учеников Якира был завербован цифрами и формулами едва ли не с самого первого урока. Вскоре среди его учеников родилась и передавалась из поколения в поколения грубоватая, но имевшая право на жизнь шутка: «Ефим Борисович и круглого дурака обучит математике».

Исповедь Учителя:

Математик должен быть поэтом в душе

Позже, уже будучи пенсионером, Якир признавался журналистам: «Знаете, что я зам скажу, математик должен быть поэтом к душе. А иначе нечего и думать о хорошем преподавании. На математике так можно увлечь учеников, что они будут заворожены, будут смеяться, как будто перед ними Аркадий Райкин выступает. Я не мог себе представить, чтобы я вошел в класс без громкой фразы: «Как говорят французы…» затем выдавал по-французски «голубчики, позвольте начать» или исполнял арию из какой-нибудь оперетты.
Когда я читал лекции во Фрунзенском политехническом институте перед абитуриентами, в зал набивалось до 500 человек».
… Знаете, спрашивал Якир, чем отличается хороший учитель от плохого? И сам же отвечал. Плохой учитель старается поймать ученика на том, чего он не знает. Хороший учитель пытается выявить, что знает ученик, и по возможности расширить этот круг знаний. Поймать Щ ученика на незнании учителю нетрудно. Ведь согласно известной формуле, чем длиннее радиус известного, тем шире окружность соприкосновения с неизвестным. Долг учителя – постоянно помогать подростку учиться, а не тыкать его носом в необразованность. Иначе в подрастающем человеке закладывается и прочно прописывается сомнение в своих способностях, он те¬ряет уверенность в своих силах, сам себя записывает в категорию тупиц.
В каждом классе были участники и победители городских, республиканских или союзных олимпиад, будь то по математике, физике, химии или биологии. И все же на вопрос дотошных журналистов, как учились ребята, достигшие впоследствии большого успеха, Якир неизменно отвечал:
А это неважно. Совсем неважно. Изобретатели – люди нестандартного мышления. Часто они не только не медалисты, но бывают среди них даже двоечники. И Альберт Эйнштейн ведь в школе неважно учился. Учителя начальных классов говорили о нем, как о туповатом парнишке». В школе вообще не должно быть процентомании и погони за оценками. Если называть вещи своими именами – это не что иное, как приписки. Мы же выступаем за переход от фиктивности к эффективности. Я не устаю взывать к учителям с нижайшей просьбой: у кого достаточно сил и мужества, не ставьте своим питомцам заведомо незаслуженные оценки, не подписывайте недостоверные, ложные аттестаты и свидетельства.
Вовсе не намерен лукавить перед вами. С теми, кто шел на медаль, работа, конечно же, велась. И это нужно было делать по ряду причин. И не последнее место в этом ряду забота о престиже школы. Если учитель не помогает такому ученику, это минус учителю. И, тем не менее, скажу: то, что ученик – отличник, еще ровным счетом ничего не означает. Кстати, из тех, кто сегодня добился очень больших успехов, только один был медалистом. Гор Нишанов не был медалистом. Зато по информатике он был первым. И Юрий Свириденко тоже не был медалистом.

На фото: Лекцию по математике для учащихся 10-х классов 61-й школы читает Е. Якир. Сентябрь 2013 года.
От редакции: Поздравляем самого Ефима Борисовича и всех «якировцев» с замечательным юбилеем и пожелаем всего наилучшего!

Подготовил Ж. Турдубаев.

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий