ИНЖЕНЕРОВ НУЖНО РАСТИТЬ С ДЕТСТВА!

Каково экономическое будущее Кыргызстана и перспективы его развития? Этот вопрос волнует не только Президента Кыргызской Республики, но и общественность, в том числе педагогических работников. Сегодня важно понять, каковы пути развития технического образования в Кыргызстане на уровнях школьного, дополнительного и профессионального образования для обеспечения страны квалифицированными инженерно-техническими кадрами. С этой целью Министерство образования и науки Кыргызской Республики и Республиканская детская инженерно-техническая академия «Алтын туйун» 14 декабря 2018 года провели республиканский педагогический форум «Концепция развития технического образования школьников на современном этапе – один из важнейших ресурсов реформирования системы образования».

Форум прошел на высоком правительственном уровне: в нем приняли участие Бекташев К.Д. — эксперт отдела государственного управления и кадровой работы Аппарата Правительства Кыргызской Республики, заместитель министра образования и науки КР Джусупбекова Н.С., президент НАН КР, академик Джуматаев М.С., начальник Управления труда, молодежи и занятости населения Акынбеков У.И., Сыдыков У.Д. — исполнительный директор Государственного фонда интеллектуальной собственности при Кыргызпатенте, заведующие районными и городскими отделами образования, ученые инженерно-технической направленности, ректоры вузов, ведущие специалисты как Кыргызстана, так и стран СНГ, и родители. Модераторами  форума стали Марченко Л.Ю.,  советник министра образования и науки КР, и Усеналиев М.Д. — начальник Управления дошкольного, школьного и внешкольного образования Министерства образования и науки КР.

Джусупбекова Н.С., заместитель министра образования и науки КР, в своем выступлении рассказала о педагогических достижениях и потенциале развития технического образования школьников в свете Концепции. Акынбеков У.И. — начальник Управления труда, молодежи и занятости населения – поднял вопросы о востребованности инженерно-технических кадров с учетом инновационного развития экономики нашей страны. Джуматаев М.С.  – академик, президент НАН КР – выступил с докладом «Построение в Кыргызстане новой инновационной экономики и достижение современного технического уровня – важнейший мотив для развития технического образования школьников». Бапанова Ж.Б. – директор РДИТА «Алтын туйун» — рассказала об эффективности принимаемых мер по реализации «Концепции технического образования школьников на современном этапе». Мейрманова С.Ж., начальник Бишкекского городского Управления образования, проанализировала инновации и перспективы развития технического образования школьников в столичных образовательных организациях. Самсалиев А.А. —  заведующий кафедрой КГТУ им. И. Раззакова, к.т.н., доцент – поднял вопрос о мерах по обеспечению преемственности технического обучения учащейся молодежи как инновационного образовательного процесса. Токмань О.Т. – заместитель директора УВК ШГ № 9 г. Бишкек — поделилась опытом организации работы естественно-научных классов, как одного из способов перехода к инженерно-техническому образованию школьников. Ормонов Б.М. — директор Джалал-Абадского областного центра детского творчества рассказал о формировании у школьников инженерных компетенций в системе дополнительного образования. Очень интересен был опыт наших заграничных коллег: Капранова М.Н. – заместитель директора ГБОУ г. Москва «Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П.Р. Поповича» не смогла присутствовать лично, но прислала очень интересное видеообращение, в котором рассказала и показала, как организована работа ГБОУ, как осуществляется преемственность дошкольного, школьного и высшего образования. Шаболов С. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе – рассказал о деятельности  Республиканского центра учреждений дополнительного образования Республики Таджикистан. Сопиев О. – декан факультета Информатики и энергетики – поделился опытом работы Политехнического института Таджикского Технического Университета им. М. Осими. Кунгожин А.М., директор Республиканской физико-математической школы г. Алматы, рассказал о том, как осуществляется естественно-научное образование школьников в г. Алматы и по каким принципам работает школа.

После выступления докладчиков состоялся «круглый стол» «Какой должна быть инженерно-техническая школа?». Участники форума дискутировали о том, какие компетенции должна воспитывать ИКШ, по каким принципам работать, какова роль гуманитарных дисциплин в техническом образовании и т.д., задавали друг другу наболевшие вопросы, делились мнениями и проблемами. По итогам обсуждения был выработан проект инженерно-технической школы.

Вместе с тем, участники форума подняли ряд существенных вопросов, без решения которых невозможно дальнейшее развитие технического образования школьников. К ним относятся: сокращение количества часов на преподавание естественно-математических дисциплин, которые должны составлять основу для создания инженерно-технических школ и классов; перераспределение часов школьного компонента, что привело к сокращению спецкурсов и элективных курсов естественно-математического профиля; проблема подготовки и повышения квалификации педагогов инженерно-педагогического профиля, особенно для школьного и внешкольного дополнительного образования, а также уроков «Технология»; недооценка роли интеграции школьного базового и дополнительного образования в развитии технического обучения и т.д.

Подводя итоги, участники педагогического форума предложили решить ряд организационных  вопросов. Среди них: рекомендовать органам образования и образовательным организациям с учетом предложений участников форума скорректировать перспективные меры и программы развития технического образования школьников, исходя из социально-экономических условий регионов; просить Министерство образования и науки Кыргызской Республики включить в учебные планы инженерно-техническое обучение; одобрить проект инженерно-технической школы, разработанную участниками форума; поддержать инициативу РДИТА «Алтын туйун» о целевой подготовке инженерно-педагогических кадров на базе КГТУ им. И. Раззакова. Органам образования и образовательным организациям республики рассмотреть возможность открытия инженерно-технических классов и школ в регионах; привести в соответствие инфраструктуру дополнительного образования, восстановить баланс соотношения технического, художественного и экологического направления и т.д.

Все участники форума выразили большую благодарность Министерству образования и науки КР и Республиканской детской инженерно-технической академии «Алтын туйун» за продуктивную встречу и возможность обсудить наиболее острые вопросы образования на всех уровнях: от представителей Аппарата Правительства КР и МОиН КР до коллег со всех регионов нашей страны. Надеемся, что в скором времени мы сможем обмениваться мнениями, идеями и обсуждать проблемы в сфере дополнительного образования в формате вебинаров и онлайн конференций.

В заключение форума состоялось награждение участников республиканского конкурса компьютерных плакатов и эссе, посвященного 90-летию Ч.Т. Айтматова и республиканского заочного астрономического турнира.

Инженерное образование сегодня формирует экономический потенциал страны. Именно с повышением его качества связаны надежды на выход Кыргызстана из социально-экономического кризиса. Форум «Концепция развития технического образования школьников на современном этапе – один из важнейших ресурсов реформирования системы образования» — это огромный интеллектуально-практический вклад в формирование промышленного будущего и экономического процветания нашей страны!

Директор РДИТА «Алтын туйун»                                Ж.Б. Бапанова

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий