ПЕДАГОГИ СТРАН СНГ ОБСУДИЛИ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

11 октября в Бишкеке начал свою работу юбилейный V съезд учителей и работников образования государств-участников СНГ. Темой обсуждения форума является «Развитие образовательных систем государств-участников СНГ в контексте целей устойчивого развития».

Открытие съезда состоялось в одном из залов Государственной резиденции Ала-Арча”, где с приветственным словом к делегатам и гостям съезда обратился Президент Кыргызской Республики С.Ш. Жээнбеков.

Министр образования и науки КР Гульмира Кудайбердиева рассказала о “Стратегических ориентирах развития системы образования Кыргызской Республики в контексте целей устойчивого рвзвития”.

Там же прошла выставка, на которой каждая страна СНГ представила свои важнейшие образовательные достижения. На таких выставках можно увидеть не только учебники, но и получившие в последние годы все большее распространение электронные обучающие материалы.

В первый день съезда состоялось пленарное заседание, на котором выступили руководители делегаций. Они рассказали о том, что произошло в системе образования их стран за последние два года, после окончания IV съезда, а также что делается в каждом государстве для достижения Целей устойчивого развития.

Цели устойчивого развития – это программа, принятая на заседании генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2015 года.

Тема устойчивого развития актуальна сегодня для всех стран мира, поскольку она предполагает сбалансированное экономическое и социальное развитие в соответствии с требованиями охраны окружающей среды для улучшения качества жизни, как настоящего, так и будущих поколений.

Современное же образование призвано очертить круг возможных компетентностей выпускника, которые должны не только дать ему возможность жить в уже существующем мире, но и позволят выступать активным участником происходящих изменений, или, по крайней мере, адаптироваться к ним.

Поэтому среди 17 целей одна – цель 4 – непосредственно посвящена образованию  и заявляет о необходимости «Обеспечения инклюзивного и качественного образования для всех и содействия обучению на им» протяжении всей жизни».

Как сообщила газете “Кутбилим” Советник министра образования и науки КР Лариса МАРЧЕНКО, в связи с этим, перед каждым государством встает вопрос о том, как построить образовательную систему, которая будет готовить учащихся и студентов к жизни в мире с высоким уровнем неопределенности. Одним из ответов на этот вопрос является образование для устойчивого развития (ОУР). Переход к такому образованию, подразумевающему измененеие содержания образования и включение в него вопросов устойчивого развития, заявлен как главная задача в Стратегии развития образования Кыргызской Республики до 2020 года и ряде стратегических документов государств-участников СНГ.

Поэтому ряд секций, которые работают на съезде 11 и 12 октября  посвящены вопросам формирования у учащихся компетентностей, необходимых для жизни в современном мире и обеспечении его устойчивого развития.

Это такие секции, как «Реализация государственной политики в сфере образования — новые контексты и новые решения» и «Роль стандарта в компетентностном образовании: опыт стран СНГ». На первой секции руководители делегаций государств-участников СНГ обсудят основные направления образовательной политики в странах СНГ, включение в концептуальные и стратегические документы вопросов устойчивого развития и сотрудничество между странами СНГ по вопросам ОУР и другим актуальным проблемам.

Секция, посвященная вопросам “Устойчивого развития для образовательных организаций: формирование безопасной образовательной среды” будет посвящена двум вопросам. Надеемся, что в обсуждении новых методологических подходов в ОУР сможет принять участие один из крупнейших специалистов по данному вопросу, професссор МГУ Д.Н. Кавтарадзе. Второй вопрос будет посвящен созданию в образовательной организации безопасной и комфортной образовательной среды. Здесь Кыргызстану есть, чем поделиться с коллегами из других стран. В настоящее время подготовлены материалы для внесения изменений в ряд нормативных правовых актов Кыргызской Республики, чтобы создать нормативную базу для повышения качества образовательной среды в наших школах в плане физической, психологической, информационной и экологической безопасности учащихся и педагогов.

По словам Ларисы Марченко, в секции, посвященной стандартизации образования, основной акцент делается на роли стандартов в школьном образовании, а также на всех уровнях профессионального образования и включения в содержание образования вопросов ОУР. Также на секции предполагается обсудить такие проблемы, как методология построения компетентностного образования, теория и практика внедрения стандартов на всех уровнях образования.

В рамках еще одной секции анализируются современное состояние и перспективы развития педагогической науки в странах СНГ. Участие в заседании секции представителей научно-исследовательских учреждений стран СНГ и представителей вузовской науки позволит обсудить важнейшие вопросы обучения детей и взрослых, а также повышения мотивации к обучению. Этому вопросу будет посвящена сессия, на которой эксперты Россотрудничества расскажут о возможностях повышения мотивации к обучению и повышения качества обучения в школах. Среди экспертов Россотрудничества – представители Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Таджикистана, Армении. Участие экспертов из разных стран СНГ позволило увидеть практики, существующие в разных странах, и обсудить возможности применения их как в Кыргызстане, так и в других странах СНГ.

Секция по внешкольному образованию позволит увидеть, какие формы развития способностей детей используют в Кыргызстане и наши коллеги из стран СНГ. Заседание секции пройдет на базе детской республиканской инженерно-технической академии «Алтын түйүн», что позволит широко представить лучший опыт Кыргызстана в внешкольном образовании.

Работа двух секций съезда будет посвящена также профессиональному образованию. Вторая секция посвящена высшему профессиональному образованию. Работа в этой секции будет организована как вокруг вопросов внутреннего развития системы высшего профессионального образования каждой страны, так и выстраивание более тесного взаимодействия в рамках единого (общего) образовательного пространства СНГ, в том числе – при работе в Сетевых университетах – СНГ, ШОС, евразийской ассоциации университетов, а также других форм совместной работы.

Таким образом, делегаты съезда обсуждают ключевые вопросы развития всех уровней образования. Рекомендации, которые будут разрабатываются на секциях, будут отражены в единой резолюции съезда.

Гульмира КУДАЙБЕРДИЕВА: «Устойчивое развитие является не просто трендом в современном мире, а условием выживания человечества»

В своем выступлении “ Стратегические ориентиры развития системы образования Кыргызской Республики в контексте целей устойчивого развития» глава Минобразования Кыргызстана Гульмира Кудайбердиева отметила, что Кыргызская Республика, как и все страны СНГ, делает все возможное, чтобы каждый человек мог реализовать свои права, включая и право на образование.

«Мы – молодая страна, и 39% наших граждан – это молодежь. Поэтому из шести миллионов населения — более 2-х миллионов непосредственно связаны с системой образования. Для Кыргызстана именно развитие человеческого потенциала может обеспечить конкурентоспособность страны. Если рассмотреть 17 целей устойчивого развития, принятых в 2015 году Генеральной Ассамблеей ООН, становится понятно, что их достижение возможно только при условии построения новой, современной системы образования.

В связи с этим переход к образованию для устойчивого развития заявлен как главная задача в стратегических документах развития образования Кыргызской Республики. Поскольку инновации приобретают все большее значение для устойчивого экономического развития, системе образования необходимо готовить детей к тому, что в будущем им придется отвечать на все более сложные вызовы», — отметила министр.

По ее словам, для того чтобы обеспечить конкурентные преимущества своим выпускникам, Кыргызстан за последние годы начал серьезную перестройку системы образования. Она основывалась на согласовании двух базовых процессов:

  • сохранении и развитии культурной самобытности, подержании национального своеобразия через формирование нового содержания образования и
  • использовании достижений мировой образовательной системы для вхождения Кыргызстана в региональное (в том числе в рамках СНГ) и глобальное образовательные пространства.

На этой основе строится новая Концепция развития образования как часть Национальной Стратегии развития Кыргызской Республики до 2040 года. В мире с высокой степенью неопределенности невозможно делать прогнозы на два десятилетия вперед, можно говорить лишь о трендах, которые могут быть реализованы в течение этого времени.

Согласно прогностическим докладам, можно выделить долговременные направления развития в мире, которые сформируют будущее, в том числе и для Кыргызстана.

Они связаны, в первую очередь,

—        с широким внедрением во все сферы жизни информационных технологий, что будет и дальше задавать вектор развития нашего мира;

—        с изменением модели труда, когда рутина заменяется более творческими элементами;

—        переходом от конкуренции к кооперации из-за решения задач с высоким уровнем неопределенности;

—        с использованием возобновляемых источников энергии и достижениями “зеленой экономики”.

Результатом обучения должны стать Soft skills, обеспечивающие выпускникам всех уровней образования:

—        гибкость и адаптивность;

—        способность учиться и переучиваться в течение жизни;

—        сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты работы и обучения);

—        умение работать в междисциплинарных средах и знание «всеобщего языка понятий», что потребует формирования различных типов мышления (критического, проблемно-ориентированного, системного, кооперативно-творческого);

—        ответственность в работе;

—        владение информационными технологиями;

—        многоязычие;

—        понимание принципов устойчивого развития и умение претворять их в реальности.

Что касается переменных величин, то они будут связаны, например,

—        с принципами формирования содержания образования, формами его реализации — сохранится ли школа как социальный институт, или основными формами обучения станут, например, сетевые сообщества;

—        с изменением физического пространства обучения;

—        с проблемой технологического оснащения обучения;

—        с новыми характеристиками педагога.

Конечно, уже сейчас система образования Кыргызстана делает ряд шагов для того, чтобы решить стратегические задачи своего развития. Многое вы видели в ролике, показанном перед началом нашего пленарного заседания.

Гульмира Кудайбердиева остановилась на нескольких ключевых вещах, обеспечивающих достижение поставленных задач.

На протяжении последних лет в Кыргызстане проведена и проводится реформа образования, направленная на преобразование ключевых элементов системы: управления, финансирования, содержания образования. В сфере управления главными результатами можно считать формирование единой управленческой вертикали в секторе образования и формирование основ управления, ориентированного на результат.

Важнейшим инструментом преобразования системы финансирования и управления сектором стало нормативное бюджетное финансирование, внедряемое на уровне дошкольного, школьного, начального профессионального и высшего образования. Движение средств «за обучающимся» стало инструментом, обеспечивающим повышение ответственности организаций образования за предоставление качественного обучения. Еще одним важным результатом стало вовлечение детей в процесс обучения (в настоящее время обучается 98,8% детей). Мы стремимся к тому, чтобы охват был 100% и ни один ребенок не оставался вне обучения.

Реформирование содержания образования было опосредовано переносом фокуса образования с объекта на субъект — на самого обучающегося. Механизмом изменения содержания образования стали стандарты нового поколения на компетентностной основе, разработанные и принятые для уровней дошкольного, школьного и высшего профессионального образования. Для начального и среднего профессионального образования разработка стандартов продолжается.

Для того, чтобы через образование можно было продвигать принципы устойчивого развития, в учебные программы школ и вузов закладывались такие компоненты, как сохранение естественных экосистем, уважение к культурному, социальному и биологическому разнообразию, гражданственность, сохранение здоровья, основы поведения в чрезвычайных ситуациях, гендерные и другие  аспекты достижения устойчивости.

В принятых в 2015 году предметных стандартах для школ были введены три обязательные тематические линии, связанные с устойчивым развитием:

—        энергоэффективность и безопасность жизнедеятельности;

—        поликультурность (как принятие ценности других культур, что является условием устойчивого общества);

—        Инклюзия и эксклюзия (исключенные группы и гендер).

Сделаны первые шаги для реализации этих требований на уровне учебных материалов.

Кроме того, формируя компетентности для устойчивого развития на всех уровнях образования, Кыргызстан видит возможности гуманизации всех уровней реальных взаимоотношений: человек – человек, человек – общество, человек – государство, человек и природа.

По словам министра, второй крупный тренд в развитии образования Кыргызстана – это цифровизация, где мы стремимся наращивать свой потенциал. Уже сейчас 68% школ подключены к Интернету, и до конца учебного года мы завершим подключение к Всемирной сети оставшиеся школы.

В рамках реализации Концепции регионального развития при поддержке партнеров по развитию созданы 60 современных инновационных школ, подключенных к сети Интернет и оснащенных соответствующим оборудованием.

Задача данных школ — стать центрами школьных образовательных кластеров и моделью функционирования электронных школьных библиотек.

Следующим шагом будет введение еще в 30 школа электронного обучения (e-Learning), а затем — обучение на основе применения электронных и мультимедийных технологий начнется и в других школах Кыргызстана.

Вузы Кыргызстана уже активно используют электронное обучение, причем оно становится все более предметным и практико-ориентированным. То есть акцент смещается с теории на реальные студенческие проекты, что дает возможность взаимодействия образования и бизнеса для формирования инновационных продуктов.

Работники системы образования Кыргызстана хорошо понимают, что на современном этапе развития страны и в перспективе система высшего профессионального образования должна стать движущей силой экономического и культурного роста страны, повышения ее конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития за счет человеческого ресурса, формируемого в вузах. Поэтому большое внимание уделяется обеспечению качества системы образования. Кыргызстан в прошлом году провел первую пробную оценку сектора образования и намерен делать такие оценки регулярно. Начинает работать инструмент аккредитации для всех уровней образования.

«Выбирая тему Съезда, Кыргызстан стремился отразить в ней актуальные вопросы развития систем образования всех государств-участников СНГ. Устойчивое развитие является не просто трендом в современном мире, а условием выживания человечества; оно призвано обеспечить “экономическую жизнеспособность, справедливость, социальную сплоченность, охрану окружающей среды и устойчивое управление природными ресурсами, с тем, чтобы реализовывать возможности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерб возможностям будущих поколений. 

Достижение Целей устойчивого развития, касающихся уменьшения нищеты, ликвидации голода, снижения уровня неравенства внутри стран и между ними, “содействия неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех” невозможно без качественного образования для всех», — сказала глава Минобразования Кыргызстана. 

Страны СНГ: Решать общие задачи вместе 

Перед Участниками съезда также выступили руководители делегаций стран СНГ, которые рассказали о том, что произошло в системе образования их стран за последние два года, после окончания IV съезда, а также что делается в каждом государстве для достижения Целей устойчивого развития.

Заместитель министра образования Беларуси Раиса СИДОРЕНКО отметила, что развитие  качественного образования приоритетно в государственной политике страны. В контексте Целей устойчивого развития важна интеграция науки и жизни. Разрабатывается система независимой оценки образования, оценки качества, расширяются мониторинговые исследования, направленные на повышение качества проводимых реформ.

“Совершенствуется и профориентационная работа, также для технопарки повышения квалификации в Республику Беларусь приезжают педагоги из Азербайджана, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана, развиваются и работают технопарки. Мы также ощущаем вызовы глобализации, когда стираются многие грани, мы готовы признавать и перенимать опыт других стран, но и сохранять свою национальную самобытность”, — отметила Раиса Сидоренко.

Вице-министр  образования и науки Казахстана Эльмира СУХАНБЕРДИЕВА отметила, что развитие образования – задача общегосударственной значимости, так как важна интеграция в мировое образовательное пространство. Важными приоритетами являются обновление содержания образования, создание комфортных условия для обучения ребенка, переход от авторитарного подхода к сотрудничеству ученика с учителем.

В школах вводятся новые предметы Информационно-коммуникационные технологии с 1 класса, основы предпринимательства и бизнеса, введение в науку.

Статс-секретарь Министерства просвещения России Павел ЗЕНЬКОВИЧ одним из достижение в сфере образования назвал открытие в 60 регионах детских технопарков, что очень важно для развития школьников. Уделяется большое внимание непрерывному образованию для взрослых.

“Мы делаем попытку комплексно подойти к развитию образования, мы готовы к всестороннему сотрудничеству. Мы все из общей советской системы образования и мы должны найти общие решения стоящих перед нами задач”, — отметил Павел Зенькович.

Участники из Таджикистана, Армении также рассказали о своих реформах. В частности, о цифровизации системы образования, развитии детских садиков и расширении охвата детей предшкольной подготовкой детей, введении электронного дневника, паспорта, библиотеки, зачетной книжки и др.

НКС является важнейшим механизмом согласования квалификаций

В Бишкекском гуманитарном университете в рамках съезда состоялась сессия “Национальные квалификационные системы и профессиональный стандарт педагога: проблемы разработки и пути внедрения”

На секции было отмечено, что национальная квалификационная система КР (НКС) является важнейшим механизмом согласования квалификаций, получаемых в процессе обучения и востребованных на рынке труда.

Поэтому сегодня Министерство образования и науки переориентирует систему профессионального образования на подготовку кадров с учетом будущих потребностей рынка труда и одновременно создает механизмы переподготовки и повышения квалификации для уже работающих специалистов. МОН КР разработало проект квалификационной рамки, провело ряд отраслевых исследований и приступило к разработке профессиональных стандартов.

По словам модератора сессии, ректора университета АДАМ/БФЭА, Светланы Симбард, Национальная квалификационная система поможет увязать образовательные стандарты с потребностями рынка труда.

«С учетом тех задач, которые ставят перед Кыргызстаном программы «Таза коом» и «40 шагов в будущее», НКС позволит обеспечить признание наших квалификаций и степеней за рубежом и трудовую мобильность. Уже более 150 стран имеют квалификационные системы и квалификационные рамки или создают их», — сказала она.

Айнура КАНИМЕТОВА «Кутбилим»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий