КНУ – 85 ЛЕТ: В СТАРТОВЫЙ ПЕРИОД СУВЕРЕНИЗАЦИИ КЫРГЫЗСТАНА

Прообраз Национального университета – первый ВУЗ Республики,Кыргызский государственный педагогический институт – был открыт в 1932 году. Кыргызский пединститут, как и позже его приемник – Государственный университет – стал базой для создания практически всех высших учебных заведений Кыргызстана. Поэтому не случайно Национальный университет считается alma mater для отечественной высшей школы.

Ускорение технического прогресса, возрастание роли науки и образования в государственном и культурном строительстве потребовало организации в Кыргызстане университетского образования. Совет Министров СССР 24 мая 1951 года принял постановление подписанное И.В. Сталином, в котором говорилось: Организовать в 1951 году в г. Фрунзе на базе Киргизского педагогического института Киргизский государственный университет в составе следующих факультетов: исторического, филологического, физико-математического …, отнести Киргизский государственный университет к высшим учебным заведениям первой категории.

Сорок два года, с 1951 по 1993 года, деятельность КГУ – незабываемая страница отечественной истории. Именно в эти годы оформился и завершился процесс становления университетского образования. Именно поэтому в нашем сознании сложилась формула “Национальный университет  — зеркало Кыргызстана.

В 1993 году вышел исторический Указ Президента Кыргызстана “О Кыргызском государственном университете”, где говорилось: В целях совершенствования сложивщейся системы образования и доведения её до уровня мировых стандартов … определить статус  Кыргызскому государственному университету как Кыргызский государственный Национальный университет”.

 

В апреле 1992 г. по приказу Министерства образования сначала меня назначают, потом в августе 1993 г. снимают с должности ректора, а затем  в ходе альтернативных выборов в ноябре 1993 г. избирают ректором Киргосуниверситета – флагмана высшей школы республики.

Впрочем, я оказался седьмым по счету ректором в истории университета. Начиная с 1951 года, это были ведущие ученые и организаторы  отечественной науки, академики, имеющие высокий государственный и общественный авторитет: Б.Ж. Джамгерчинов, Б.М. Юнусалиев, С.Т. Табышалиев, М.И. Иманалиев, К.О. Оторбаев, У.А. Асанов.

Это были годы кропотливого труда, годы мучительной борьбы за выживание, реформирование системы образования, науки и культуры в стране.

После распада СССР Кыргызстан находился в рублевой зоне и в 1992 году испытывал большие трудности. Девальвация рубля в тот период превысила десятикратный рубеж. Рублевая эмиссия губительно сказывалась на экономике, в частности, на бюджетном финансировании вузов. В вузах шло резкое сокращение контингента как обучающихся студентов, так и преподавателей. Трудный переходный стартовый период суверенизации. Экономический социальный кризис. Население бедствует. Инфляция растет. Рушилась научная и образовательная система. И в этих сложнейших условиях нужно было реформировать образовательную систему, находя нестандартные решения.

Одним из наиболее важных шагов на пути к перелому ситуации стала линия интеграции нашей образовательной системы в мировые образовательные процессы: внедрение многоуровневых технологий обучения — «бакалавр», «магистр», получение иностранных инвестиций в виде грантов, зачисление  наряду с бюджетными, первых контрактных студентов, и создание в университете различных структурных транснациональных подразделений с юридическим статусом на внебюджетной (грантовой) основе.

Взятый курс мы выдержали твердо. Мы успели вовремя. Многоуровневую и контрактную подготовку специалистов ввели первыми из стран Средней Азии и Казахстана. Так, динамика сокращений количества студентов в КГНУ, обучающихся за счет госбюджета в обозначенные годы, выглядела в сторону уменьшения: в 1993 г. — 7368 чел. 1994 г. – 6407, 1995 г. – 5463, 1996 г. – 4142, 1997 г. – 5222, 1998 г. – 4518, 1999 г. – 4373, в 2000г. – 3913 чел. А  количества студентов-контрактников  –  в сторону увеличения: 1993г. – 1045 чел.,  1994 г. – 2042, 1996 г. – 6830, 1997 г. – 16790, 1998 г. – 21949, 1999 г. 23516, в  2000 г. – 23634 чел. Соответственно с увеличением количества студентов-контрактников возросло и количество преподавателей и сотрудников университета.

Иностранные инвестиции в виде грантов на развитие образовательной и научной системы, КГНУ стал получать интенсивнее и в больших объемах, чем наши соседи из стран СНГ.

Первые зарубежные гранты* университет начал получать в 1993 году, когда развернулось сотрудничество с Университетом Небраска-Линкольн (США). Вскоре, по инициативе посетившего наш университет  Вице-Президента США Альберта Гора в 1993 году, на развитие  был передан еще один грант. Спустя год университет выиграл сложнейший международный конкурс проектов по линии Комиссии Европейского Союза с получением двух грантов (программы TACIS,  TEMPUS).  С 1998 года мы получаем научные гранты от МНТЦ и других международных организаций.

_____________________

*За каждым предоставленным грантом стоит своя предыстория. Остановлюсь только на одном из них. Как мы получили первый свой грант? В конце 1992 года состоялась первая поездка ректоров вузов Кыргызстана в США. Перед поездкой была встреча с нами  (Борубаев А.А. – ректор КГПУ, Усубаматов Р.У. – ректор КТУ, Алагушева К.А. – ректор КСХИ) представителя США в Кыргызстане господином Ян Келли, который подробно объяснил цель предстоящей поездки, в частности он сказал, что у нас есть  возможность заключения договора о содружестве с университетами США об оказании помощи нам в подготовке высококвалифицированных специалистов, в развитии научных исследований  и т.д. В связи с этим предложением, мною совместно с Шаршекеевой К.Д. и Байбулатовым Ф.Х. были подготовлены два проекта, один из них для создания Кыргызско-Американского факультета (КАФ) (для подготовки специалистов по американской технологии обучения) по бизнесу и гуманитарным наукам, а второй, по развитию научно-исследовательских работ по микроэлектронике и элементным базам вычислительной техники.  Имея в виду, что у меня до этого предложения была встреча в КГУ  с вице-губернатором штата Алабама (США), который приехал в Кыргызстан с сыном (который снимался в роли Чынгызхана в фильме кыргызского режиссера Толомуш Океева) и у меня с ним состоялся обстоятельная беседа об образовательной системе США  и об оказании помощи к нам, в реформировании нашей образовательной системы. Кроме того, что у меня была информация о том, что мой бывший декан физического факультета Новосибирского госуниверситета Р. З. Сагдеев проживает в США после женитьбы на Сьюзен Эйзенхауэр (внучка президента США Д.Эйзенхауэр), Президента фонда  постсоветских исследований. Эта предстоящая поездка в США был для меня вторым по счету, первый раз США я посетил 1984 году в составе научной делегации от СССР, где мы были ознакомлены многими научно-образовательными центрами (города Вашингтон, Нью-Йорк, Бостон и др.) По приезду в США, благодаря поддержке и активности посла Кыргызской Республики Розы Исаковны Отунбаевой, нам была устроена встреча в департаменте по образованию в г.Вашингтоне, где были предложены эти два проекта и была просьба об оказании содействия в поиске партнеров среди университетов. И действительно, была оказана помощь по реализации первого проекта о КАФ со стороны госдепа США, и к концу нашей поездки в гостинице (г. Бостон), получаю факс из Университета Небраска-Линкольн с просьбой о подписании договора о Кыргызско-Американском факультете с их дополнениями и редакцией. Договор о содружестве с этим университетом был принят и подписан мною в декабре, 1992г. По второму проекту по микроэлектронике у меня были встречи с Р.З. Сагдеевым и С. Эйзенхауерем, но они объяснили мне о невозможности реализации данного проекта временными трудностями с IBM  связанными с реализацией программы СОИ между СССР и США. В конечном счете, после многочисленных переговоров, визитов, настойчивых повседневных усилий, через полгода первые американские гранты стали поступать в наш университет (с 1993 года по н/вр.) И подобная ситуация – по каждому гранту, полученными нами из зарубежных стран и международных организаций. Речь идет о деловой и личной репутации заемщиков при принятии грантодателями решений  о предоставлении средств: между физическими лицами, между юридическими лицами. И в связи с этим вспоминается еще один случай из этой поездки «Как начальнику отдела департамента образования США был задан (в 1992 году) вопрос: чем бы могла помочь американская профессура нам в нашем становлении? Ответ был неординарным: «Американский профессор никогда не скажет «нет», найдите его интересы,  и он может сделать невозможное!».

Получение многочисленных зарубежных грантов и инвестиций в  КГНУ стало возможным благодаря дружественным и деловым контактам руководителей структурных подразделений университета с представителями международных организаций и посольств зарубежных стран, аккредитованных в Кыргызской Республике: Испании, Турции, Индии, Республика Корея, КНР и США (Альберт Гор, Ян Келли и др.), Японии (Тетсужи Танака, С. Эдамура., М. Ватанабе), Франции (Пьер Мореля, Жорж Коллер, Даниэль Миттеран, Пьер Байи, Реми Дор и др.) ЮНЕСКО (Мартин Хедлоу, Коитиро Мацуура и др.).  

Кыргызско-Европейский факультет был создан в рамках проекта TEMPUS (T-JEP 1088-95) на базе Контрактно-коммерческого факультета КГНУ. В осуществлении этого проекта партнерами КЕФ были три университета Европы. Университет им. Pierre Mendes France г. Гренобль (Франция), Университет им. Jean Monnet г. Сент-Этьен (Франция) и Университет UNED (г. Мадрид, Испания). Основной задачей проекта являлась разработка и внедрение новой учебной программы по экономике, новой методики и технологии обучения для студентов, которые соответствуют Европейским стандартам и адаптированы к кыргызской реальности.

Успешной работе этому коллективу способствовал договор, подписанный ректорами КГНУ и Гренобольского университетов 20.05.1995 в г.Гренобле. А также достигнутые договоренности между г-ном Жана де Лонжу начальником международного отдела Министерства национального образования Франции и мною (Министром образования, науки и культуры КР) во время проведения Дней культуры Кыргызстана во Франции с 19-24 мая 1998 года: 1

—                           о переводе отношений между Кыргызстаном и Францией в области образования, науки и культуры с многосторонней на двусторонней основе;

—                           о выделении в 1998-1999 годах 20 стипендий для стажировок преподавателей во Франции сроком до 25 месяцев;

—                           о конвертируемости диплома КЕФ КГНУ с Гренобольским университетом.

Особенностью образовательной технологии внедрения в КЕФ явилось то, что кредитная система обучения была “внедрена” в кыргызский стандарт образования. Учебные планы и программы по специальным дисциплинам (блок дисциплин специализации) Гренобольского университета спроектированы в регламент обучения студентов. Разработаны нормативные базы и внедрены в учебный процесс КЕФ Европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS) и учебная программа по экономике по методологии Тюнинга. На КЕФ введены модель Институциональной системы оценки качества высшего образования, бесконтактная технология оценки знаний, умений и навыков – компетентности, которые позволили привить студентам умение систематически заниматься в течение всего периода обучения, объективно осуществлять контроль без участия преподавателей студентов.

Бесусловно, в условиях перехода от советской системы к демократическим ценностям образования, первая плеяда деканов КЕФ  М. Акчекеева, Ш. Сальпиев, А. Ботобеков проделали большую работу. Именно благодаря им, одним из первых стран СНГ было введено платное обучение с калькуляцией сметы расходов, графики учебного процесса, учебные планы и стандарты соответствующие Европейским вузам.

При активном участии декана КЕФ Адамкуловой Ч.У. в КНУ за истекший период (1995-2015гг.) были реализованы 15 проектов программы ТЕМПУС и 7 проектов программы Эрасмус Мундус. В рамках программы ТЕМПУС реализованы проекты по созданию и развитию учебных программ бакалавриата и магистратуры, в рамках проектов Эрасмус Мундус — предоставление стипендии для академической мобильности бакалавров, магистров, аспирантов и преподавателей.

Так за истекший период 98 преподавателей, 374 бакалавров. 72 магистров, 28 аспирантов КЕФ прошли обучение и стажировку в Европейских университетах.

  • С именем КГНУ связан Японский центр в Кыргызской Республике, который когда-либо был открыть в Центральной Азии. Он учрежден на КР и Меморандума, подписанного мною и Секретариатом комитета МИД Японии и КГНУ в г.Токио, апрель 1995 год.

Выстраивая систему памятных событий касающийся Японского центра с чувством благодарности, хотел бы отметить большую роль посла Сумио Эдамура, советника президента КР Тетсуджи Танака и руководства JICA. Хорошо понимая наши трудности стартового периода суверенизации, со стороны Японии были предприняты энергичные меры по оказанию  помощи в создании Центра. Мы, руководство КГНУ находили с Японской стороной сходство интересов  и мыслей в решении организационных, материально-технических и профессионально-программных вопросов в идее создания крупно масштабного центра в Республике, который был первым в странах Центральной Азии. Двадцатилетний опыт становления и деятельности Японского центра, показал плодотворность воплощения изначального замысла создания Центра, призванного способствовать дальнейшему развитию Кыргызско-Японских отношений.

Кафедра ЮНЕСКО КГНУ по экологическому образованию был создан 1996 году и был первым своего рода, который когда-либо был открыть  в странах Центральной Азии. Она учреждена на грантовой основе предоставленной ЮНЕСКО.

Факультет Международных отношений (ФМО) был создан 1995 году. Со дня основания по настоящее время ФМО возглавляет профессор Р.А. Бейбутова, которая проводит большую менеджерскую работу интерактивных методов обучения студентов по специальности “Международные отношения” и является  одним из первых организаторов студенческого движения SiFE в Кыргызской Республике.

        Факультет  подготовки таможенных кадров был создан в 1996 году после подписания мною Договора о сотрудничестве между Российской таможенной академией  (начальник РТА – генерал-полковник, профессор Н.М.Блинов) и КГНУ и был первым, который был открыт в республиках средней Азии и Казахстане.

Институт целевой подготовки педагогических кадров ныне Педагогический факультет один из динамично развивающихся структур  входящих в состав КНУ. Начался он с факультета  целевой подготовки специалистов  в 1996 г. В 1997 г. приобрел  статус центра, а в апреле 1998 г. им выдана лицензия на право целевой подготовки  педагических  кадров по программе  высшего  образования. У исиоков этой структуры стояли ведущие педагоги Кыргызстана К.Ж. Садыков, А.Н. Гудимова, И.Ч. Исамидинов, Э.Э. Молдоев и др. Особое внимание здесь уделяется фундаментальности и практической направленности  целевого обучения  будущих учителей – предметников  общеобразовательных школ КР.

Кыргызско-Американский факультет компьютерных технологий и Интернет  был создан на основе согашения, подписанного мною  с Президентами университетов штата Мэриленд и Миннесота (США) в 1997 году. Подписание договора  о сотрудничестве с университетом Мэриленд  состоялось с Президентом Уильям Кэрвином после спутниковой связи с Кыргызстаном.  А с университетом  Миннесота – после иннагурации  Марка  Юдольфа Президентом  университета.

_____________________

Теперь, по проишествии почти 25 лет, осознаешь, что те решения, которые принимались руководством университета – коллегиально и демократично, оказались не просто верными, а единственно правильными. Кыргызский государственный национальный университет первым из университетов Центральной Азии начал внедрять «Право записи», «Тест», «Абитуриент» – формы, обеспечивающие комплектование вуза способной молодежью, отказавшись от традиционных вступительных экзаменов, используя комплексное (бланочное и компьютерное) тестирование. И органично перешел на многоуровневую (бакалавр, магистр) подготовку специалистов. Завязав контакты с Американскими  и Европейскими университетами, (созданием в 1992-1995гг. в структуре КГНУ – Кыргызско-Американского (КАФ) и Кыргызско-Европейского факультетов КЕФ, Японского центра, кафедры ЮНЕСКО и др.), КГНУ постепенно перешел на образовательную технологию, основанную на демократических ценностях и академических свободах, предоставляющую студентам широкие права в определении объемов и направлений своего образования. Особенностью начала реформирования  образовательной системы КГНУ явилось то, что кредитная система обучения в Европейских и Американских вузах была внедрена в стандарт образования Кыргызстана при обучении студентов на КАФ и КЕФ КГНУ.

Позже, уже анализируя итоги своей работы в Киргоснацуниверситете тех лет, мы поняли, как важно в нужное время для страны выдвинуть жизненно-необходимую идею, которую поддержат внутри коллектива, внутри страны и на международном уровне.

Мы были «интернационалистами-энтузиастами», не разделяющих себя на регионы, национальности, спаянной единой командой, решающей все задачи в достижении конкретно поставленной цели. В нас жили чувства патриотизма за родной университет  – флагман высшей школы республики и умения радоваться успеху друг друга и каждого из нас.

Ради идеи устойчивого развития образовательной системы КГНУ, в условиях  связанных с развитием суверенного государства, открытого общества, рыночной экономики, ради формирования таких образовательных структур, в которых наука и образование составляют органичное единство, использующие самые современные ИКТ и инновационные методы обучения мирового образовательного пространства, ради получении грантовых инвестиций зарубежных стран и др., нам, приходилось создавать новые структуры на транснациональном уровне, продвигающих интересы Киргоснацуниверситета. Однозначно – без поддержки на политическом уровне не были бы решены ни финансовые, ни организационные вопросы, не было бы возможным вовлечение многих зарубежных грантовых инвестиций и вовлечения огромного количества иностранных участников – представителей научных и общественных фондов и ведомственных организаций и учреждений. Но содержательная часть,

логистика, согласование всех вопросов с партнерами-вузами (зарубежных стран) решались, конечно, в значительной степени внутри коллектива (в университете). Это было тяжелое, но очень удачливое время, потому что мы увидели реальный результат нашей совместной коллективной работы.

Учитывая успехи КГНУ в этом деле, американские ассоциации университетов и образовательно-научных фондов США (в частности фонд Сороса) решили создать  на базе КАФ КГНУ в г.Бишкеке Американский университет в Кыргызстане (1997г.), а затем и Американский университет в Центральной Азии (АУЦА, 2002г.). Европейские университеты на базе КЕФ и ФМО КГНУ оказали содействие  для реализации образовательных программ Комиссии Европейского Союза ТЕМПУС/ ТАСИС.

Получилось, что КГНУ положил начало набору первых «контрактных» студентов на внебюджетной основе (в государственном секторе)  в образовательном пространстве СНГ и  новых моделей будущего развития высшего образования в странах постсоветского пространства т. е. это были пионерные начинания для появления, таких, транснациональных вузов КРСУ, АУЦА, КТУ им. Манаса, как Российско-Армянский (славянский) университет, Славянский университет (Молдова), Российско-Таджикский университет, Казахстанско-Британский технический университет и др.

Об озоновом слое атмосферы и научной станции «Иссык-Куль». Принятия Венской конвенции по защите озонового слоя  и Монреальского протокола о веществах, истощающий озоновый слой признаются мировым сообществом как самые успешные многосторонние  соглашения по окружающей среде.

Венская конвенция и Монреальский протокол – первые и единственные глобальные экологические соглашения, которые достигли ратификации абсолютно всеми государствами (197 стран). Отрадно отметить, что в выдающихся достижениях по реализации основных положений этих международных проектов есть и существенный вклад Кыргызской Республики. Поддерживая усилия мирового сообшества Кыргызстан создал научно-исследовательскую станцию «Иссык-Куль» (1993 г.), получившая в 2004 году статус Региональной станции Глобальной Службы Атмосферы ВМО ООН

О высоком научном уровне работы, выполняемых учеными Киргизии на станции «Иссык-Куль» свидетельствуют благодарственное письмо, полученное мною за  вклад в защиту озонового слоя от Исполнительского секретаря Секретариата по Озону Программы ООН по окружающей среде (UNEP) Tina Birmpili от 6 июня 2016 года и положительные отзывы, присланные известными учеными из ближнего и дальнего зарубежья (Япония, США, Франция, Швеция, Канада, Россия, Польша и др.)

В благодарственном письме отмечается, «что станция «Иссык-Куль» по  признанию ООН является, как важная региональная станция глобального изучения атмосферы. И научные данные по озоновому слою, парниковым газам и ультрафиолетовой радиации и аэрозольным частицам являются важной частью вклада Кыргызстана в мировые усилия, в результате которых озоновый слой приобрел тенденцию к восстановлению ….  Мы признаем и благодарим Вас за свое посвящение этому делу и прекрасную работу в миссии защиты озонового слоя… Искренняя благодарность за Ваш ценный вклад в защиту озонового слоя»

Научно-исследовательская станция «Иссык-куль», имеющая статус Региональной станции ГСА ВМО ООН, является единственным в  горном регионе Центральной Азии. Более 37 лет получены непрерывные данные  УФ-В  радиации, аэрозольной оптической  толщины и прозрачности атмосферы, в режиме on-line  данные направляются в Мировые Центры  данных по озону 1994 год (Торонто, Канада №347 — WОИДС), по парниковым газам  1995 год (Токио, Япония SK 242 №00 — WДСGG) и на сеть станции аэрозоля AERONET NДSC (США), поэтому они используются мировой научной общественностью.

Основное достоинство данных наблюдений на станции «Иссык – Куль» состоит в том, что они, представляя общее содержание парниковых газов атмосферы в ее толще, получены практически одновременно и методически впервые в мировой практике единым оптическим способом и их изменчивость связана с особенностями волновых движений, процессов переноса и циркуляции в атмосфере.* Поэтому этот метод и, следовательно, результаты измерений, можно использовать для валидации (калибровки) измерений парниковых газов спутниковыми приборами. Такие валидации были проведена нами в совместных космических экспериментах с участием ученных из 19 организаций из 14 стран мира (1995г.). Измерения NO2 в атмосфере (2003г.) на спутниках ENVISAT, AQUA и др. оказались успешными (проект INTAS 1511-99 «Оценка качества измерений параметров атмосферы с помощью прибора SCIMACHY, который установлен на спутнике ENVISAT»).

Результаты научных исследований опубликованы в 13 известных в мире научных журналах: «Космические исследования», «Изв. АН СССР», j. Geohys Res., Advances in Space Res., Geophys. Res Abstacts. Соавторами наших публикаций являются: T.Tans P., Jonov D.V. Irie H. et. ab, Арефьев В.Н., Кашин Ф.В.и другие

_____________________

         *  Озоновый слой над  горным регионом  Центральной Азией. Нижняя граница слоя атмосферы, где образуется большое количество молекул озона, находится на высоте 10-15 км, а верхняя — на высоте около 50 км. Этот слой называют озоновым слоем, и часто говорят о нем, как о стратосферном озоне, чтобы отличить его от тропосферного озона, который образуется в результате других процессов, и количество тропосферного озона не превышает 10 % от общего содержания озона в атмосфере.

Таким образом, в верхних слоях атмосферы существует условно два «энергоемких» слоя: слой атомарного кислорода на высоте 90-100км и слой озона 10-50км, которые  в основном поглощают ультрафиолетовую часть энергии Солнечного излучения. Кроме того, в нижних слоях атмосферы тропосфере — тропосферный озон, поглощающий часть теплового, инфракрасного диапазона длин волн излучения Земли. 

Озоновый слой служит единственной защитой человечества  от ультрафиолетовых лучей, которые падают на поверхность  планеты из космоса. Через него проходит всего несколько десятых процента ультрафиолетовых лучей. Эти лучи обеспечивают людям загорелую кожу. Однако, если бы озоновый слой исчез, то для людей выход на улицу означал  был быструю и болезненную смерть от ожогов. Считают установленным  факт , что снижение концентрации озона на 1% приведет к 2% увеличению УФ –радиации, что соответствует 4% увеличению рака кожи и других болезней.

На фоне истощения озонового слоя за время наблюдений с 1980 по 2012гг. над горным регионом Центральной Азии* в отдельные периоды были зарегистрированы отрицательные отклонения ОСО, превышающие трехкратный уровень естественных вариаций (3s), — первая отрицательная аномалия (локальная озоновая дыра) глубиной 11% была зарегистрирована в августе 1984 г. Далее, аномалии глубиной от 15-20% наблюдались в апреле 1995, 1988, 1990 и 1992гг. Аномалии 1993,1995 и 1997 гг. отличались от других большей глубиной (до 25%) и продолжительностью (до 6 месяцев).

Локальным озоновым дырам, как правили соответствовали увеличение УФ-радиации, так в отдельные дни (02.1993г., 04. 1997г., 05.2000г.) на озере Иссык-Куль наблюдались всплески до (15-20)%, в дни курортного сезона с 1 мая по 30 июня 1990 г., 1993г. и 1995г. – до (20-37)%, иногда положительные аномалии достигали до  (40-65)%, в то время как срднемесячные величины УФ-радиации   не превышали (5-7)% .

При этом, ОСО уменьшилось с 349 е.Д до 300 е.Д., а концентрация СО2 возросла с 340 ppm до 390 ppm. УФ-В радиация, достигающая поверхности Земли, с 1990-2007гг. по данным экспериментальных измерений увеличилась с 151,4 до 162,5 мВт/м2 со скоростью линейнего тренда (0,39%) за год. В вариациях NO2 и спектральной прозрачности атмосферы зарегистрированы глубокие провалы продолжительностью около 3 лет, связанные с выбросом в атмосферу аэрозоля при извержении вулкана Пинатубо, расположенного на Филипиннах.

Сравнительный анализ аномалий климатических параметров атмосферы с вариациями озона показал, что дефицит озона (локальные озоновые дыры) в озоновом слое оказывает существенное влияние на короткопериодные вариации глобальной климатической системы. Основанием для этого предположения послужило сопоставление результатов долговременных трендов и отклонений от норм составляющих параметров атмосферы и тот факт, что в отдельные периоды наблюдений, аномальные (превышающие уровень тройного стандартного) отклонения за (±3σ) и тренды NO2, УФ-радиации и спектральной прозрачности атмосферы никак не могут быть объяснены гораздо более медленной  динамикой изменений линейного тренда озона атмосферы. Всего же, по результатам наблюдений с 1980 по 2000 гг. обнаружено более 100 случаев аномальных отклонений параметров атмосферы от «климатической нормы». Одновременные синхронные аномалии наблюдались с 6-24 мая 1999 года в уменьшении ОСО и температуры стратосферы, в увеличении H2O, NO2 и УФ-В радиации в атмосфере над горным регионом Центральной Азии.

Усиление парникового эффекта (по данным ст. Иссык-Куль) над горным регионом происходило быстрее, чем над Центральным регионом Тихого океана. Межгодовые изменения СО2 по абсолютной величине и по скорости накопления превосходили вариации СО2 на океанических и прибрежных станциях наблюдения, а истощение озонового слоя быстрее чем над Центральным регионом Казахстанской степи.

Таким образом, приведенные примеры и другие случаи свидетельствуют о том, что не только в Южном, но и в Северном полушарии, в том числе и над Центральной Азией, в последние годы появление локальных озонных дыр с дефицитом озона в 10-40%, т.е. в 2.5-9 раз превышающий максимальный уровень естественных колебаний, стало обыденным явлением.

Нужно отметить, что сенсационное  открытие озоновой дыры над Антарктидой в 1985 году было обнаружено спустя 2 года после защиты  мной докторской диссертации по озону в 1983 году в ИКИ АН СССР. В 1995 году была присуждена Нобелевская препия исследователям,установившим причину истощения озонового слоя в стратосфере. А нам,Кыргызским исследователям, обнаружившим локальные озоновые дыры и парниковые эффекты, оказавшихся в горных условиях ЦА выше океанических и равнинных принесли широкую научную известность.

Обратим внимание еще на одну проблему, связанную с озоновым слоем Земли. Получая огромную энергию солнечного ультрафиолета (99% энергии ультрафиолетовой части или 2-3% суммарной энергии Солнца, поступающей на внешнюю границу атмосферы), озоновый слой превращается в огромный стратосферный нагревательный элемент. Этот радиатор не позволяет остыть и приземным слоям атмосферы. К тому же озон частично поглощает инфракрасное излучение Земли (в области спектра около 9,6 мкм), задерживая до 20% излучаемого планетой тепла.

Как отмечают многие исследователи, проблема атмосферного озона содержит своеобразный парадокс. Первоначальная атмосфера Земли по своему составу качественно напоминала состав атмосфер соседних планет Марса и Венеры. Она состояла в основном из С02 и азота и не содержала кислорода.

В результате измерений с АМС «Маринер-9» и «Марс-5» обнаружены клочковатые распределения озона в марсианской атмосфере. Слой озона на Марсе характеризуется нестабильностью и пространственной неоднородностью. Максимум озона находится на высоте 35-40 км, а счетная концентрация [О3] составляет здесь около 7*109 см-3  (в озоновом слое атмосферы Земли максимум концентрации озона составляет 5-7*1012 см-3).

Появление живых организмов, которое произошло примерно 2 млрд. лет назад, привело к образованию атмосферного кислорода, а это повлекло за собой возникновение озонового слоя. Этот слой, задерживающий жесткое ультрафиолетовое излучение Солнца, создал условия для возникновения на Земле разнообразных форм жизни. Теперь же человек, самое разумное существо на Земле, своей хозяйственной деятельностью начал уничтожать озоновый слой.

Хотя мы не можем четко сформулировать, к чему приведет сокращение количества озона в настоящее время и в будущем, сама проблема заставляет нас серьезно задуматься. Уже на современном этапе развития цивилизации глобальное влияние человека на окружающую среду становится чересчур заметным. Сама проблема стала понятной только в последние десятилетия.

Все это вызывает опасения, нет ли других подобных проблем, прошедших мимо нашего внимания, может быть, мы не замечаем существование еще каких-то важных установившихся связей в природе, нарушение которых может привести к роковым последствиям? К примеру, (предложенная нами) гипотеза о том, что в XXI веке повышенные уровни (всплески) УФ радиации, связанные с глобальным истощением озонового слоя и усилением дефицита озона за счет образования локальных дыр, рассматриваются, как новое опасное природное явление*, и они могут служить спусковым механизмом для возникновения геоморфологических процессов в регионе.

Образовавшиеся локальные озоновые дыры над горным регионом Центральной Азии (размером от 800 до 1000км, при дефиците озона от 15 до 30%, продолжительностью от 1 до 10 месяцев) оказывают существенное влияние на короткопериодные вариации  NO2, H2O, УФ-В радиации и на интенсивность геоморфологических процессов (таяния, отступания и исчезновение ледников, селевые потоки, наводнения, лавины и др.). Так, коэффициент корреляции между интенсивностью УФ-В радиации и числом геоморфологических процессов оказался равным (0,58 ± 18) т.е. с увеличением суммы аномалий УФ-В радиации возрастает число опасных природных процессов и чрезвычайных ситуаций, скорость роста повторяемости геоморфологических процессов составляют 7,2 -10,3 событий в год. Коэффициент корреляции между скоростью изменения температуры приземного воздуха и скоростью отступания ледника Кара-Баткак в Иссык-Кульской котловине Северного Тянь-Шаня оказался равным (0,81±0,24) т.е. положительным.

Результаты исследований по поиску прямой физической связи между усилением интенсивности УФ радиации, достигающей поверхности Земли, и числом опасных природных процессов и явлений являются предварительными (поисковыми) на основе наблюдений на станции Иссык-Куль.

Из сказанного видно, насколько сложна проблема атмосферного озона, как многообразны его связи с различными явлениями, происходящими в атмосфере Земли. Остается сложной и проблема защитных свойств слоя озона. Без озонового щита невозможно существование биосферы, в том числе человека с его разумом. Человека нельзя отлучить от биосферы, так как он является ее неотъемлемой частью. Поэтому в последнее время исследованиям озона отводится значительное место. Озоновая проблема глубоко вошла в наше миропонимание. Волшебный озоновый щит Земли необходимо беречь, сохранять, а не разрушать.

Воздействие  изменений озонового слоя на климат и изменение климата на озоновый слой – это новые области  научных изысканий.

Ситуация отчаянная, но точки возврата человечесто ещё не достигло. К примеру, в США в настоящий момент производят 25%  СОв мире. Правда Китай обогнал США по выработке парниковых газов  и связано это с ростом экономики этой страны. Существует ряд причин тому, почему Китай и США не спешат  принимать меры против глобального потепления.                                       

Когда-нибудь проблема глобального потепления станет настолько болезненной и взрывоопасной, что         политикам придётся что-то решать. В краткосрочной перспективе ископаемое топливо (нефть, уголб и др.) по  прежнему остается дешевым (в сравнении с термоядерным, водородным и др.) источником энергии, а потому глобальное потепление буде грозить человечеству (таяние ледников, подъем уровня мирового океана и др.) ещё не один деясяток лет.

И нам остается  уповать на Бога или единственно, что мы можем сделать —  это следовать совету академика директора  ИЯФ СО АН СССР Герш Ицкович Будкера (в то время, когда я был студентом Новосибирского госуниверситета): «Если мы не можем изменить климат в целом, давайте сконцентрируем   на создание  лучшего окружения».

_____________________

О проекте «Silksat» и об орбитальной позиции Кыргызстана в геостационарной орбите Земли. В качестве  национального координатора международного проекта «Silksat» и проректора по телекоммуникациям КНУ в стартовый период суверенизации мне пришлось способствовать (реализации идеи  академика Р.З.Сагдеева о «Кыргызском телекоммуникационном спутнике») Правительству и Национальному агентству связи Кыргызской Республики в получении и закреплении Кыргызских «Точек стояния» в геостационарной орбите Земли в Российской Федерации, в Международном союзе по электросвязи и Международном регистре частот (г.Женева).* Они получены от Российской Федерации, как долевое наследство после распада СССР и зарегистрированы в соответствующих Международных организациях (в г. Женева, Швейцария).

_____________________

* После распада СССР у нас осталось наследство в виде «точек стояния» на геостационарной орбите Земли для запуска собственных кыргызских спутников. Сегодня эти «точки стояния» стали нашей собственностью, они зарегистрированы в соответствующих международных организациях и являются орбитальными «точками стояния» Кыргызстана на геостационарной орбите.

Всемирно известный ученый Роальд Зиннурович Сагдеев* еще в 1996 году предлагал нам использовать эти «точки стояния» для запуска телекоммуникационного спутника связи нового поколения (при активном участии Росавиакосмоса, Института космических исследований РАН, научных космических учреждений США) для дистанционного зондирования природных и минерально-сырьевых ресурсов, скоростного Интернета, спутникового телевидения, дистантного образования и телемедицины.

Эта идея понравилась тогдашним нашим руководителям страны, для чего потребовалась бы построить свой собственный спутник и мощную наземную инфраструктуры для управления и обслуживания каналов вещания и связи, которая поначалу казалось многим фантастической, задававшим вопросы, а нужен  ли нам дорогостоящий собственный спутник? Если нужен, то, каким он должен быть? и др. Аргументы сторонников реализации идеи Р.З. Сагдеева были таковы: имея свою «точку стояния» в геостационарной орбите Земли, странно обходиться без собственного спутника. Тем более сейчас, когда сложилась конкурентная ситуация в этом сегменте космической отрасли, в особенности в Азиатском регионе.

Безусловно осознавая, что создаваемый кыргызский спутник по модели спутниковой связи на Великом Шелковом пути под названием «Silksat» использует все передовые высокодоходные технологии США и России, а также международные инвестиции. Хотя «космической программы» развития страны, тогда еще у нас не было, но было ясно, что при проектировании будущего национального спутника надо бы учесть и непременно использовать огромные возможности, заложенные как по технологии и надежности, и в техническом плане, так и по качеству в «функциях и возможностях» спутников по телекоммуникации, дистанционному зондированию используемые в современной космоиндустрии. Кроме того, в создаваемом национальном спутнике использовать плазменные двигатели с «программно – математической базой» для перехода от промежуточной до геостационарной орбиты.

Реализация идей Р.З. Сагдеева*, у нас в Кыргызстане, требовала проведение широкомасштабных работ как, в разработке спутниковой платформы и выборе партнера национального спутника, так и по решению соответствующих юридических вопросов на международном уровнях, по закреплению «точек стояния» в геостационарной орбите Земли, а также по созданию на территории республики объектов наземной инфраструктуры, необходимых для мониторинга и измерения параметров бортовых ретрансляторов и для обслуживания спутниковых каналов связи и вещания.

Поэтому, начиная с 1996 года многостранная рабочая группа экспертов, состоящих из специалистов России, США и Кыргызстана, в той ситуации на переходный период, начала работу в опоре на три составляющие: создание региональной наземной инфраструктуры; решению юридических вопросов по определению орбитальной позиции Кыргызстана; разработка конструкции (дизайна), технологии изготовлении запуска национального спутника.

_____________________

В рамках программы  проекта  на сегодня реализованы:

— Получена долевая собственность  КР от РФ в геостационарной орбите Земли.

— Закреплен юридический статус в Международных организациях  электросвязи и регистре частот – г. Женева. Швейцария.

— Ведутся  переговоры с будущими инвесторами проекта Silksat зарубежных стран.

Получения своей орбитальной позиции (2 «Точки стояния»: 64,82 в.д. – фиксированная спутниковая служба и 50 в.д. – радиовещательная спутниковая служба) в геостационарной орбите Земли — это большое  достижение во  внешний дипломатии за последние 26 лет в период суверенизации Кыргызстана.

Сегодня из стран СНГ, кроме России и Кыргызстана, только Армения имеет свои орбитальные позиции в геостационарной орбите Земли. А такие страны как Казахстан, Туркменистан и Монголия арендуют точки стояния на геостационарной орбите Земли у РФ для запуска своих телекоммуникационных спутников нового поколения.

В данное время кыргызские предприятия связи используют сателлиты США, России, Европы и Турции, тратя около 500 млн. долларов для передачи теле, радио сигналов, для обеспечения страны Интернетом и телефонной связью, для космического исследования минеральных ресурсов и для обеспечения других средств связи.

По подсчетам местных и российских (в частности, Российского межрегионального фонда поддержки ученых) специалистов, если бы КР запустила собственный спутник, то стране удалось бы зарабатывать  200 млн. долларов в год, которые бы быстро окупили все затраты. Кроме того, удалось бы сократить миллионные расходы, которые уходят на аренду спутниковой связи.

Послесловие

С позиций исторической ретроспективы 25 лет – это ничтожно малый срок, однако в истории любой страны это могут быть чрезвычайно значимые, судьбоносные периоды. Судьбоносными могут быть как периоды в несколько лет, так и в несколько десятилетий. А оценка событий в эти периоды происходит иногда через столетия. Однако существуют и такие, историческую значимость, которых вполне понимают уже современники. В любом случае установить истину возможно только с помощью исторических и нормативных документов.

Признаюсь, искренне жаль, что пришлось оставить работу в образовательной системе (1999 г.). Кого-то не устроила моя активная позиция. Бог с ними, с интриганами, но многое задуманное так и осталось нереализованным. Жаль и того, что за все прошедшие после этого годы кыргызское образование и наука не стали лучше. Мы с хорошей стартовой позицией относительно среди стран СНГ, остановились почти на рубеже 1992-2000 гг., потеряв темп и скорость, а это значит, что многое упустили. У нас есть с чем сравниваться, достаточно просто нажать кнопку  Интернета соседнего Казахстана или Российских телеканалов.

Повторюсь, мне искренне жаль, что потенциал который был заложен (я имею в виду по степени скорости интеграционных процессов в мировое образовательное пространство) в начальный (стартовый) период суверенизации так и осталось до конца не раскрытым (не реализованным).

В частности, Японский центр, ныне Кыргызско-Японский центр человеческого развития КР приобрел бы статус Японского университета с Кыргызско-Японским факультетом компьютерных технологий и Интернет. Имея в виду, что Таш-Кумырская долина (где расположен завод поликристаллического кремния) в ресурсном плане, превосходит знаменитую на весь мир силиконовую долину в Калифорнии. И Кыргызстан имеет потенциальную возможность производить поликремний до 2000 тонн ежегодно, а монокристаллического кремния – до 150 тонн в год.

А Кафедра ЮНЕСКО по экологическому образованию, открытая у нас в КГНУ, впервые среди стран Центральной Азии приняла бы статус Университета ЮНЕСКО, по образу и подобию Университета ООН в Токио, где могли бы работать выпускники КАФ-Интернет, КЕФ, ФМО КНУ и ученые, педагоги, деятели культуры и искусства нашей страны.

Только жаль, что в поток реки не войдешь дважды, так же и в поток времени. Но я рад, что мне судьба подарила великую возможность быть лично знакомым, общаться с учеными и деятелями государств мирового уровня, в умах которых изобретается и моделируется наше будущее человеческой цивилизации XXI века. Это героические личности: Р.З. Сагдеев — умнейший человек, уступивший место-члена Президиума АН СССР академику А.Д.Сахарову, человеку, гражданину, ученому — создателю водородной бомбы Советского Союза и проголосовавшего в Верховном Совете один против нового анти-демократического закона в октябре 1988 года*. Альберт Гор, получивший в целом больше голосов, чем Джордж Буш-младший и не прошедший в Президенты США, впоследствии ставший в 2007 году – Лауреатом Нобелевской премии мира. Яков Борисович Зельдович  – трижды Герой Социалистического труда, являющийся одним из «отцов» советской урановой бомбы.

И, наконец, мы считаем, что у нас есть все основания, сегодня ставить перед собой задачу вывести на мировой уровень нашу научную и образовательную систему:

  1. В стране созданы ряд транснациональных вузов, в числе которых Американский университет в Центральной Азии, Кыргызско-Турецкий университет «Манас», Международный университет Кыргызстана, КРСУ, Кыргызско-Германский технический факультет, Кыргызско-Германский институт физики земли, Кыргызско-Японский центр человеческого развития, 6 кафедр ЮНЕСКО, научная станция «Иссык-Куль» Глобальной Службы Атмосферы ВМО ООН, Центр мониторинга атмосферы с научной группой по реализации международного проекта «Silksat» и другие.
  2. Президент КР А.Ш. Атамбаев, будучи Премьер-министром КР, 23 августа 2011г. подписал Постановление Правительства за № 496 “Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в КР”.
  3. С 2012-2013 учебного года по всей стране вузы перешли к зачислению абитуриентов КР только по результатам ОРТ и эффективному обучению по кредитной системе с компетентностным подходом.

Образование усвоило основные принципы демократического государства в рыночных условиях и структурные преобразования в его области пошли адекватно процессам мирового образовательного пространства. И нам вполне по силам сегодня превратить Кыргызстан в формат в Центральной Азии, в зону образовательного прорыва в “информационном XXI веке”, при переходе мировой человеческой цивилизации в планетарном масштабе: реализации академических и научно-образовательных программ на пятый экономический (технологический) уклад — Интернета и спутниковой телекоммуникации и на шестой – генная инженерия, био, -нано, -когнитивные технологии (NBIC-технологии). Эта цель выходит за пределы ближайших пяти лет*, но уже сейчас мы должны думать о развитии в столь высоком контексте и ставить перед собой столь амбициозные стратегические цели.

Это позволит Кыргызстанцам, не выезжая за пределы страны, получать образование в КНУ на уровне мировых стандартов, поскольку у страны нет сегодня возможности обучать нашу креативную молодежь в мировых элитных учебных заведениях, таких как “Сколково” в России, “Паблик-Скулз” в Британии и “Цайбатсу” в Японии.

Образовательная система КНУ должна стать инвестиционно привлекательной, образовательные ресурсы, дипломы вузов конвертируемыми на международных рынках рабочих мест и образовательных услуг. Реформирование образовательной системы КР должно привести к повышению качества образования. Чем выше качество образования, тем конкурентоспособнее человеческий капитал и это очень важно в современных условиях глобализации и финансового кризиса. Качественное образование – это одно из условий независимости и укрепление безопасности и будущего нашей страны.

25 лет мы шли по пути независимости и реформ.

Сейчас уже ясно, что XXI век станет обществом, основанном на обмене знаниями, на информации, на рынке технологии. Именно знания станет самым выгодным товаром.

Академик Токтомышев С.Ж.

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий