ВОССТАНИЕ 1916 ГОДА КАК КОНФЛИКТНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НАРОДА И ВЛАСТИ

  • 09.07.2018
  • 0
ВОССТАНИЕ 1916 ГОДА КАК КОНФЛИКТНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ НАРОДА И ВЛАСТИ

Восстание 1916 года занимает важное место в истории всех народов Центральной Азии. Несмотря на локальные особенности, это событие является общим для народов Центральной Азии и поэтому назрела необходимость принятия совместных усилий для его изучения. Это можно сделать в рамках проекта КИЦ «Айгине» по объединению академических сообществ в Центральной Азии для получения новых знаний по восстанию 1916 года и создания общих академических платформ для обмена и распространения знаний по этнически и политически чувствительным темам.

Работая над темой «Восстание 1916 года в Худжанде: конфликт народа и власти» в рамках этого проекта, я предлагаю рассматривать восстание 1916 года как конфликтное противостояние народа (местного населения края) и власти (царизм, колониальной администрации), вылившееся в массовые волнения и беспорядки, беспощадно подавленные силой оружия.

Во время работы над проектом моим научным консультантом по теме является доктор Натан Лайт из Университета Уппсала (Швеция).

Как известно, завоевание Россией Средней Азии привело к превращению последней в колонию. Колониальная политика России в этих завоеванных территориях характеризуется абсорбцией Туркестана, нещадной эксплуатацией его ресурсов, «русификацией туземцев» и т.д. Проводники колониальной политики – русская администрация, солдаты и служащие, предприниматели, а также рабочие и переселенцы, составили новую общину – европейское население Туркестана, которые здесь окунулись в совершенно иную конфессионально-культурную среду. Политика, имевшая характер этнического гнёта, вызывала неприятие и противодействие со стороны населения Туркестана, что привело к зарождению социального конфликта уже с самого начала колонизации. Высшей точкой глубокого конфликта между населением и властью, пиком народного недовольства колониальной политикой России в Туркестане стало вспыхнувшее летом 1916 года восстание народов Средней Азии. Восстание началось 4 июля в Худжанде, а затем – другие районы края.

События 1916 года обнажили большой разрыв между представителями русской администрации и народом, появившимся в результате этнического гнёта, давления на культурные ценности, изъятие земель, хищнической эксплуатации ресурсов, репрессий и насилия как способов умиротворения общества. Колонизаторы, обладавшие военным превосходством, царские чиновники относились к «туземному», фактически бесправному, населению свысока и пренебрежительно, о чём свидетельствуют бытовавшие стереотипы. В описаниях местных жителей преобладают определения «глупые», «коварные», «хитрые», «невежественные», «бескультурные» и др. Такое отношение во всех сферах: политической, экономической, культурной привело к антагонизму в форме социального конфликта.

В ходе исследования и для доказательства своей гипотезы я хочу на основе фактов и сведений разных источников выяснить главные элементы конфликта: 1) Ситуацию несовместимости целей сторон конфликта (народа и власти), 2) совокупность психологических условий, переживаемых участниками конфликта, 3) различные формы поведения, используемые сторонами (участниками конфликта) для достижения конфликтных целей.

Мои исследования охватывают главным образом территорию бывшего Худжандского уезда, но для сравнения и обобщения надо будет изучать материалы и по другим районам. Для завершения проекта мне предстоит работа в архивах Душанбе и Ташкента, анализ данных различных публикаций колониального периода, знакомство с работами западных учёных по теориии методологии конфликта.

Думается, совместная работа с коллегами, обмен опытом и консультации в рамках проекта КИЦ «Айгине» помогут мне достичь поставленной цели.

Набиджон Рахимов, д.и.н., профессор кафедры археологии и этнографии Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (г.Худжанд, Таджикистан).

 

Поделиться

Комментарии