УЛУЧШИМ НАШИ ШКОЛЫ ВМЕСТЕ

  • 07.03.2022
  • 0
УЛУЧШИМ НАШИ ШКОЛЫ ВМЕСТЕ

Одним из значимых новшеств стал видеокурс, который по заказу Фонда Ага Хана разработала компания «AC Consulting», предназначенная для прохождения обучения дистанционно, самостоятельно. Данный обучающий материал посвящен деятельности попечительских советов.

– Зачем все еще требуют в школу деньги у родителей? Почему не выполняется Указ Президента, запретивший поборы?

– Куда уходят эти средства?

– Разве не могут школы обойтись без внебюджетных поступлений?..

– Если так необходимы все эти родительские комитеты, фонды поддержки, попечительские советы и т.д., как они должны создаваться и действовать, чтобы не было нареканий к ним?..

Такие реплики звучат чаще всего, когда речь идет о школе сегодня. Казалось бы, ответы на первые три вопроса очевидны (хотя далеко не всем). Но последний вопрос требует более обстоятельного подхода и еще более доступного объяснения. Для начала все же нам необходимо разобраться с первыми.

О цене бесплатного

Да, в Основном законе закреплено, что в нашей стране школьное образование бесплатно. Однако фактически государство не может сегодня обеспечивать школы всем необходимым. На ремонт зданий, уборку, охрану, повседневные расходы (мел, канцтовары), наглядные и технические средства обучения и др. из госбюджета ничего не выделяется. Учителя работают «наполовину» «на общественных началах» – зарплата остается достаточно низкой.

При этом общественность, в том числе многие родители не участвуют в жизни школы, не интересуются, как педагоги выходят из ситуации. Из-за этого сложился в сфере образования замкнутый круг:

не утихают споры о «поборах», но те же радетели абсолютно бесплатного предпочитают взваливать всю ответственность за воспитание и образование своих детей исключительно на школу;

ухудшается качество школьного образования – молодые учителя приходят в свои школы еще с более низким уровнем подготовки;

слабые педагоги ведут уроки скучно, поскольку не способны гибко и умело направлять энергию любопытства «всезнающих» детей в нужное русло, учить их выбирать самое необходимое и лучшее из океана всевозможной информации, ставшей доступной всем благодаря вхождению в жизнь населения интернет ресурсов;

в стрессовом состоянии учителя срываются; порою нечаянно задевают достоинство учеников и нередко натыкаются на их грубость и хамство…

Именно поэтому нужны попечительские советы, которые могут способствовать взаимопониманию и сотрудничеству — посредниками между общественностью и учителями.

(Два слова о «бесплатном». Было ли у нас образование «дармовым» при Советском Союзе? Нет, конечно. Ведь каждая копейка на потребности школ и университетов выделялось из госбюджета, который не мог образовываться из ничего. Он формировался из налогов и всевозможных удержаний, явных и скрытых. Следовательно, за все «бесплатное» платили люди своим трудом).

Продолжим учиться… действовать сообща

Сегодня происходят так много важных перемен в мире, что мы далеко не всё успеваем осознавать и осмысливать на должном уровне. Будущее стремительно входит в нашу нынешнюю жизнь: то, что только вчера казалось новейшим или незыблемым на века, сегодня уже безнадежно устаревает, превращается в ничто. В этих условиях развитие образования становится важнейшей сферой жизни общества, определяющим судьбу нации – целой страны.

И тут как нельзя кстати пришелся видеокурс, созданный для дистанционного обучения. Теперь появилась возможность получить необходимые ответы на все основные вопросы, связанные с попечительскими советами школ. Узнать, как решать проблемы комплексно, последовательно и самим участвовать во всем, что так или иначе касается всех и каждого.

Следует отметить, что Фонд Ага Хана поддерживает лучшие инициативы по совершенствованию нашей системы образования уже много лет. Он осуществляет проект «Вовлечение сообщества для улучшения школ в Кыргызской Республике» совместно с национальными и международными организациями. В рамках проекта проводились тренинги во всех регионах с привлечением лучших учителей, высококомпетентных экспертов в области образования, разработано руководство, сняты видеоролики и создан курс дистанционного обучения для заинтересованных лиц.

Слушатели (родители, работники дошкольных учреждений, учителя, руководители школ, представители общественности, государственных администраций и органов местного самоуправления, сотрудники министерств и ведомств) обучаются самостоятельно, используя презентации и видеоролики, руководство и приложение к нему, а также нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

Они могут выбрать объем курса: 8 часов, 36 часов или 72 часа (полный курс), после каждого курса проходить тестирование и переходить к следующему. По завершению всех 4 курсов и прохождения итогового тестирования слушатели получают сертификат РИПКиППР МОН КР (только завершившие полную программу – 72 часа).

Кто и чему научится?

Цикл видеоуроков и презентаций доступно и наглядно объясняет все важные аспекты деятельности попечительских советов. Как можно и нужно создавать эти советы, организовывать их работу, чтобы не возникало недоверия к ним, не было места сомнениям и подозрениям? Как строить отношения между этими советами и администрацией школы, местным самоуправлением, общественными и государственными организациями, потенциальными спонсорами, районными/городскими отделами образования и др. субъектами? Исчерпывающие и компетентные ответы на эти и иные вопросы вы можете получить, ознакомившись с циклом видеопрезентаций в рамках программы «Школа попечителя».

Один из таких роликов (с продолжительностью до 10 мин.) посвящен этапам формирования Попечительских советов начиная с общешкольного родительского собрания, обозначения самых актуальных проблем конкретной среды, создания инициативной группы, составления плана действий и до других важнейших шагов. Другой ролик посвящен грамотному оформлению соответствующих документов (образцы обращений к общественности и спонсорам, алгоритм оформления и ведения всей необходимой документации, составления протоколов собраний, регистрации участников и др.). Третий -рассказывает об опыте развитых стран мира в данной сфере. Еще один – о соответствующих нормативно-правовых актах и т.д.

Эти ролики раскрывают самые важные аспекты деятельности попечительских советов. Очень содержательным получилось и «Руководство по Попечительским советам», которое должно быть настольной книгой для всех участников вовлеченных в деятельность Попечительских советов, имеющего общественное и личное (для каждого!) значение.

В заключении еще раз подчеркнем: активно поддерживая, помогая совершенствовать работу попечительских советов, мы способствуем большей сплоченности в обществе. Сближение семьи и школы, их взаимопонимание позволит каждому ребенку вырасти свободно, наиболее полно реализуя свои творческие и интеллектуальные задатки. И, самое главное, так мы сможем укрепить доверие граждан национальной системе образования, поднимая ее уровень в соответствии с мировыми тенденциями.

Курс дистанционного обучения создан Компаний ОсОО «AC Consulting» (Эй Си Консалтинг) на кыргызском и русском языках.

Обучающие материалы (видеоролики, руководство и курс дистанционного обучения) созданы при поддержке Филиала Фонда Ага Хана в Кыргызской Республике (AKF), финансирования Международной ассоциацией развития («Всемирного Банка») грантовых средств, предоставленных Японией в рамках Японского фонда социального развития, в рамках реализации программы «Вовлечение сообществ для улучшения школ в Кыргызской Республике» (проект ECBS).

 

Поделиться

Комментарии