УКРЕПЛЯЕМ ОПОРЫ ОБРАЗОВАНИЮ

  • 24.05.2022
  • 0
УКРЕПЛЯЕМ ОПОРЫ ОБРАЗОВАНИЮ

Республиканским научно-методическим центром за 2021-2022 год проделана определенная работа по разработке содержания обучения, повышению уровня квалификации инженерно-педагогических и руководящих кадров системы начального профессионального образования.

Алымкан Саттарова,
заместитель директора Республиканского научно-методического центра при МОН КРУКРЕПЛЯЕМ ОПОРЫ ОБРАЗОВАНИЮ

Обновление содержания НПО в соответствии с требованиями рынка труда

С участием работодателей разработан и утвержден 21 Государственный образовательный стандарт (ГОС) НПО по направлениям легкой промышленности, сельского хозяйства, строительства, общественного питания, транспорта, металлообработки и сферы обслуживания.

Утвержден Макет ГОС НПО КР с учетом кредитной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров в соответствии с принятой национальной рамкой НРК КР утвержден ППКР №72 от 13.07.2021 года. В целях обеспечения перехода системы начального профессионального образования на кредитную систему обучения и для обеспечения траектории перехода по уровням профессионального образования в рамках третьего проекта АБР «Навыки для инклюзивного развития» разработаны и утверждены экспериментальные образовательные программы (ЭОП) с кредит часами, по профессиям: слесарь-сантехник, слесарь по ремонту автотранспортных средств, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, мастер столярного и мебельного производства, мастер отделочных строительных работ, оператор по ветеринарной обработке животных, портной, машинист открытых горных работ (машинист экскаватора).

Цель РНМЦ – обеспечение качества обучения через научно-методическое и информационное обеспечение разработки адекватного содержания, внедрения современных методов обучения и управления ими, а также повышения уровня квалификации инженерно-педагогических и руководящих кадров системы начального профессионального образования.

 

Одним из основных задач является доступность начального профессионального образования (инклюзивное обучение). Для обучения социально уязвимых категорий населения и ЛОВЗ в 2021 году разработаны и утверждены: 12 учебных планов для учебных заведений при исправительных учреждениях (ГСИН) и два учебных плана для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ).

Национальная программа по развитию государственного языка и языковой политики

По обеспечению учебниками и учебно-методической литературой учебных заведений НПО, в рамках Национальной программы по развитию государственного языка, издано 81 наименование учебников и учебно-методической литературы на государственном языке по следующим отраслям экономики: легкая промышленность и народный промысел, строительство, общественное питание, сфера обслуживания, металлообработка, сельское хозяйство, транспорт, горнодобывающая отрасль, энергетика, полиграфия.

Повышение квалификации

Программа курсов повышения квалификации формируется на качественном анализе в потребности педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений. Исходя из анализа потребностей кадров, разрабатывается план ПК на календарный год. План повышения квалификации нацелен на 11 целевых групп: директоров УЗ НПО, зам директоров по УПМР, зам. директоров по УВР, старших мастеров преподавателей спец. дисциплин, мастеров производственного обучения, бухгалтеров, библиотекарей, воспитателей, руководителей ДПМ и преподавателей физического воспитания.

Анализ показал, что вследствие потребности профессионального кадрового состава мастеров производственного обучения в повышении квалификации нуждается более 68% мастеров п\о. Тем не менее, количественный показатель повышения квалификации стабильно растёт. Так, в прошедшем учебном году на 11% увеличилось количество педагогов прошедших курсовую подготовку. При составлении анализа курсы ПК за последнее три года прошли – 1300 человек, из общего числа ИПР в системе НПО (более 3500 человек).

Количество слушателей прошедших ПК за 2021 год:

— слушатели бюджетных курсов: – 179 из них мужчин – 47, женщин – 132

— слушатели внебюджетных курсов: – 360, из них мужчин– 141, женщин – 219

В целях организации дистанционного формата обучения УЗ НПО нужно было обеспечить необходимым видеоконтентом на весь период учебного года и разместить его на портале АНПО distant.kesip.kg. Видеоконтенты были разработаны преподавателями и мастерами производственного обучения УЗ НПО и РНМЦ по циклам обучения (общеобразовательный, общепрофессиональный и производственный цикл) и размещены на портал distant.kesip.kg. Выложенные материалы, видеоуроки, в основном, были размещены в разделе «Электронные курсы», но не были разделы по направлениям подготовки и сделали инвентаризацию размещенных учебных материалов (онлайн уроков, инструкционно-технологических карт, уроков презентаций) на основании анализа контента distant.kesip.kg, а также внесено изменение в структуру портала: внесены дополнительные разделы по направлениям подготовки (н: легкая промышленность, общественное питание и т.д.).

2022 год для системы начального профессионального образования является юбилейным, системе НПО будет 80 лет. В связи с этим, РНМЦ запланировал ряд мероприятий приуроченных этой дате, к примеру, запустил акцию «Читающая молодежь». В рамках данной акции проводится мероприятие «Китеп кербени». Акция будет проводиться по составленному графику передачи эстафеты «Китеп кербени» от лицея к лицею. В рамках акции учащиеся лицеев будут обсуждать содержание прочитанных книг и обмениваться мнениями.

По итогам конкурса «Лучший профессиональный лицей», в конце 2021-2022 учебного года, будет определен лучший профессиональный лицей. Также планируется проведение «Слета выпускников» УЗ НПО и на октябрь месяц запланирована научно-практическая конференция, посвященная 80–летию системы
НПО.

 

Поделиться

Комментарии