Толос АБЫЛКАСЫМОВ: «Среднему профобразованию нужна гибкая современная система обучения»
- 06.03.2017
- 0
28 февраля состоялось очередное заседание рабочей комиссии по разработке макета и стандартов среднего профессионального образования. Напомним, что приказом министра от 20 января была создана рабочая комиссия по разработке стандартов среднего профобразования. В ее состав вошли представители Министерства образования и науки КР, Ошского государственного университета, КНАУ имени К.Скрябина, Бишкекского технического колледжа, Кыргызской музыкальной школы имени М.Куренкеева, Информационно-технического колледжа, Бишкекского медицинского колледжа, Кыргызского авиационного колледжа и др.
Главный специалист Управления профессионального образования Министерства образования и науки КР Толос АБЫЛКАСЫМОВ рассказал газете «Кутбилим» как продвигается работа в этом направлении.
— Почему возникла необходимость в разработке нового макета и стандартов в системе среднего профессионального образования?
— Этого требует само время, сегодня в век новейших технологий, в наше стремительно меняющееся время, когда каждый день несет в себе что-то новое и креативное, системе среднего профессионального образования необходим отход от старых, изживших себя методов и переход к гибкой современной системе обучения. Здесь надо также помнить о том, что новая гибкая система обучения должна соответствовать следующей ступени обучения, то есть высшему профессиональному образованию, в котором тоже произошли изменения в части двухуровневой системы обучения, имеется ввиду, бакалавриат и магистратура.
Как вы знаете, с 2012 года Кыргызская Республика перешла на двухуровневую систему высшего образования, которая дает возможность получения степени бакалавра (240 кредитов), магистра (120 кредитов) и специалиста (5 лет обучения, ряд медицинских, инженерных специальностей и специальностей, связанных с творчеством).
Поэтому наша рабочая группа предложит новую модель для системы среднего профобразования, вполне отвечающей требованиям времени, соответствующей и востребованной на рынке труда.
— Как продвигается работа над новыми стандартами, каковы сроки исполнения?
— Следует отметить, что еще в 2012 году 5 сентября был разработан новый макет стандартов нового поколения и перечень специальностей для среднего профессионального образования. Тогда было получено много замечаний и предложений по данному проекту, и соответственно возникла необходимость его пересмотра и доработки, а также долго длился процесс согласования проекта с министерствами и ведомствами. Таким образом, по многим объективным и субъективным причинам тогда макет не был утвержден. В этой связи, приказом министра от 20 января 2017 года была создана рабочая комиссия по разработке стандартов среднего профобразования, 28 февраля состоялось уже третье заседание рабочей группы, где были обсуждены вопросы внесения изменений в проект, обозначен был и конкретный срок до 1 марта. Однако, срок продлен, в настоящий момент идет интенсивная работа, предстоит еще несколько заседаний рабочей группы, мы вводим некоторые новые специальности, и наоборот убираем некоторые другие из перечня специальностей среднего профессионального образования. Много вопросов и разногласий возникает с учреждениями культуры и искусства, ведь туда поступают ребята и после 9-го и 11-го классов. Особенная специфика музыкальных школы и училища соответственно требует к себе отличного от других колледжей подхода.
В целом, до 10 марта мы рассчитываем, что будет уже готово постановление об утверждении новых макета стандартов и перечня специальностей среднего профессионального образования, которое будет в установленном порядке направлено на согласование в министерства и ведомства.
— Какова сегодня ситуация в сфере среднего профессионального образования?
— Ежегодно растет количество желающих поступать в среднеспециальные учебные заведения. Количество студентов увеличивается в разы, так, за 10 лет количество студентов в этой сфере возросло в 2,2 раза с 40 тысяч до 100 тысяч человек.
Многих студентов, вероятно, привлекает возможность избежать сдачи Общереспубликанского тестирования, а также то, что после окончания колледжа можно сразу «сесть» уже на второй курс соответствующего профилю вуза.
Радует то, что растет доля трудоустроенных выпускников, с учетом продолжения обучения и самозанятости, от 50% в 2013 году до 70,7% в 2016 году. По данным Минобразования КР растет интерес работодателей к участию в процессе обучения через включение их в составы Государственных аттестационных комиссий. Так, в 2013 году этот процент составлял 10%, в 2014 году -15 %, в 2015 году — 28%, а в 2016 году возрос вдвое и составил 30%.
Также для содействия обновлению материально-технической базы организаций профессионального образования для соответствия навыков выпускников требованиям рынка труда, принят Закон КР от 29 июня 2016 года № 92 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР».
Согласно этому закону, доход, полученный от передачи материально-технической базы государственных и муниципальных образовательных организаций в аренду, распределяется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, относящегося к государственной собственности, распределяются следующим образом: 30 процентов вносятся в республиканский бюджет — 70 процентов используются государственными органами и организациями на содержание и ремонт государственных зданий (помещений).
— Какова ситуация в республике с численностью средних профессиональных учебных заведений, сокращается или напротив, количество их растет?
— Количество ссузов и спузов растет с каждым днем. Так, например если в прошлом году их насчитывалось 130, обучающих по более, чем 100 специальностям, то сегодня уже 139 колледжей, при этом, скоро готовятся открыться еще 3-4 средних профессиональных учебных заведений. В настоящий момент при каждом вузе есть колледжи и не один, а несколько.
Айнура КАНИМЕТОВА, «Кутбилим»
Комментарии