СТУДЕНТЫ КЫРГЫЗСТАНА БУДУТ ПОЛУЧАТЬ КРЕДИТЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ

  • 21.06.2018
  • 0
СТУДЕНТЫ КЫРГЫЗСТАНА БУДУТ ПОЛУЧАТЬ КРЕДИТЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ

18 июня Комитет Жогорку Кенеша по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению рассмотрел в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в закон КР «Об образовании». Теперь закон должен пройти окончательное утверждение на заседании Жогорку Кенеша. Речь идет о поправке в закон по социальным государственным кредитам на образование (не путать с государственными грантами при поступлении в вузы).

Законопроект предполагает внесение изменений с целью внедрения механизмов льготного образовательного кредитования для учащихся учреждений высшего и послевузовского профессионального образования. Базовым принципом этого нововведения является предоставление возможности студентам получать льготные образовательные кредиты с отсрочкой, позволяющей начать погашение основной суммы после получения высшего образования.

Оплата контрактного обучения даже в госвузе может стать тяжелым финансовым бременем для студентов

Во время рассмотрения закона в Жогорку Кенеше КР, народные избранники отмечали, что на фоне растущей стоимости услуг высших учебных заведений в Кыргызстане проблема финансирования высшего образования в стране становится все более актуальной и широко обсуждаемой в обществе. Несмотря на то, что стоимость высшего образования в Кыргызстане ниже, чем в большинстве стран СНГ, в сравнении со средним уровнем дохода оплата контрактного обучения даже в государственном вузе может обернуться тяжелым финансовым бременем для семьи среднего достатка.

В большинстве развитых стран существуют льготные образовательные кредиты, субсидируемые государством, и комплексные государственные программы, изучающие экономическую ситуацию в стране и формирующие политику правительства в части финансирования сферы высшего образования. Общий принцип частных, государственных и смешанных форм образовательных кредитов, как правило, объединен несколькими ключевыми характеристиками:

— процентная ставка по образовательному кредиту ниже, чем ставка в потребительском кредитовании;

— государство субсидирует разницу в льготной процентной ставке, которую недополучают банки, выдающие кредиты на облегченной основе;

— выплата по основной сумме и процентам кредита происходит с отсрочкой — как правило, после завершения обучения и при трудоустройстве выпускника;

— при определенных условиях часть кредита может быть списана или реструктурирована государством.

Несмотря на активное развитие банковской сферы в Кыргызстане, образовательные кредиты еще не получили широкого распространения. Большинство банков в стране не кредитуют контрактное обучение в университетах и институтах. Кредиты, которые в портфеле услуг характеризуются как “образовательные”, по своей сути являются обычными потребительскими кредитами с высокой процентной ставкой и отсутствием возможности отсрочки платежа. Иными словами, получая “образовательный кредит” в банке в Кыргызстане, студенты обязаны уже со следующего месяца начать погашать выплаты по процентам и основную сумму, даже если не имеют источника дохода.

Отсутствие государственной и частной систем финансирования оплаты услуг высшего и послевузовского образования приводит к тому, что в стране формируются свои негласные системы оплаты услуг контрактного обучения в вузах. Граждане страны берут обыкновенные потребительские кредиты в банках под высокий процент и погашают их за счет постоянного дохода — как правило, заработной платы. Выходцы из сельской местности традиционно продают скот или сельскохозяйственную продукцию ближе к осени, тем самым получая необходимую денежную сумму. Однако, для многих сельских семей скот и агропродукция являются основным источником дохода, в то время как оплата контрактного обучения превращается в серьезное экономическое бремя для семьи.

Недоступность высшего образования также имеет свое тяжелое влияние на внешнюю миграцию. Тысячи выпускников средних школ ежегодно покидают страну в поисках заработка и за границей становятся частью самой низкооплачиваемой и низкоквалифицированной рабочей силы без высшего образования.

Описанные выше и многие другие проблемы, связанные с дороговизной и недоступностью высшего образования, должны натолкнуть государство на разработку мер льготного финансирования оплаты услуг высших учебных заведений.

Необходимо отметить, что предоставление грантов на обучение успешным абитуриентам по результатам сдачи Общереспубликанского тестирования частично решает вышеописанные проблемы, однако имеют свои серьезные недочеты и слабые стороны. Во-первых, количество грантовых мест ограничено, что не позволяет охватить широкий круг нуждающихся студентов. Во-вторых, выдача образовательного гранта, которая происходит за счет республиканского бюджета, является единовременной с момента зачисления до выпуска студента из ВУЗа. В подобной системе отсутствуют мотивирующие механизмы, что приводит к тому, что у студента, получившего государственный грант на образование, фактически нет никакой финансовой мотивации поддерживать успеваемость и высокие результаты на регулярной основе.

В результате принятия предлагаемого законопроекта ожидаются следующие положительные изменения в сфере высшего образования и его финансирования:

-государство расширит и улучшит доступ граждан республики к высшему образованию;

-предоставление отсрочки погашения основной суммы образовательного кредита облегчает финансовый стресс и долговое бремя для граждан Кыргызстана,

-обеспечение выпускников школ доступным высшим образованием в Кыргызстане позволит сохранить наиболее активную, работоспособную и потенциально талантливую рабочую силу внутри страны и сократит темпы внешней миграции;

-предоставляя больший доступ к высшему образованию своих граждан, государство укрепляет человеческий потенциал страны и создает предпосылки для эффективного развития всей страны.

Получатели льготного кредита смогут получить высшее или послевузовское образование, а их долговое бремя будет облегчено:

-наиболее уязвимые слои населения смогут получить высшее образование, не отказываясь от удовлетворения базовых каждодневных потребностей;

-повысится значимость высшего образования в восприятии студентов, что создает мотивацию для них для более качественного обучения и более ответственного отношения к образовательному процессу;

-для получателей кредита выдача льготных кредитов на высшее и послевузовское образование является долгосрочной инвестицией, что в перспективе позволит им существенно улучшить условия своей жизни и повысить уровень благосостояния.

Предоставление облегченных образовательных кредитов превратилось в неотъемлемую часть системы высшего образования в развитых странах. Эта система не просто позволяет студентам получать высшее образование на льготной основе, но и создает целую систему мотивации. При этой системе молодежь не просто стремится получить диплом о высшем образовании, а сознательно выбирает лучшие вузы своей страны и тем самым повышает планку требований к качеству вузов. Все это приводит к мультипликативному эффекту, когда благодаря и взаимодействию большей конкуренции спроса и предложения растет как уровень студентов, так и качество образования в ВУЗах. В конечном счете, все это приводит к существенному улучшению всей системы высшего и послевузовского образования в целом.

Проект Закона прошёл общественное обсуждение на официальном сайте Жогорку Кенеша. Замечаний и предложений не поступило.

Сторонники данного социального законопроекта А.Карашев, М.Бакиров, М. Жеенчороев, Г. Молдобекова, Е. Строкова, А.  Нурбаев и другие подчеркивают, что принятие законопроекта не повлечет социальных, экономических, правовых, гендерных, правозащитных, экологических и коррупционных последствий.

Проект закона не противоречит действующим нормативно правовым актам и не подлежит анализу регулятивного воздействия, так как не направлен на урегулирование предпринимательской деятельности. Расходы в случае принятия законопроекта будут покрываться за счет средств республиканского бюджета.

Аалы КАРАШЕВ: «Никаких ограничений по выдаче социальных кредитов на образование не будет – их смогут брать все желающие»

Инициатор законопроекта, депутат парламентской фракции СДПК Аалы Карашев, дал свои комментарии к законопроекту.

— Аалы Азимович, в связи с чем, был инициирован данный законопроект?

— Этот законопроект был инициирован в первую очередь, тем обстоятельством, что ежегодно более 60 тысяч юношей и девушек заканчивают высшие учебные заведения, и около 30 тысяч – колледжи и средние профессиональные учебные заведения. То есть в общей сложности, это более 90 тысяч молодых людей.

Государственные гранты, то есть оплату за бюджетные места получают немногим более 5 тысяч поступающих в вузы абитуриентов. Все остальные обучаются на контрактной основе.

Таким образом, получается так, что многие талантливые юноши и девушки не могут позволить себе оплатить контрактное обучение. Как следствие, не имея образования, они вынуждены в качестве гастарбайтеров уезжать на заработки в Казахстан, Россию, другие страны. При этом, как правило, они находят для себя малооплачиваемую, низкоквалифицированную и грязную работу. Многие из наших молодых кыргызстанцев женятся, выходят замуж остаются в той стране.

В такой ситуации, чем государство может помочь нашим гражданам? На законодательной основе есть такая норма, как социальный кредит, однако не было соответствующих подзаконных актов. Поэтому мы предложили поправку в закон КР «Об образовании». Предлагается выдавать студентам ссуду, не выше учетной ставки Национального Банка КР. Это около 5% — в НБКР, почти такая же ставка. Например, в «Айыл Банке учетная ставка – 16%, где-то в других банках -13%.

— Банки согласятся на такую разницу в учетной ставке?

— Разницу в учетной ставке будет субсидировать правительство КР  оно уже согласилось изыскать дополнительные дотации.

Еще один плюс предлагаемой нами поправки – это льготный период при оплате социального кредита. Студенту дается 5 лет, чтобы во время учебы он не был озабочен выплатой кредита.

— Каковы критерии отбора студентов, желающих взять социальный кредит?

— Критериев отбора, как таковых нет кредиты смогут получить все желающие, будут отрегулированы соответствующие подзаконные акты. При этом, определение приоритетных отраслей  экономики – станет прерогативой Министерства образования и науки КР.

— Когда будут внедряться социальные кредиты для студентов, наступает приемная кампания в вузы и ссузы…

— Мы рассчитываем, что с утверждением и регулированием всех механизмов и подзаконных актов, законопроект вступит в силу с 1 января 2019 года.

— Сколько студентов будут получать кредиты?

— Пока на первый год мы определили количество – 2 тысячи студентов – но это пока. А в дальнейшем никаких ограничений не будет – кредиты смогут брать все желающие.

Предлагаемая редакция поправок в закон «Об образовании»

Государство создает условия для обучения, предоставляя обучающимся в установленном Правительством КР порядке учебные помещения, оборудование, общежития, пособия, материальную помощь, льготы на питание и проезд на транспорте, медицинское обслуживание и оздоровление, учебники (студентам, обучающимся за счет средств республиканского и местного бюджетов, выплачиваются стипендии в порядке и размерах).

Для социальной поддержки студентов, обучающихся в образовательных организациях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования могут быть предоставлены социальные образовательные кредиты.

Льготное кредитование студентов, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования осуществляется с процентной ставкой не выше учетной ставки НБКР с отсрочкой начала выплат основной суммы кредита до окончания обучения.

Положение о механизмах социального образовательного кредита разрабатывается и утверждается Правительством КР.

Обучающиеся в образовательных организациях, использующих заочную форму обучения, дистанционные образовательные технологии в рамках высшего профессионального образования, имеют право на дополнительные льготы, предоставляемые в порядке, установленном законодательством КР о труде.

Чемпионы и призеры Олимпийских игр, чемпионатов мира и чемпионы Азиатских игр принимаются без вступительных испытаний (экзаменов, тестирования и собеседований) в государственные и муниципальные образовательные организации среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (бакалавриат, магистратура) и специальностям в области физической культуры и спорта.

Спортсмены, имеющие спортивные звания «Мастер спорта Кыргызской Республики», «Мастер спорта Кыргызской Республики международного класса», пользуются преимущественным правом при поступлении в государственные и муниципальные образовательные организации высшего профессионального образования. Спортсмены, имеющие спортивный разряд «Кандидат в мастера спорта», спортивные звания «Мастер спорта Кыргызской Республики», «Мастер спорта Кыргызской Республики международного класса», пользуются преимущественным правом при поступлении в государственные и муниципальные образовательные организации среднего профессионального образования.

Айнура КАНИМЕТОВА «Кут Билим»

Поделиться

Комментарии