Решение проблемы школьного насилия: комплексный подход и объединение усилий

  • 20.11.2025
  • 0

Во Всемирный день ребенка Министерство Просвещения пригласило всех заинтересованных на круглый стол «Национальное исследование по вопросам насилия в общеобразовательных организациях и защиты детей в Кыргызстане». Среди присутствующих были представители государственных органов, организаций гражданского общества и экспертов.

Решение проблемы школьного насилия: комплексный подход и объединение усилий

Министр просвещения Догдуркуль Кендирбаева рассказала, что для борьбы с данным явлением в каждой школе были созданы кабинеты инспекторов по делам несовершеннолетних, а также внедрены «тревожные кнопки» в электронные дневники.

Ради безопасности учащихся должны консолидироваться три субъекта, и рука об руку выступить единым фронтом: государство, родители и школа.

Уполномоченная по правам ребенка Кыргызской Республики Асел Чынбаева отметила, что общество меняется и вместе с этим меняются риски напрямую влияющие на здоровье и благополучие наших детей. Эти изменения требуют от государственных органов, специальных служб, институтов правосудия и гражданского общества более тесной координации для ответственного подхода.

«Сегодня мы собрались в условиях когда система защиты прав ребенка сталкивается с новыми вызовами, требующими своевременного реагирования и согласованных действий»,- сказала А. Чынбаева.

На круглом столе прозвучала горькая правда: «Не все родители умеют разговаривать со своими детьми доверительно».

Что касается самих механизмов поддержки детей в системе образования, то тут должна быть хорошо выстроено психолого-педагогическое сопровождение. В каждой школе необходимо, чтобы работали психологи, социальные педагоги и медработники. Их деятельность должна быть направлена на выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактику школьной тревожности, буллинга и девиантного поведения.

Травля, избиения и вымогательство, к сожалению, все еще встречаются в современных школах, будь то государственная, либо частная. Не каждая школа сегодня является безопасной.

Ежегодно в Кыргызстане 6 тысяч звонков поступает на «горячую линию» с жалобами на школьный рэкет.  По данным Министерства Просвещения на конец 2024 года на учете в ИДН находились 3600 учащихся школ. 51% школьников Кыргызстана стали свидетелями насилия в учебных заведениях.

В целях профилактики буллинга и насилия в школах Кыргызстана внедряются следующие механизмы:

— деятельность профилактических комитетов;

— разработка и внедрение антибуллинговых политик;

— анонимные каналы для обращения по фактам насилия;

— обучение педагогов навыкам ненасильственного общения;

— проведение тематических тренингов и классных часов;

— во всех школах введена программа «Школа родителей»;

— в начале 2025 года Министерством разработан и утвержден новый государственный образовательный стандарт (многие темы и программы по профилактике интегрированы в предметы «Я и мир», «Человек и общество).

На круглом столе была также озвучена статистика от  Назгуль Турдубековой из «Лиги защитников прав ребенка»: «С различными формами буллинга сталкивается каждый второй школьник в Кыргызстане».

Для поддержки безопасной образовательной среды был разработан также «Э-Күндөлүк».

Это такое анонимное мобильное приложение, созданное в целях получения анонимных сообщений от школьников по вопросам насилия, буллинга и других правонарушений.

В данном приложении есть функция «Не бойся! Сообщай!». На сегодняшний день ведется работа по улучшению данной функции. Этот сервер гарантирует анонимность и защиту личных данных. Вдобавок, в 80% школ уже установлены камеры видеонаблюдения, соединенные с Ситуационным центром МВД.

Решение проблемы школьного насилия требует комплексного подхода и объединения усилий государства, системы просвещения и гражданского общества. В рекомендациях участников исследования часто говорится о необходимости расширения профилактической работы в образовательных организациях с вовлечением заинтересованных сторон и укрепление института семьи.

Жамиля Дандыбаева, «КБ»

Поделиться

Комментарии