ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЯЕТ «Об утверждении Рамочного Национального стандарта (куррикулума) среднего общего образования Кыргызской Республики»

  • 06.09.2013
  • 0

В целях реализации Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы, Стратегии развития образования Кыргызской Республики на 2012-2020 года, проекта «Инициатива по ускоренному достижению целей Образования для всех», а также п

СПРАВКА ОБОСНОВАНИЕ

к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики

«Об утверждении Рамочного Национального стандарта (куррикулума) среднего общего образования Кыргызской Республики»

Настоящий проект постановления Правительства Кыргызской Республики подготовлен Министерством образования и науки Кыргызской Республики в целях реализации Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы, Стратегии развития образования Кыргызской Республики на 2012-2020 гг., проекта «Инициатива по ускоренному достижению целей Образования для всех» (ОДВ), а также повышения качества образования через внедрение стандартов нового типа (куррикулумов).

Рамочный Национальный стандарт (куррикулум) был подготовлен во исполнение п.6.3.1 Стратегии развития страны на 2009-2011 годы.

Документ разработан для системы среднего общего образования с учетом мнений заинтересованных сторон через новые механизмы партнерства с гражданским и академическим сообществами.

Рамочный Национальный стандарт (куррикулум) среднего общего образования был утвержден на  Коллегии Министерства образования и науки Кыргызской Республики  18 декабря 2009 (Приказ № 1114/1 от 21.12.2009 г.)

Рамочный Национальный стандарт (куррикулум) направлен на стандартизацию результатов обучения в общеобразовательных организациях.

Основной целью документа является переориентация системы образования от передачи учащихся фактологического материала, к компетентностному подходу, который направлен на формирование у учащихся компетентностей, позволяющих им использовать полученные знания, навыки, опыт ценностных отношений и др. в личностных, профессиональных и общественно-значимых ситуациях.

Переход к компетентностному образованию является одним из важнейших направлений развития мирового образования. В программе «Образование для всех»  шестая цель сформулирована следующим образом: «Повышение качества образования во всех его аспектах и обеспечение хорошей успеваемости, с тем, чтобы все получали признанные и соизмеримые результаты в обучении, особенно в отношении грамотности, счета и важнейших жизненных навыков»  . (Ответственность за выполнение указанной программы в Кыргызстане взяло на себя Правительство Кыргызской Республики, разработав Национальный план действий по Образованию для всех (Постановление Правительства  КР от 30.07.2002 № 504). Закрепление данных принципов нашло отражение в готовящейся в рамках Всемирного диалога под руководством ООН «post-15» программе «Образование, которое мы хотим для всех», стартующей в 2016 году.

На постсоветском пространстве переход к образованию, ориентированному на результат, произошел в странах Прибалтики (середина 1990-х гг.), Армении, Молдове, Азербайджане. При Министерстве образования и науки Таджикистана создан в 2010 г. Центр куррикулума для разработки компетентностно-ориентированных стандартов. Новые стандарты, разрабатываемые в Казахстане и стандарты, утвержденные в 2010-2012 годах в Российской Федерации, также построены на компетентностной основе.

Причинами перехода к стандартам нового типа (куррикулумам) являются:

— переход к информационному обществу, когда нарастание информации происходит лавинообразно, и поэтому простое увеличение содержания образования не отвечает современным требованиям, приводит к значительным перегрузкам, и, как следствие, к заболеваниям учащихся, неуспеваемости и т.д.

— изменения представления о грамотности – от понимания грамотности и образованности как совокупности знаний, к функциональной грамотности, которая рассматривается как способность человека не только знать, но и применять свои знания в различных учебных, жизненных и профессиональных ситуациях.

Показателем глобальности происходящих изменений является, например, PISA, инструментарий которой построен в компетентностном  измерении. Поэтому одной из причин низких результатов, показанных школьниками Кыргызстана, является сохранение прежнего содержания, форм обучения и норм оценивания, нацеленных на накопление знаний.

Рамочный Национальный стандарт (куррикулум) является способом изменения подхода к выбору приоритетов и путей реформирования школьного образования, а также выстраивания новых форматов и процедур взаимодействия всех заинтересованных сторон в повышении качества образования.

Рамочный Национальный стандарт (куррикулум)

• Согласует содержание образования и формы представления конечных результатов с требованиями современного общества;

• Переводит всю систему школьного образования на принципы образования, ориентированного на результат, выраженный в наборе компетентностей учащегося, обеспечивающих готовность личности к успешной деятельности в учебной, социальной и профессиональной сферах;

• Ставит и формулирует цели образования как результаты обучения,  которые можно надежно измерить с использованием новых принципов оценивания;

• Устанавливает результаты образования по ступеням обучения.

Утверждение Рамочного Национального стандарта (куррикулума) среднего общего образования Кыргызской Республики станет нормативной правовой основой внедрения в школах Кыргызской Республики новых предметных стандартов сначала в начальной, а затем – в основной и старшей школе.

Принятие данного проекта постановления Правительства Кыргызской Республики не повлечет за собой выделения дополнительных ассигнований из бюджета. Средства на издание учебно-методических комплексов, соответствующих новым предметным куррикулумам, планируется обеспечить в рамках проектов Всемирного Банка «Поддержка реформ сектора образования» и АБР «Укрепление системы образования».

Данный проект постановления Правительства Кыргызской Республики размещен на веб-сайте Министерства образования и науки Кыргызской Республики.

Также сообщаем, что принятие обозначенного проекта экономических, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий за собой не повлечет.

Кроме того, отмечаем, что, по результатам проведенного анализа действующих норм национального и международного законодательства установлено, что нормы представленного законопроекта не противоречат действующим нормативным правовым актам.

 

Министр К.Садыков

овышения качества образования через внедрение стандартов нового типа (куррикулумов), Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить Рамочный Национальный стандарт (куррикулум) среднего общего образования Кыргызской Республики.

2. Вводить в действие Рамочный Национальный стандарт (куррикулум) среднего общего образования Кыргызской Республики в соответствии с планом действий, утвержденный Министерством образования и науки Кыргызской Республики, сохраняя на переходный период действие Государственного стандарта общего школьного образования для классов, не обучающихся по куррикулуму.

3. Министерству образования и науки Кыргызской Республики подготовить и внести необходимые изменения в нормативные правовые документы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел образования, культуры и спорта Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

5. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

 

Премьер-министр Кыргызской Республики Ж. Сатыбалдиев

Поделиться

Комментарии