ПОЛИФОНИЯ – ПУТЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ И УСПЕХУ

  • 18.12.2015
  • 0

2-4 декабря делегация кыргызских педагогов побывала в г. Алматы и приняла участие в республиканской научно-практической конференции «Полифония языков в учебном процессе общеобразовательной школы: проблемы и перспективы», посвященной 20-летию Ассамблеи народов Казахстана. Организовал этот форум филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по городу Алматы.

 На пленарной  части конференции ее участников приветствовали  первый заместитель председателя правления АО «НЦПК «Өрлеу», д.п.н., профессор Ж. А.Караев, руководитель проектов ВКНМ ОБСЕ Михаэль Ангерман, региональный эксперт по образованию ВКНМ ОБСЕ Атанасия Стоянова и другие почетные гости. Они поблагодарили организаторов семинара за проведение столь важного мероприятия, а также за сотрудничество с 2005 года ИПК ПР по г. Алматы и ОБСЕ. Затем выступили с научными докладами д.п.н., директор ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Алматы  Р.А. Садвакасова («Новый формат повышения квалификации педагогических кадров для полиязычного образования»), п.и.к., профессор К.К. Найманбаева и ряд других ученых, а также передовых учителей-методистов. На форуме звучали рефреном следующие слова Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева: «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это казахский язык – государственный язык, русский язык – как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику». Цитата взята из его послания народу республики под названием «30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики», где он предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков».

«В тех школах, где внедряется программа многоязычного образования, знание учащихся по государственному, русскому и иностранному языкам улучшилось, качество знаний по предметам также повышается», — утверждают казахские педагоги. Все участники конференции убедились в этом сами, когда посмотрели открытые уроки местных учителей по новой методике. Например, в гимназии № 105 им. Джандосова г. Алматы учителя К.Кушенова (физика, 10 класс), М.Бекбатырова (математика, 8 класс), Ю.Пайсов (биология, 10 класс) и Д.Акимжанова (химия, 9 класс) провели уроки на двух языках – казахском (или русском) и английском. Следует отметить, что ученики владеют английским лучше своих учителей-предметников и относятся к этому совершенно спокойно. Ведь, самое главное, они имеют возможность закреплять свои знания по предметам на английском языке на основе кембриджской программы.

Кыргызский взгляд на опыт казахстанцев

Наша делегация приехала в Алматы работать – так можно характеризовать общий настрой участников конференции от Кыргызстана. Старались не пропускать ни одного важного высказывания, узнать, как удается им преодолевать трудности перехода к многоязычному образованию. Поэтому записывали ход открытых уроков и отмечали все необычное. Во время обсуждений делились своими впечатлениями. В целом оценивая очень высоко работу своих коллег, кыргызские педагоги старались увидеть и подводную часть айсберга, задавая вопросы местным методистам.

Дискуссия продолжилась и в гостинице – между собой. Региональный  эксперт по образованию ВКНМ ОБСЕАтанасия Стоянова и координатор направления «Многоязычное образование»  Центра социальной интеграции Надира Джусупбекова направляли ход разговора в конструктивное русло. Они добивались, чтобы наши учителя здесь высказывали не только восхищение, но и делились своими сомнениями.

Тут прозвучали и критические замечания по отдельным моментам уроков. Например, иногда учитель понятия на целевом языке сходу переводил на первый язык – этого не следует делать без острой необходимости. Если ученик забыл эквивалент термина на целевом языке, лучше использовать «говорящую стену», развешанную листами, на которых написаны понятия и их перевод.

Да, казахские коллеги впереди нас во многом, опыт у них по внедрению многоязычия богаче – они начинали значительно раньше нас. И экономические возможности государства другие. Но все же мы не должны копировать все подряд вслепую, к тому же в любом новом деле неизбежны ошибки. Не ошибается лишь тот, кто бездействует, но это и есть самая плохая, непростительная ошибка.

Интерес к новой программе в Кыргызстане усиливается, особенно после выступления Президента Алмазбека Атамбаева на III съезде учителей республики. «Желающих перейти к многоязычному обучению становится все больше, — сказала Н.Джусупбекова. — Но одного лишь желания, даже очень сильного, явно мало. Следует подходить к этому очень взвешенно, изучить контекст – понимание родителями важности дела, готовность учителей к трудностям, упорной, последовательной  работе. Нам предстоит последовательно и упорно трудиться, чтобы педагоги на практике освоили новую методику и целевой язык, перебороть неизбежные в такой ответственной работе трудности».

И наши, и казахские педагоги рады укреплять сотрудничество, учиться друг у друга всему самому лучшему и новому. К тому же у нас очень близкие, почти полностью идентичные языки, культура, менталитет, общие корни.

«Зерде» — путь к раскрытию потенциала

Частная школа «Zerde» дает многоязычное образование. Основной язык – казахский. Но уже с первого класса два урока ведется на английском, и в каждый последующий год добавляется по 1-2 предмета на целевом языке, например, в 7 классе – физика, в 8-9 классах – биология и т.д. Сверх обязательного государственного стандарта, здесь дают детям образование по кембриджской программе с соответствующей методикой.

Нас встретили небольшим концертом детского ансамбля. Оказалось, здесь все учащиеся умеют играть на домбре. «Это обязательное требование. Наши выпускники выйдут в большой мир, познакомятся с культурами других стран, будут общаться, сотрудничать с друзьями в разных концах планеты. И где бы они ни находились, мелодия домбры будет напоминать им родные просторы, звать в отчизну. Наша главная цель – воспитать настоящих патриотов Казахстана, готовых и способных служить родине не на словах, а на деле, приносить реальную пользу государству. Мы помогаем раскрыть интеллектуальный и личностный потенциал каждого учащегося наиболее полно. Программа многоязычного образования позволяет продолжить обучение в вузе на английском языке и достичь максимальных высот», — говорит директор школы Кулжан Садуева.

Обучение в этой школе стоит 50 тысяч тенге в месяц, записать своих детей в первый класс могут родители только на 2017 год – места на следующий год уже заняты полностью. Принимают сюда по результатам собеседования наиболее способных.

Затем присутствовали на обычных уроках. Наша группа выбрала географию в 3 классе. Катрин, учитель из Филиппин, ни слова не говорит по-казахски или по-русски и общается с детьми исключительно на английском. Она словно маленькое солнце – всем своим обликом она излучает луч доброты и понимания! При таком учителе даже самый робкий ребенок раскрывается всей душой и не боится ошибок. Каждый ответ непременно вызовет одобрение, восклицание восторженного педагога, аплодисменты всего класса. И дети тянутся к теплому свету знания об океанах, морях, озерах и реках, их сердца переполняются любовью в большой мир. Вот какие большие озера! А море, океан! Учитель весело изображает руками извилистое, мультиковое течение реки. Дети узнают и навсегда запомнят, какие есть моря и реки в их родном Казахстане.

Подвиг лидера-педагога или еще раз о реальном патриотизме

Во второй половине дня мы ознакомились с работой школы-гимназии № 153 им. Розыбакиева. Удивительную историю успеха рассказал директор Ш.Умаров:

— Нас никто не уговаривал, не заставлял выбрать многоязычное образование. Заставила сама жизнь. Лет десять назад единственная в городе школа с уйгурским языком обучения оказалась на грани закрытия, поскольку наши выпускники не могли участвовать в едином национальном тестировании из-за незнания казахского (или русского). А кто все же рискнул проверить свои знания, получил самый низкий балл. Тогда я узнал про новую программу и решил – это и есть именно то, что поможет нам выбраться из тупика. Взвесил все обстоятельства, возможности наших учителей и все больше убедился в правильности выбора. Но меня чуть не съела «оппозиция» наша, авторитетные представители уйгурской диаспоры. Среди них есть и остепененные ученые. Большинство активистов обвинила меня в предательстве, мол, этот директор отказывается от своих национальных корней и хочет поскорее ассимилировать подрастающее поколение в казахский народ.

Если бы не уверенность в своей правоте и поддержка учителей школы, я бы сломался. Все же нам удалось преодолеть сильнейшее противостояние «оппозиции», упорным, последовательным трудом приблизиться к главной цели. За десять лет мы прошли сложный путь…

Сейчас нашу школу признали как одну из лучших в городе. Занимаем первое место в районе на предметных олимпиадах, показатели на ЕНТ повысились резко. Наши выпускники поступают в престижные вузы республики, многие учатся в европейских университетах. Сегодня к нам просятся дети и других национальностей.

 

KLIL – ключ к успеху

В школе-гимназии № 153 организовали для участников конференции открытые уроки по методике KLIL (интегрированного обучения предмету и языку). Кыргызской делегации было особенно интересно посмотреть, как местным учителям удается проводить уроки на двух и более языках – родном для большинства детей уйгурском, государственном (казахском), русском и английском.

В рамках одного предмета используется не больше двух языков. Например, на уроке истории у Гузель Ражаповой дети свободно говорили на казахском и уйгурском, но учитель все же соблюдала твердую последовательность: опрос по домашнему заданию – на казахском, ознакомление нового материала – на уйгурском, закрепление – снова на казахском и т.д. Коллеги отметили высокий уровень мастерства и А.Сайпутулиной (информатика), А. Жалиловой (география), Г.Тохтахуновой (биология), а также учителей английского М. Самади и С. Джамиевой, которые помогали предметникам провести двуязычные уроки.

Учитель может увеличить свою зарплату на 100 процентов

 Одним из лучших достижений образования в Казахстане является модернизированная система повышения квалификации. Национальный центр ПК «Өрлеу» объединяет 17 институтов – все областные институты ПК, а также институты в Астане и Алматы. Центр педагогического мастерства, Назарбаев Интеллектуальные школы совместно с сотрудниками факультета образования Кембриджского университета разработали многоуровневые программы ПК учителей общеобразовательных школ Казахстана. К каждому уровню соответствуют свои требования. Например, третий (базовый) уровень предполагает апробацию учителем на своей педагогической практике идеи Кембриджской программы, а слушатель курсов второго уровня должен во время практики подготовить четыре открытых занятия для учителей школы совместно с обученным учителем данной школы по технологии названной программы. В зависимости от этих уровней (есть еще первый – продвинутый) учитель получит надбавку к своей зарплате от 30 до 100 процентов.

Приоритетные направления Программы состоят из семи модулей: новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения, использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении, обучение талантливых и одаренных детей.

http://bnews.kz/ru/news/obshchestvo/kazahstanskie_uchitelya_mogut_povisit_kvalifikatsiu_po_standartu_kembridzhskogo_universiteta-2013_04_15-671057

Жолдош Турдубаев, Бишкек – Алматы – Бишкек.

Фото Перуза Асилбек.

(Редакция выражает благодарность отделу по связям с общественностью ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Алматы за помощь в уточнении отдельных сведений о деятельности образовательных программ в Казахстане)

Поделиться

Комментарии