ОСОБЫЙ СТАТУС — ОПЛОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДОВЕРИЯ; УКРУПНЕНИЕ — МИРОВОЙ ТРЕНД

  • 21.07.2022
  • 0
ОСОБЫЙ СТАТУС — ОПЛОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДОВЕРИЯ; УКРУПНЕНИЕ —  МИРОВОЙ ТРЕНД

 Необходимость коренных изменений в структуре управления ведущих вузов республики обусловлена сложившейся ситуацией с качеством высшего профессионального образования. Решением Президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова пяти вузам (КНУ, КГТУ, КНАУ, КГМА, ОшГУ) дан особый  статус.

Выбор вузов обусловлен тем, что направления, по которым они готовят кадры, являются государственно-образующими – это подготовка учителей, медицинских работников, аграриев, инженеров, программистов, производственников, включая такие сферы как производство продуктов питания и одежды. Это именно те направления, которые обеспечивают жизнедеятельность и конкурентоспособность государства.

В свою очередь, нужно отметить, что это те вузы, которые получили самые высокие баллы в ежегодном рейтинге образовательных программ вузов Кыргызстана в соответствии с международными стандартами качества, который проводит Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР/IAAR).

ОСОБЫЙ СТАТУС - ОПЛОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДОВЕРИЯ; УКРУПНЕНИЕ -  МИРОВОЙ ТРЕНД

Профильная реорганизация вузов производится путем объединения ресурсов по отрасли, т.е.: Кыргызского экономического университета  Академии бизнеса и социального развития и Бишкекского финансово-экономического техникума с приданием ему статуса научно-исследовательского университета (общий охват студентов составит 3733 чел.);

В результате объединения Кыргызского национального университета и Кыргызского государственного юридического университета общий охват студентов здесь составит 19003 чел.

В итоге объединения Ошского государственного университета и Ошского государственного юридического института  общая численность студентов составит 38672 чел.

ОСОБЫЙ СТАТУС - ОПЛОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДОВЕРИЯ; УКРУПНЕНИЕ -  МИРОВОЙ ТРЕНД

Объединение Кыргызского государственного технического университета, Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры и Кыргызского государственного университета геологии, горного дела и освоения природных ресурсов имени академика У. Асаналиева  приведет к укрупнению, то есть общее число студентов составит 17369 чел.

ОСОБЫЙ СТАТУС - ОПЛОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДОВЕРИЯ; УКРУПНЕНИЕ -  МИРОВОЙ ТРЕНД

Устранение дублирований по 31 направлению подготовки высшего профессионального образования (в области компьютерных технологий, легкой промышленности, транспорта, электроэнергетики, экономики, менеджмента, юриспруденции и гуманитарных наук), а так же по 13 специальностям среднего профессионального образования (в области транспорта, энергетики, экономики, менеджмента, права и гуманитарных наук), позволит экономить на административно-управленческом и техническом персонале, высвобождая средства на повышение заработной платы преподавателям, укреплению материально-технической базы, повышению квалификации преподавателей и т.д. При объединении технических вузов будет сэкономлено 3,5 миллиона сом в год из республиканского бюджета и 42,6 миллиона сомов в год из их специальных средств.

Вузы особого статуса получают право осуществлять образовательную деятельность без получения лицензии, самостоятельно осуществлять закупки, самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и утверждать правила приема.

ОСОБЫЙ СТАТУС - ОПЛОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДОВЕРИЯ; УКРУПНЕНИЕ -  МИРОВОЙ ТРЕНД

Это свобода – в обмен на ответственность и обязательства, импульс для повышения конкурентоспособности вузов Кыргызстана, которая будет наконец-то основана на качестве подготовки, а не на массовости охвата. Основной целью должно быть стремление вузов особого статуса — попасть  в топ 500 международных рейтингов в течение пяти лет.

Процесс консолидации ресурсов и укрупнения высших учебных заведений не мог возникнуть из не откуда. Во всем мире идет процесс – от массы к качеству. И первыми в Европе в 2005 году, стали университеты Дании и Эстонии. Франция сегодня лидирует в области слияний высших учебных заведений. Эту инициативу поддерживает правительство, оно объединяет университеты и исследовательские центры в зонтичные «коммуны». Одно из крупнейших объединений, «федеральный университет» Пари-Саклэ сегодня включает в себя Политехническую школу, Коммерческую школу Парижа и Университет Париж-Юг. Еще один яркий пример – объединение Сорбонны и института Пьера и Марии Кюри.

ОСОБЫЙ СТАТУС - ОПЛОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ДОВЕРИЯ; УКРУПНЕНИЕ -  МИРОВОЙ ТРЕНД

Федеральный университет Пари-Саклэ, Франция

В Германии был создан Технологический Институт Карлсруэ на базе объединения Университета и Исследовательского центра в целях конкуренции с Массачусетским технологическим институтом США. С момента слияния в 2009 году в вуз поступило на 20% процентов больше студентов, а финансирование выросло на 50%.

Университет Аальто в Финляндии был создан путем объединения Хельсинской школы экономики, Хельсинкского технологического университета и Университета искусств и дизайна. В результате университет поднялся на 50 строчек в рейтинге мировых университетов QS.

В Российской Федерации также планомерно идет процесс создания укрупнения университетов на основании объединения нескольких вузов, либо по профильному, либо по региональному принципу.

Так, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» был реорганизован путём присоединения к нему пяти вузов и 12 спузов, расположенных в городах присутствия Госкорпорации Росатом. В результате, в 2020 году МИФИ уже был в более чем в 20 предметных рейтингах, таких как QS, THE, ARWU, U.S. News & World Report, RUR и др.

Уральский федеральный университет, был создан путем объединения Уральского государственного технического университета и Уральского государственного университета.

Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке включает в себя 9 школ, 110 академических департаментов и кафедр, 8 филиалов (в том числе один зарубежный — в Японии). В вузе обучается более 23 000 студентов и преподает 2000 педагогов.

Помимо федеральных вузов, в Санкт-Петербурге, например, объединились Мечниковская академия и Академия постдипломного медицинского образования, Политехнический университет и Институт машиностроения, ИТМО и Университет низкотемпературных и пищевых технологий, Горный университет и Северо-Западный заочный технический.

Официальная стратегия китайских реформаторов — создание университетов-лидеров, отбор ключевых вузов и их поддержка, чтобы составить конкуренцию мировым университетам. Только за 2005-2006 годы в Китае было реорганизовано свыше 300 вузов.

В топ-500 рейтинга QS представлены 24 университета Поднебесной, из которых 13 являются представителями консорциума CCN. Так, к примеру, Университет Цинхуа (15 место в Рейтинге университетов мира QS), Пекинский университет (23 место в мире) и Фуданьский университет (34 место в мире) – созданы путем объединения и укрупнения различных вузов и спузов Китая.

Таким образом, опыт показывает, что большой университет – это всегда больше возможностей для создания лабораторий, для привлечения ученых, для рекрутинга научных кадров, для увеличения цитируемости преподавателей, для участия в крупных проектах, для улучшения финансового положения вуза.

Укрупненные вузы быстрее повышают академические показатели, качество научных исследований, быстрее интегрируются с зарубежными научными школами.

Томас Эстерманн, директор по управлению, финансированию и общественным связям Ассоциации университетов Европы, считает, что укрупненные супер-университеты имеют больше влияния и им легче повысить свой рейтинг и поддерживать хорошую репутацию.

Из 65 вузов, которые входят в три мировых рейтинга – нет ни одного, специализирующегося на чем-то специфическом. Они все универсальные с универсальным подходом образования образовательные сообщества с огромными бюджетами. Как говорят за рубежом – вуз должен быть не просто крупным – он должен быть заметным на карте.

Невольно вспоминается сказка о прутьях, связанных в один узел, который невозможно сломить. И  ассоциативно: пять ВУЗов – как пять пальцев сжатых в кулак – сила нового веяния в высшем профессиональном обучении.

А.Асаналиева «Кут Билим»

Поделиться

Комментарии