ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КАРАНТИНА

  • 20.04.2020
  • 0
ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ КАРАНТИНА

От редакции: По информации директора политехнического колледжа КГТУ им. И. Раззакова Нурайым Турусбековой штатный психолог колледжа Т.Р.Сабиров помогает оказывать психологическое сопровождение учебного процесса и поддерживает микроклимат в коллективе. На период карантина он также продолжает исследования и оказывает помощь в организации дистанционной работы со студентами. Сейчас проводит исследование состояние студентов, а с преподавателями уже закончил, даже выдал заключение и свои рекомендации. По мнению директора, будет полезно ознакомиться с его работой, потому что штатный психолог работает не в каждом колледже, и не везде исследуют состояние преподавателей и оказывают своевременную психологическую поддержку. Исследование прошли 54 преподавателя Политехнического колледжа КГТУ им. И.Раззакова.

Цель исследования: выявление психологических факторов формирования стрессовых состояний у сотрудников Политехнического колледжа КГТУ им. И.Раззакова.

Методика: авторская анкета-опросник, направленная на выявление стрессогенных факторов в работе педагогического состава.

Актуальность исследования

На сегодняшний день мировое сообщество, в том числе и Кыргызстан, оказался в тяжелом положении в связи с пандемией коронавируса COVID-19. Деструктивное влияние данного заболевания затронуло практически все сферы современного общества на социальном, политическом, культурном и других уровнях. Особую опасность данный вирус представляет для здоровья людей, что доказано количеством заболевших и умерших от данного недуга. Однако, в нынешней ситуации важно помнить не только о физическом здоровье, иммунитете организма и соблюдении гигиенических норм, но и о психическом здоровье человека.

Самоизоляция, ограничение социальных контактов, переживание за свое здоровье и близких людей – все это является дополнительным источником дистресса и нагрузки на нервную систему человека. Именно сейчас крайне важно приложить все усилия для помощи людям, в том числе и с позиции оказания психологических услуг. И одной из наиболее значимых отраслей общества является сфера образования, в рамках которой неотъемлемой частью является психологическая профилактика и коррекция. Помощь в адаптации к изменившимся условиям труда, поддержка педагогов и сотрудников колледжа, психологическая помощь студентам и родителям – все это является функциональными обязанностями психолога.

Переход на дистанционную систему образования влечёт за собой ряд изменений, таких как изменение распорядка дня, внедрение новых дистанционных технологий для процесса обучения, необходимость находится в домашних условиях – эти и другие факторы могут оказать серьёзное влияние на психическое самочувствие преподавателей и сотрудников колледжа. Данное психологическое обследование посредством опроса позволяет выявить наиболее проблемные аспекты в работе сотрудников и определить специфику психологической помощи с учетом нынешних реалий.

Структура исследования

Проведенный опрос носит профилактический характер и направлен на выявление потенциальных стрессогенных факторов в работе сотрудников Политехнического колледжа КГТУ им.И.Раззакова. Для проведения опроса специально разработана авторская анкета, вопросы в которой были разработаны с учетом специфики работы участников исследования и базируются на исследованиях зарубежных ученых, изучающих феномен стресса. Важно отметить, что исследование проводилось анонимно для повышения честности ответов со стороны респондентов и исключения социально желательных ответов. Исследование прошли 54 преподавателя Политехнического колледжа КГТУ им. И.Раззакова.

Результаты исследования

При изучении соматических аспектов стресса наиболее частым симптомом, который выделяют участники исследования, является ухудшение сна и изменение привычного распорядка дня (42 %). В целом, большая часть стрессогенных факторов, такие как повышение давления, увеличенная раздражительность, боль и усталость большинством респондентов не оцениваются как преобладающие. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что большая часть педагогического состава не испытывает дискомфорт на физиологическом уровне и не наблюдает проблем со здоровьем.

В рамках анализа когнитивных или познавательных особенностей психики наиболее важными критериями для оценки являются повышенная отвлекаемость внимания (40%) и проблема доступности материала, т.е. объяснение студентам заданий, подготовка материала и прочее (40%). Учитывая специфику условий работы, а именно переход рабочего процесса на дистанционный формат, результаты следует признать закономерными. Необходимость работать удаленно, контролировать учебный процесс без возможности непосредственно взаимодействовать с окружающими, важность контроля выполнения заданий и другие факторы – всё это приводит к потенциальному ухудшению когнитивной деятельности, т.к. многим сотрудникам приходится прилагать дополнительные усилия для качественного выполнения своих обязанностей.

Наиболее значимые результаты были получены в рамках изучения социальных аспектов, связанных со стрессогенными факторами. Именно социальные или поведенческие проявления стресса были отмечены респондентами наиболее часто. Наиболее явными симптомами стресса в профессиональном аспекте называются сложность адаптации к изменившимся условиям работы (60%), проблемы технического характера, отказ оборудования (65%), сложность во взаимодействии со студентами или коллегами, что выражается в задержках рабочего процесса (56%) и ощущение нехватки времени (54%). Все эти факторы отражают условия пребывание в режиме карантина и ЧС и, предположительно, могут распространяться не только на сотрудников Политехнического колледжа КГТУ.

Резюмируя вышенаписанное, результаты исследования можно признать, в целом, удовлетворительными. Несмотря на выявление ряда факторов, которые могут способствовать повышению стресса у сотрудников колледжа, важно понимать, что данные симптомы являются отражением ситуации в мире в целом. Психологическое состояние сотрудников находится на адекватном уровне, однако необходимо проведение мероприятий со стороны психолога с целью профилактики эмоционального выгорания у сотрудников колледжа.

Анализируя деятельность Политехнического колледжа КГТУ им. И. Раззакова с психологической точки зрения важно отметить, что на качестве работы сотрудников данного учреждения позитивно сказываются следующие аспекты:

  • Наличие обратной связи между руководством колледжа, сотрудниками и студентами, что выражается в возможности обратиться за помощью, получить совет и узнать необходимую информацию во время дистанционного обучения.

  • Готовность и высокая адаптивность к изменяющимся условиям, что проявляется в готовности коллектива к обучению новым методикам образовательного процесса, а также апробации и внедрению альтернативных форм обучения на период карантина.

  • Ответственное отношение педагогического состава к своим обязательствам, понимание важности контроля за учебным процессом и поддержание со своими студентами, учитывая дистанционную форму обучения.

  • Понимание важности оказания своевременной психологической помощи преподавателям и студентам, которые испытывают повышенные эмоциональные нагрузки в связи с нестабильной ситуаций в мире и государстве.

На примере Политехнического колледжа КГТУ им. И. Раззакова можно говорить о том, что эти и другие факторы непосредственно влияют не только на качество работы образовательного учреждения, но и оказывают воздействие на самочувствие человека – на его физическое и психическое здоровье. Только при ответственном отношении к происходящей ситуации и правильно выстроенной стратегии рабочего процесса на период карантина можно говорить о нейтрализации дополнительных источников дистресса и повышенной нагрузке на психику человека. А это, в свою очередь, позволит сохранить здоровье, как педагогов, так и студентов – что является первостепенной задачей не только на период карантина, но и в обычное время.

Т.Р.Сабиров, психолог Политехнического колледжа КГТУ им. И. Раззакова

Поделиться

Комментарии